NetLabCS
06 декабря 2012, 16:10
1

Облака бывают разные. Где там деньги?

Чтобы ответить на этот вопрос, надо разобраться, кто предлагает веб-сервисы сегодня, и какова бизнес-модель этих компаний. Именно она определяет для потребителя, что в облаке всегда будет платно, а что, скорее всего, никогда не будет стоить денег. 

Облака бывают разные. Где там деньги?

Глобально провайдеров облаков делят на три большие категории, которые между собой редко пересекаются. Первая категория — это сверхоблака, то есть те, кто в силу исторических особенностей создал большое число распределенных хранилищ данных, дата-центров, создал как правило для своей базовой услуги. Таких компаний немного, но они огромные. Это поисковики, прежде всего, Google, в облаке которого сейчас живут почта Gmail, видеохостинг YouTube, Google Docs и другие приложения. В России аналогичный набор сервисов предоставляют Yandex и Mail.ru.

Это и социальные сети, прежде всего Facebook, а у нас это ВКонтакте и Одноклассники. Есть еще Amazon Web Services, Yahoo, Skype и несколько игроков такого уровня. Все эти компании ориентируются, в основном, на частных пользователей, и объединяет их только одно — бесплатность услуг. Что, конечно, не означает, что тут нет бизнеса. Напротив, это уже давно бизнес на десятки миллиардов долларов. Просто все эти услуги монетизируются через свою базовую услугу — например, через поиск и таргетированную рекламу.

Корпоративный пакет 2019 на Cossa

«Корпоративные пакеты» Cossa — это особый набор из десяти рекламных опций, включающий баннеры, анонсы в соцсетях и публикации о компании.

Это самый комплексный и высокий по КПД из коммерческих форматов на Cossa.

Узнать больше >>>

Реклама

То есть и Google и Facebook можно назвать компаниями, которые занимаются рекламой, а не поиском и социальными сетями. Поэтому, собственно, эти самые крупные в мире дата центры с облачными технологиями внутри (у Google количество серверов вплотную приближается к 1 млн) даже не попадают в отчеты аналитиков об облачных рынках и веб-сервисах. И именно поэтому, Яндекс.Пробки или Google Docs останутся для нас с вами, частных пользователей, бесплатными — эти сервисы оплачиваются базовой услугой и являются только средством привлечения аудитории к ней. Базовая услуга Amazon — продажа через интернет различных товаров и услуг (e-commerce) — тоже направлена на частных пользователей, а вот свободную серверную инфраструктуру эта компания продает за деньги уже предприятиям. В результате, там, где речь заходит об услугах для бизнеса или B2B, на сцене и появляются деньги: пользование почтой Gmail в вашем частном домене является платной услугой, начиная уже с пяти пользователей.

Вторая категория облачных провайдеров — так называемые частные облака — это корпорации, имеющие или строящие свои дата-центры под свои узкоспециализированные потребности. Для себя. В их дата-центрах счет идет на десятки серверов, максимум несколько сотен или тысяч, которые объединяются во внутреннее облако. ИТ-затраты корпораций, по данным IDC, в среднем составляют порядка $2 600 на каждого сотрудника в год. Поэтому частные облака — это давно уже большой и полноценный рынок, который формируют привычные вендоры оборудования и ПО — вовремя уловив тренды, в эту сторону разворачиваются и Cisco, и SAP, и другие игроки корпоративного ИТ сектора. Но бизнес-модель частных облаков не включает в себя работу с внешними потребителями, поэтому для рядового пользователя или для других бизнесов эта категория веб-сервисов и их провайдеров вообще не заметна. Мало кто со стороны знает, что ИТ службы Сбербанка или РЖД предоставляют сотни сервисов и приложений, но только своим сотрудникам или филиалам.

