Битва титанов игровой индустрии: Xbox vs. Playstation. Читайте на Cossa.ru

02 февраля 2015, 11:40

Битва титанов игровой индустрии: Xbox vs. Playstation

Год, начавшийся 17 сентября 2013 и закончившийся 9 сентября 2014, показал, что индустрия интерактивных развлечений если не обогнала кино и музыкальную индустрию по обороту, то точно встала в один ряд с этими титанами. Эти две даты выбраны не случайно. Первая — дата выхода игры GTA 5, а вторая — Destiny.

Однако есть ещё две причины, почему этот год можно считать новой вехой развития индустрии видеоигр, — запуск нового поколения игровых консолей Sony Playstation 4 и Microsoft Xbox One. Sony PS4 увидела свет осенью 2013-го, тогда же она добралась и до России. А Xbox официально вышел у нас только в сентябре 2014-го. Это интересно по ряду причин. Во-первых, разница во времени между выходами конкурирующих моделей прошлой версии была довольно ощутимой (Xbox 360 — 22 ноября 2005 против PS3 — 11 ноября 2006). Во-вторых, непринятие маркетинговой стратегии Microsoft пользователями. Общественное мнение показало, что от игровой консоли люди ждут игр и взаимодействия с ними, а не мультимедийного комбайна с подключением к цифровым каналам и управлением телевизором. Собственно, Sony моментально сыграла на этом, что позволило ей вырваться вперёд.

Digital агентству Media stars данная тема показалась близка и интересна так как многие они имеют базу идей, которые возникали в процессе работы и ждут своего часа, в том числе и по данному направлению. Поэтому они решили углубиться в тему и провели анализ SMM продвижения в данном сегменте игрового рынка в России. В данном материале они проанализировали битву титанов игровой индустрии на просторах социальных сетей — Microsoft Xbox против Sony Playstation.

«Да сколько можно уже в игрушки свои играть?! Чай, не маленький уже!» Или какой он, русский геймер?

Любой среднестатистический геймер не раз слышал эту фразу. Большинству люди, играющие в видеоигры, видятся этакими Хёрли из сериала «Остаться в живых», но в действительности это редко оказывается правдой.

MS_info_644x400_1.png

Вопреки расхожему мнению, среднестатистический игрок вовсе не является 25-летним ботаником. Мировая статистика показывает, что в игры в основном играют преуспевающие люди, у которых, по заверению британских учёных, есть BMW, а ежегодный доход равняется в среднем 35 000 долларов. Если говорить о старшем поколении, то здесь многие удивятся тому, что люди от 30 вообще играют. Личный опыт и исследования показывают, что персонаж Кевина Спейси, играющий в Call Of Duty, — скорее норма, нежели исключение. За последние десятки лет самые первые игроки уже успели обзавестись семьями и частенько играют вместе, всей семьёй, причём как в весёлые семейные игры, так и в серьёзные с поставленным сюжетом, получившие немало наград (Heavy Rain, The Last of Us). Подобные геймеры готовы покупать недешёвую технику и отличаются невероятной верностью бренду игровых консолей, которую проще всего сравнить с верностью фанатов техники Apple.

MS_info_644x400_2.png

По сути, в сегменте видеоигр уникальная аудитория, которая готова тратить деньги, крайне лояльна и слабо подвержена воздействию рекламы — для неё важно качество и свойства товаров, репутация бренда на рынке.

Битва титанов

Начнем с позиционирования обеих платформ. Вернее его, практически полное, отсутствие. У Playstation прослеживаются некоторые чёткие векторы, связанные, прежде всего, с социальной составляющей и вытекающим из него использованием соответствующих функций и This is for the Players. Нам понятно такое рвение со стороны японского бренда — грех не использовать проколы конкурентов, но так не будет продолжаться вечно. Xbox уже давно избавился от балласта в виде теле-функций, что позволило снизить цену на чисто игровую комплектацию. Более того, Microsoft уже не раз сообщила, что отказ от этих функций освободил часть производственных мощностей консоли для разработчиков игр. Да, это признание своей неудачи, но вынужденное, дабы уровнять шансы. Пройдет еще год-два и разница в качестве игр на разных платформах сведется к минимуму. На первый план выйдут сами игры, функции приставок для игроков и социальные возможности, которые они предлагают. Именно здесь и следует играть при продвижении, как на российском, так и на западном рынке. Мало выиграть одно сражение, как говорится. Но к этому нужно придти. Когда больше всего внимание уделяешь только одному конкуренту, очень сложно мыслить шире, начинаешь забывать про позиционирование, потому что стараешься сделать лучше/больше/интереснее, чем у конкурента. Мы знаем, о чем говорим. В свое время у нас была та же проблема при проработке стратегии продвижения Nikon. Как и у главного конкурента, стремление побороть цифровыми показателями доминировало. Но мы поставили себе цель узнать, что нужно аудитории? Что для них Nikon? И мы узнали. Этим оказалось не что иное, как эмоциональная ниша познания неизведанного, сопряженная с азартом и тягой к приключению. Квинтэссенцией этих идей стали наши проекты с Яндекс Фотки и создание уникальной базы фотографов, которые несли нашу идею в масс. Каждый шаг в коммуникации одновременно интриговал, завораживал, обучал и вовлекал аудиторию. Игровым консолям и играм нужно то же самое. Это индустрия интерактивных развлечений в конце концов! Кто как не её целевая аудитория готова и ждет не дождется интерактива! Начиная от неожиданных имиджевый роликов, заканчивая сложными проектами с площадками, которые завлекут человека и покажут ему, что играть — это круто, а играть на вашей площадке — еще круче!


