Рассказывает Анна Амброзевич, MarTech-контрибьютор агентства RTA.
2 июля на конференции Promartech состоялось выступление эксперта по маркетинговым технологиям, MarTech-контрибьютора агентства RTA Анны Амброзевич, посвящённое ключевым тенденциям развития глобального рынка MarTech. Конференция проводилась в рамках третьего ежегодного форума E+ Grand Summer Forum, организованного командой премии E+ Awards.
Анна Амброзевич проанализировала основные тенденции развития международного рынка маркетинговых технологий — на данный момент и в ближайшем будущем.
Управляй рекламой и анализируй конкурентов на Wildberries
Подключай бесплатные инструменты для селлеров в PromoPult:
- Биддер ставок.
- Мониторинг позиций в поиске и категориях ВБ.
- Дашборды с результатами рекламы.
- Аналитика продаж, выручки, ставок конкурентов.
Запускай внешнюю рекламу в Яндексе и ВК. Пополнишь баланс от 3000 ₽ — настроим бесплатно.
Подключить →
С 2011 по 2025 годы число MarTech-компаний выросло более чем в сто раз — со 150 до 15 тысяч 384 (по данным chiefmartec и MarTechTribe). При этом наибольшие темпы роста фиксировались в начале указанного периода, а затем существенно снизились. За последние 12 месяцев они составили 9% против среднегодовых 39,2% с 2011 года.
Активнее всего развиваются решения в категориях:
-
контент и опыт (Content and Experience), 4301 продукт в 2025 году;
-
социальные сети и отношения (Social and Relationships), 3355;
-
коммерция и продажи (Commerce and Sales), 3052;
-
данные (Data), 1900);
-
управление (Management), 1427.
В 2025 году фиксировался равномерный рост во всех категориях. Ускорилось развитие ИИ-решений (как отдельных, так и встроенного функционала).
Топ-5 подкатегорий в этом году: автоматизация продаж (1 546 продуктов), контент-маркетинг (1 102), мероприятия/встречи (599), ecommerce-платформы (547), CRM (513).
В ближайшем будущем рынок будет развиваться в соответствии с «законом MarTech-изменений», который можно сформулировать так:
«Рост технологических изменений — экспоненциальный, рост организаций — логарифмический».
Бурное развитие технологий будет сочетаться с достаточно медленными темпами трансформации на организационном уровне.
Искусственный интеллект изменит рынок MarTech, но это не произойдёт в самом ближайшем будущем: старой, уже сложившейся экосистеме и ИИ-технологиям предстоит долгое сосуществование.
Уже сейчас ИИ позволяет создавать огромное количество новых MarTech-решений с авторством самих маркетологов. Основные сферы его применения: производство контента, сегментация аудитории и таргетинг, аналитика и отчётность. B2B внедряет ИИ в маркетинг намного быстрее и успешнее, чем B2C: ИИ-решения часто масштабированы для широкого использования в различных процессах и лучше интегрированы с MarTech-стеком.
Технологии ИИ в сочетании с подходами low-code и no-code создают возможности для резкого увеличения числа MarTech-решений — за счёт бума разработки новых инструментов людьми, не являющимися IT-специалистами (citizen-developed software), и агентами ИИ (agent-built software). Число таких решений в будущем может превысить число решений коммерческого мартеха в миллион и более раз.
Один из ключевых трендов MarTech-индустрии — компонуемость (composability), то есть возможность собирать маркетинговую инфраструктуру из атомарных, легко интегрируемых решений и быстро перестраивать систему под новые условия.
В 2025–2030 годах на смену «простой» компонуемости приходит возможность интеграции сервисов на микроуровне. Тренд на composability будет способствовать появлению кастомных MarTech-инфраструктур и росту независимости маркетинга от IT (благодаря подходам no-code и low-code). Стоимость владения стеком снизится. Будет расти спрос на архитекторов, интеграторов и специалистов по MOps — системе операционного управления маркетингом, которая обеспечивает связь процессов, данных и инструментов.
В новых условиях технологии ИИ берут на себя продакшен и аналитику, а маркетологи фокусируются на стратегии, креативе и операционном управлении. Специализированные MOps-команды занимаются такими вопросами, как интеграция MarTech-стека, управление данными (включая работу с CDP, DWH, системами идентификации), автоматизация процессов, аналитика и атрибуция, управление стеком и лицензиями.
В ближайшем будущем MarTech-стеки будут становиться всё более сложными, со всё большим числом источников и растущими объёмами данных. Ключевой задачей становится обеспечение устойчивости и управляемости таких систем. В связи с этим растёт роль визуализаций MarTech-стеков — как рабочего инструмента и способа мышления.
Будущее мартеха будет определяться не отдельными решениями и продуктами, какими бы яркими они ни были, а компонуемостью и дизайном адаптивных систем.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Ваши статьи присылайте нам на 42@cossa.ru. А наши требования к ним — вот тут.