Зловещая долина майонеза. Почему идеальная картинка в рекламе не работает или работает против вас
Программное эссе о том, зачем в коммуникациях нужно показывать живых людей, а не выхолощенные образы потребителей.
Автор: Андрей Дансков, креативный директор, управляющий партнёр GREAT.
Длинное вступление, в котором впервые встретятся Огилви и Фома Аквинский
Давайте попробуем влезть в шкуру, а точнее в сдержанный корпоративный стиль младшего менеджера
Нет, не их цитаты, которые мы тоже любим, как и всё, что можно применять, вырвав из контекста, а набор определённых постулатов. Они повторяют вам прочитанные и усвоенные

WB + внешняя реклама
Управляй рекламой и анализируй конкурентов на Wildberries
Подключай бесплатные инструменты для селлеров в PromoPult:
- Биддер ставок.
- Мониторинг позиций в поиске и категориях ВБ.
- Дашборды с результатами рекламы.
- Аналитика продаж, выручки, ставок конкурентов.
Да, всё так. Ну почти. Есть одно «но». Слепое следование любым тезисам без учёта актуального состояние общества и контекста времени — путь, который заведомо приводит к ошибке, а чаще и к краху. Любая негибкая система (взглядов в том числе) приводит себя к разрушению. Ну, вот развал СССР, если угодно, хороший пример. А вот гибкости стоит поучиться у религиозных институций — они отлично адаптируются под новые времена.
Эта затянувшаяся преамбула преследует одну цель: напомнить, что адаптация корпуса знаний и трансформация подходов — единственный возможный эволюционный путь в любой отрасли. И реклама не исключение. Фома Аквинский (вроде бы это был он) говорил: «боюсь человека одной книги».
И правильно делал. Покажите мне маркдира, который без оглядки на современный контекст применяет в работе тезисы Огилви, и я постараюсь дистанцироваться от него всеми доступными человечеству способами. Потому что под его руководством вы неизбежно создадите рекламу, которая так же далека от реальности как подхваченный ураганом фургон Элли далёк по аэродинамическим свойствам от сверхзвукового истребителя. Да вы видели такие. Их как будто достали из капсулы времени.
И прекрасно живущая в тексте «идеальная жизнь» и «желанная ролевая модель» приводит зрителя в «зловещую долину». Вы про неё наверняка слышали. А если нет, то самое время для
Трёх абзацев про эффект зловещей долины, трупы, роботов и одного несложного графика (на самом деле двух)
Эффект зловещей долины — это психологическая особенность человека воспринимать человекоподобный объект как
Грубо говоря, если
Если читатель любознательный, то скорее всего знает, что этот эффект упоминают чаще всего в контексте человекоподобных андроидов. Да, собственно, и само понятие ввёл японский инженер Масахиро Мори.
Итак, историческая справка, без которой текст длиннее тысячи знаков не считается, состоялась, а значит дальше обязательно должен идти график. И он идёт. Это график Мори, отражающий зависимость между человекоподобностью объекта и эмоциональным откликом на него. Чем более человекоподобен робот, тем выше симпатия в его сторону. Но только до определённого уровня, когда схожесть уже велика, а реакции андроида не соответствуют реакциям живого человека. Здесь и возникает «зловещесть».
А причём тут, собственно, реклама и как это соотносится с длинной преамбулой, которую вы вынуждены были прочитать? А при том, что именно эффект «зловещей долины» может объяснить то, почему мы негативно реагируем на пластиковых персонажей в рекламе и нереально счастливые семьи, которые только и делают что улыбаются в камеру. Ведь там всё правильно. И семья полная, и улыбаются все, даже гортензия в кашпо, а квартира, в которой они живут — просто мечта измученного ключевой ставкой обывателя.
Но именно стремление сделать идеальную картинку, людей и обстановку приводит к тому, что живые люди становятся похожи на неживых — их реакции неестественны, их поведение отличается от поведения реальных людей. И вместо «героя, с которым наша ЦА будет ассоциировать себя», вы попадаете в одну яму с трупами и зомби.
А сейчас я позволю себе зайти настолько далеко, что вмешаюсь в разработку японского инженера. Вот он, адаптированный под тему рекламы
Про то, что нам ни холодно ни жарко от инфографического стиля — это понятно и без графиков, как и многое в этом мире. С атропоморфизацией тоже всё предельно ясно: здесь живут Красный и Жёлтый M&M`S, тётушка Мокрота (если не знакомы с ней, погуглите) и прочие кролики Дюрасел. Можно ли ещё выше двинуться с такими персонажами по вертикальной оси, повышая положительную оценку? Да — сделайте глаза побольше, а ручки и ножки покороче. И большую голову. В общем, усильте младенческие черты у персонажа — это путь к подсознательному принятию, так мы устроены эволюционно. Просто биологическая программа и никакой магии. Вспомните, как выглядят самые популярные анимационные персонажи. Это точно не тонкорукие анорексики Тима Бёртона. Совсем наоборот.
Кстати, новый мудак сухарь. Полюбуйтесь на домовёнка, которого мы в GREAT придумали для перезапуска бренда. Вы скажете ему всё, даже CVV своей зарплатной карты.