А вот третья категория — публичные облака — уже становится во всех смыслах заметной, т. к. публичные провайдера направлены на предоставление во вне большого количества ИТ-сервисов. Они оказываются очень большому числу бизнесов, как правило, средним и малым предприятиям. Те покупают в публичных облаках виртуальную инфраструктуру (IaaS) и приложения (SaaS). В реальности, средний и малый бизнес не хочет ничего знать об ИТ, о мегагерцах и гигабайтах, о том, что такое серверная ОС, база данных. У малого бизнеса просто нет на это достаточной компетенции. Ему нужно запустить сайт и интернет-магазин, начать использовать внутренний портал, систему для организации продаж или управления кадрами. К тому же никто не хочет заниматься непрофильной деятельностью и с гораздо большей готовностью готов платить деньги за автоматизацию своих бизнес процессов, за качество и поддержку.

Спросите, какой-то спрос уже есть, и есть ли в публичных облаках серьезные деньги? По данным того же IDC компании из сектора SMB тратят на ИТ не более $190 на сотрудника в год. Но вся надежда тут на массовость этого рынка, ведь в отличие от корпораций в мире насчитывается более 150 млн компаний сегмента SMB, и даже в России, где государственная поддержка этого сектора минимальна, таких компаний не менее 1,5 млн. Если аккуратно все посчитать, то потенциальный рынок публичных облаков измеряется десятками миллиардов долларов в мире, получается рынок, не меньший по объему, чем рынок корпораций или рынок сверхоблаков.

Скажем, сервис аренды инфраструктуры в мире уже оказывают не менее десяти тысяч провайдеров. Сегмент SaaS, в свою очередь, также представлен такими компаниями, как SalesForce, SurveyMonkey, NetSuite, BaseCamp, Sugar CRM, на российском рынке это Мой склад, Мегаплан, Эльба и уже множеством других игроков как в мире, так и у нас в стране. Теперь, с нашей точки зрения, дело в правильной агрегации сервисов IaaS и SaaS под различные рынки и в хорошем маркетинге под специфику СМБ — и этот рынок будет продолжать расти двухзначными темпами.

Таким образом, несмотря на то, что мы как слепой пытаемся описать «облачного» слона исходя из того, за какую часть тела мы его держим — кто-то за ухо, кто-то за хвост — тем не менее, выходит, что части его вполне себе равнозначны. Остается дождаться, когда публичные провайдеры для SMB будут также достойно оценены, как традиционные ИТ компании и сверхоблака. Поживем — увидим. Предполагаю, что тут нас могут ждать большие сюрпризы.

Не пропустите!

10+ методов дистрибуции контента в социальных медиа и на внешних площадках
Эксперты-практики в ИТ делятся своими знаниями
5 классических факапов с репутацией
Маркетинг влияния: 10 сценариев работы с лидерами мнений
От контакта к продаже: как работать с рекламой ВКонтакте для «Сбора заявок»
Новые форматы мобильной рекламы: проверьте, всё ли вы успели опробовать
Кейс. Заполняем ресторан с помощью соцсетей: у нас две недели и 60 $ на рекламу
«Азбука вкуса» и бесплатные пакеты: разбор репутационного кейса
Все знают, но никто не делает: 5 правил, которые ускорили работу команды на 13%
«О настоящем и будущем киберспорта»: интервью с Романом Дворянкиным, генеральным менеджером Virtus.p...
Клиентские манипуляции и как их нейтрализовать
Меньше денег и сплошные переговоры: что бывает, если фрилансер открывает агентство

Комментарии:

- 0 +
Alexey Orap #
26.12.2012 14:35
Хорошая статья, но совсем не для аудитории Cossa.. )
Реклама


📰 Чем живёт digital.
Главное — в рассылке:




Вход на cossa.ru

Уже есть аккаунт?
Выбирай любой вариант входа:
Facebook Vkontakte

Используйте свой аккаунт в социальной сети Facebook или Вконтакте, чтобы пользоваться сайтом

Не забудьте написать email на странице своего профиля для управления рассылкой