Перейдём непосредственно к сравнительному анализу присутствия Playstation и Xbox в «российских» социальных сетях.

MS_info_644x400_3.png

  • Xbox vs Playstation 4


«ВКонтакте». Сравнение

MS_info_644x400_4.png
Мы видим, что аудитория официальной группы Xbox значительно более активна. Количество подозрительных аккаунтов ниже, чем у Playstation, однако в сообществе Xbox гораздо больше людей младше 18 лет. В то время как основное ядро аудитории Playstation — от 19 до 35 лет. Это не что иное, как последствия разного появления продуктов в России. Если Playstation многие знают и любят с детства (19–35), то история Xbox фактически началась в России с запуском Xbox 360 (вторая из трёх существующих моделей) в 2006 году. Ядро аудитории х-ящика просто ещё не успело вырасти.
MS_info_644x400_5.png

Facebook. Сравнение

MS_info_644x400_6.png

В Facebook по сравнению с «ВКонтакте» ситуация полностью противоположная. Если в «ВКонтакте» пользователи более активны в сообществе Xbox, то в Facebook лидирует сообщество Sony Playstation.

Twitter. Сравнение

MS_info_644x400_7.png

В «Твиттере» Xbox больше всего в сумме действий (12 ретвитов и 11 добавлений в избранное) набрал твит о первом покупателе новой приставки в России. Большой популярностью пользуются розыгрыши за ретвит. Однако следует упомянуть, что разыгрывают здесь чаще всего цифровые ключи на дополнительный контент для игр, не связываясь с сервисом Xbox Live напрямую. Учитывая, что многие функции онлайн сервиса Xbox Live являются платными, это не совсем понятно и правильно, на наш взгляд.

В «Твиттере» Playstation за весь ноябрь только 4 твита — все они сделаны 28 ноября и посвящены выходу PS4. Больше всего в сумме действий (21 ретвит и 12 добавлений в избранное) набрал твит о старте продаж.

В целом «Твиттер» Xbox нам понравился больше. Он делает для своих читателей то, что делает Playstation на странице в Facebook для своих — общается с ними, предлагает им интересные варианты, вовлекает в общение с собой.

Игры контента

Говоря о контенте в целом, надо признать, что он схож. В основном это новости игр, обновления консоли, тематический юмор, интересные факты и цитаты. Контент полностью брендированный, кроме видео и фото из игр, хотя у Playstation встречаются исключения. Отдельно следует сказать о постах, посвящённых функционалу консоли. Подобный контент можно встретить в сообществах Playstation, и он возвращает нас к теме социализации игровой индустрии. Эти посты рассказывают о том, как можно использовать кнопку Share на игровом контроллер PS4 (куда именно можно расширить игровой момент, зачем и так далее). Рассматривая конкретные случаи жизни игрока, посты задают вопросы «Как?», «Зачем?» и «Почему это круто?», оставляя читателя наедине с мыслью из разряда «удивительно, что раньше этого не было». Кто-то скажет, что это «частичка магии Apple», и они будут в чём-то правы. Во многом благодаря этим постам сообщества PS выгодно отличаются от конкурентных. Скорее всего, в digital стратегии PS в соответствующих слайдах, посвящённых инсайту и коммуникативной идее, явно присутствовали слова «поделиться», «момент», «единство». В отличие от Xbox, где прослеживаются «друзья», «времяпрепровождение» и «время».

Конкурсные механики

Отдельного внимания заслуживают конкурсы в сообществах. Начнём рассмотрение этого вопроса с сообществ Xbox, потому что на их примере очень легко прослеживается разница механики одного и того же конкурса для разных площадок.

Например, конкурс в группе Xbox, посвящённый игре Call of Duty Advanced Warfare по принципу «розыгрыш за репост». И он же на странице в Facebook. Нужно предложить самую необычную (но функциональную, полезную!) суперспособность для экзоскелетов.