Формально в этот же блок можно поставить и кукол, хоть у японца они стоят отдельно. Но времена, когда кукла могла быть настолько кринжовой, что пугала, безвозвратно прошли, как и эпоха немого кино. Сейчас кукла в рекламе — это гарантированно положительный отклик. Мы делали такую для бренда молочной продукции «Свежее Завтра». И ей ой как далеко до «зловещей долины», потому что ну
Кто же первый вызывает негативную реакцию? Пластиковые семьи. Потому что они только выглядят как люди. Но реагируют и ведут себя не как живые. Их реакции отличаются от тех, которые мы ожидаем увидеть. И мы (даже не мы сами, а мозг за доли секунды до того, как мы вообще осознали что увидели) сталкиваемся с негативной эмоцией.
Рядом с этой искаженной счастьем семьёй отдельно существует целая группа персонажей: это и странные маскоты (пугающие, кринжовые, спорные), и отталкивающие образы в отдельных флайтах, и весь спектр технических багов вроде плохо проработанных графических или анимационных персонажей.
Жанр «говорящая голова», презентующая продукт — не самое интересное решение, но как минимум можно рассчитывать, что реклама не будет подсознательно воспринята как
Классические съёмочные ролики с вымышленными пространствами и прочими искусственно созданными мирами тоже скорее всего не вызовут негатива в аспекте «зловещей долины», если не добиваться её намеренно, как в старой кампании Burger King, где
Но самое интересное и редко встречающееся сейчас явление — это точка максимальной эмпатии и узнавания. Это реклама, в которой живые люди ведут себя как люди и реагируют настолько
Почему же такая реклама встречается редко? Потому что, как правило, построена на человеческих инсайтах, а в текущих реалиях рынка всем не до имиджевых и стратегических коммуникаций, все занимаются тактикой, не заглядывая сильно в будущее. Что там, в этом будущем, никому не известно. На всякий случай лучше не постулировать
А теперь про то, как избежать «зловещей долины», когда вы создаёте рекламу (даже тактическую, даже ролик про скидки)
Надо сказать, что и без зловещей долины есть целый ряд путей добиться того, чтобы мозг избегал вашей рекламной коммуникации и включал защитные механизмы обесценивания недостижимого\нерелевантного.
Это несовпадение ролевой модели, предлагаемой аудитории, рассинхрон культурного контекста персонажей и предполагаемой целевой (проще: делали для зумеров, а сделали очередной «йоу!». А надо было Кадышеву позвать). То есть, не надо показывать героев, которые едят доширак в стометровой
Но вернёмся к зловещей долине и попробуем очертить очевидные (увы не для всех) и простые (не с точки зрения переговоров с клиентом) способы избежать попадания туда.
Проводите качественный кастинг и ищите живых людей
У людей есть веснушки. Большие носы, странные глаза, высокие или низкие лбы, да много чего ещё интересного. Не замыкайтесь на модельной внешности. Хотя и это уже клише. Посмотрите на современный подиум — вот где праздник разнообразия.
На одном из проектов нам это удалось. Это было создание
Избегайте истошного счастья
Давайте так: про Степфордских жён уже всё сняли и без вас. Зачем вам свой соус\нарезку\индейку ассоциировать с бездушными роботами, которые способны только улыбаться в ответ на любые внешние раздражители? Естественная эмоция и нюансные штрихи работают лучше, чем улыбка в камеру.
Стремитесь к естественным ситуациям в сценариях
Потому что в неестественной ситуации даже живой персонаж поведёт себя неестественно. Предположим, мальчик копит деньги, чтобы подарить шоколадку учительнице музыки. Ну бог с ним, тяжело очень в семье (хотя мальчик одет не на рынке явно) или шоколад вздорожал (на самом деле так и есть, но про неурожай на рынка
Живые диалоги\реплики\ГЗК
Мёртвая речь — это первое что бросается в глаза (ок, да) при просмотре большинства роликов. Да, есть юридические препоны, но не обязательно говорить как на улице, ведь даже строй фразы может быть нормальным и придать жизни. Гармаш с Палем в рекламе Почта Банка разговаривали нормально. Почему другие не могут? Боятся, что случится
А
Да и в целом формат — так себе. Люди стараются казаться умнее, чем они есть и играют роль опытного
Дайте героям жить в настоящей жизни
Предфинальный абзац
Я знаю, какой будет первый контраргумент: а вот, пожалуйста,
Про предфинальный абзац я соврал. Вот этот предфинальный
А знаете, кто не станет врать?
Вместо вывода
Людям хочется видеть людей, видеть человеческие реакции, реальные фигуры и лица, слышать естественную речь. Поэтому нам всем не хватает старой доброй рекламы, базирующейся на человеческих инсайтах. А если подняться на уровень выше: в рекламной индустрии сильно не хватает живых людей по обе стороны, которые видят силу и источник успеха в реальной жизни, а не искусственных конструктах.
И не забывайте: бойтесь человека одной книги.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Ваши статьи присылайте нам на 42@cossa.ru. А наши требования к ним — вот тут.