В «ВКонтакте» механика была крайне простой — нужно было «репостнуть» сообщение и отписаться в комментариях. Статистика поста очень приятная: 340 репостов и 572 комментария. Однако все комментарии сводились к отписке «сделал» и указанию модели приставки. Когда количество взято, можно поговорить и о качестве. Под это условие прекрасно подходит этот же конкурс на странице в Facebook. Механика уже интереснее. Пользователи должны были написать в комментариях свои варианты способностей для костюмов в игре. Статистика уже не блещет трёхзначными цифрами (63 лайка/13 публикаций/90 комментариев), однако среднее количество строчек в одном комментарии составляет примерно 5. Это говорит о совершенно другом уровне вовлечённости аудитории, нежели в «ВКонтакте».

Особенно примечателен конкурс от Playstation Fully Loaded. Ради него был создан специальный раздел в официальном блоге Playstation Россия. Суть конкурса в том, что есть некий большой набор, который помимо нескольких приставок и множества игр включает в себя все возможные аксессуары (вплоть до игрового кресла и руля), коды активации и два Full HD телевизора, — всего более 25 наименований. Этот набор разыгрывается по частям. Пользователю предлагается пройти тест на время. Вопросы в тесте очень разнообразные и в основном предлагают по кусочку изображения угадать, что именно это такое (даётся 4 варианта ответа). Протестировав на знающих людях этот конкурс, мы убедились, что тикающий таймер добавляет азарта и заставляет людей вводить новые адреса почты, чтобы попытаться ещё раз. Из минусов стоит отметить невозможность просмотреть своё время прохождения после завершения.

Рождение легенд

Теперь, когда мы обсудили, о чём в сообществах пишут сейчас, давайте заглянем немного назад, в самые важные даты для обеих платформ. Первый блок — это, конечно же, выход новых приставок. Как это освещалось?

PlayStation 4

«ВКонтакте» выход новой приставки не освещался (сообщество не велось).

Facebook ост про выход новой консоли собрал массу положительных отзывов (всего 67 комментариев/37 репостов/194 лайка). Однако это было единственное событие в группе, приуроченное к знаменательной дате. По сути можно сказать, что это никак не освещалось, что не может не радовать сообщества конкурентов.

Xbox One

«ВКонтакте»: анонсирование старта продаж в магазинах (пример: https://vk.com/xboxru?w=wall-50305947_21719 и https://vk.com/xboxru?w=wall-50305947_22058)

Facebook : пост-анонс выхода Xbox One

После выхода в обеих группах Xbox опубликовал фото и видео отчёт со старта продаж.

На наш взгляд, анонсирование запуска Xbox One было, конечно, гораздо лучше, чем у Playstation, однако в случае Xbox несоизмеримо с самим запуском. Запуск проходил в крупных магазинах М-Видео в Москве и Санкт-Петербурге, одним из ведущих был солист Comedy Club Незлобин, а в социальных сетях были опубликованы один анонсирующий пост, пост с первым покупателем и несколько отчётов. Если у Playstation не было такого инфоповода для освещения (консоль просто вышла в продажу, и всё), то Xbox создал дополнительный фон и никак им не воспользовался. Когда мы изучали оба кейса, в команде то и дело возникали озарения, как можно было бы «круто» обыграть эту ситуацию. Странно, что ничего подобного не было реализовано в сентябре 2014 года.

*финальный счет: 1 балл начислялся бренду, если в выбранной категории его показатель был лучше чем у конкурента; чем больше цифра, тем по большему количеству критериев лидировал бренд.

Последний уровень

MS_info_644x400_8.png

Теперь пришло время подвести итоги. Агентство Media stars провело не малую работу большую работу и сформировало понимание ситуации.

Складывается такое чувство, что ещё совсем недавно представители обеих игровых платформ очень аккуратно прощупывали почву в России. Аккуратно, не рискуя. А конкурс Playstation Fully Loaded — первый шаг на пути к интересным, масштабным и вовлекающим активациям в сегменте, которые ожидают нас в будущем.

Выглядят сообщества (особенно Playstation) так, словно хозяева крайне воодушевились успешным стартом своей консоли и хорошими показателями сообществ, и поняли, что аудитория заинтересована, и начали постепенно наращивать обороты. У Xbox ситуация другая. Обороты там есть, но сообщества за ними почему-то не поспевают, вернее не соответствуют им. Представители компаний боятся рисковать, это понятно, но почему они боятся пробовать разные инструменты в своих же собственных рамках безопасности? Это вопрос, с которым им нужно срочно что-то делать, потому что иначе данная индустрия в России так и будет развиваться семимильными шагами, в отличие от запросов аудитории и остального рынка.

Битва титанов игровой индустрии: Xbox vs. Playstation

Рейтинг +6
Ответить?
Введите капчу