«Доброе время суток, Карл!» — Почему нас вдруг стали бесить новомодные словечки и крылатые выражения
Что происходит в социокультурном пространстве и при чём тут диджитал.
Вы же все видели посты в соцсетях типа «Ненавижу, когда говорят „вкусный текст“»? Или, например «Что?! Он сказал „В Мытищи, Карл!“? Как же меня бесит этот „Карл“!»
Да что там «видели», уверен, вы их и сами уже тыщу раз написали за последнее время.
Факт медицинский: негодование по поводу тех или иных словоформ стало трендом. Конечно, какие-то варианты типа «Люблю вкусное кофе» издревле вызывали бурления, но сегодня вы уже просто не можете полистать ленту и не встретить очередного «Убивал бы всех, кто говорит „крайний случай“!» Как думаете, почему? Почему этого стало СТОЛЬКО?
Кубковые рейтинги диджитал-агентств/продакшенов 2024
26 августа братский Рувард анонсировал ведущих игроков агентского рынка России – на основании медального зачета премии RUWARD AWARD.
Можно предположить, что «неграмотных расплодилось — плюнуть некуда». Но нет. Не в грамотности дело, а в диджитал-измерении, которое добавилось в нашу жизнь. Это вот прорывающееся тут и там раздражение — следствие происходящей прямо сейчас большой трансформации коммуникационной среды.
Сейчас объясню, какая здесь связь. Но начну издалека.
Почему борьба «за русский язык» такая беспощадная
«Раньше такого не было». Некоторые говорят, «люди стали злее». Ну правда, посмотришь на те кары, которыми люди друг дружке грозят за неверное или странное слово — и жутковато делается. Выпороть, руки вырывать, вешать — самое безобидное. Но нет, злее не стали. «За родную речь» всегда рубились безжалостно.
Дело в том, что хоть высоколобые лингвисты и рассуждают, что язык — «сложная и динамическая система», для большинства людей это всё же просто набор ПРАВИЛ, которые надо выучить и соблюдать. А вот те, кто этих правил не знают, в глазах «грамотных» как бы стоят на несколько ступеней развития ниже. «Грамотность» — это принадлежность к интеллектуальной элите, слою образованных. Поэтому указание на неправильное использование слов и выражений — это подчёркивание своего более высокого интеллектуального положения. Ну а подчеркивание превосходства — процесс кровавый.
Но верно, что в прежние времена не было такого угара в обсуждениях правописания. Причина очень проста — в доцифровую эпоху все дискуссии такого рода происходили глаза в глаза. А в лицо как-то сложно заявить: «Я тебя за это вот „от слова совсем“ словарь русского языка сожрать заставлю, по листочку!» То ли дело — в интернете. Там не только можно, но даже как-то уже и положено. Иначе вроде и неубедительно.
Смена коммуникационной среды развязала нам руки. Теперь можно бесконечно оттачивать инквизиторские навыки для подчёркивания своей непримиримости в вопросах веры в Великий и Могучий.
Но ведь речь не только о «правильных» словах?
Да, совершенно верно. В фокусе ненависти гораздо чаще, чем условные «ложить» и «экспрессо», оказываются слова и выражения, которые относятся, скорее, к категории выразительных средств, а не ошибок. В прежние времена подобные штуки называли крылатыми словами и выражениями. Всякое такое:
- «Доброе время суток»,
- «Чуть более, чем полностью»,
- «Овердохрена»,
- «Стопудово»,
- «От слова совсем»,
- «Вкусный текст»,
- «Терпеть ненавижу»,
- «Человечек»,
- «..., Карл!»,
- бесконечное множество уменьшительных форм: «вкусняшки», «мясцо», «маянезик», «пивасик» и так далее,
-
все англицизмы, пришедшие в язык недавно,
и далее, бесконечно.
Вообще, хоть битва с этими словами и имеет тот же самый механизм, что и борьба «за правила», но именно к правилам русского языка она относится очень условно. Просто потому, что в вопросах выразительной речи правил, как таковых, нет, тут всё на усмотрение автора. Что обычно и демонстрируют сами борцы — в своих борцовских постах наворачивая множество собственных слов и выражений, вызывающих ненависть у других борцов.
Но ведь раньше с крылатыми выражениями не воевали?
Раньше источником того, что теперь называется мемами, были литература, кино с телевидением и анекдоты, в более поздние времена — реклама. И да, цитаты оттуда тоже могли вызывать раздражение, если человек употреблял их слишком часто или неуместно. «Надо, Федя, надо», «В греческом зале, в греческом зале...», «Бамбармия, киргуду!» — три произвольных советских мема, а вообще-то их масса, этих фразочек, вклеившихся в повседневную речь. Вполне могли кого-то и выбесить. Но... И вот тут мы подступаем к тем самым глобальным изменениям коммуникационной среды, о которых я обещал сказать в самом начале.
Что происходит на самом деле
Мне очень нравится выражение «на самом деле». Оно ещё лучше, чем знание правил языка, показывает, что автор выше остальных, так как понимает нечто, другим недоступное. Заглядывает за горизонт. Обладает тайным знанием. Поэтому не откажу себе в удовольствии поставить эту фразу в подзаголовок.
Так вот, на самом деле. На самом деле повальное бешенство в связи с разными словами и выражениями — это следствие происходящей смены коммуникационной модели.
Если раньше подавляющее большинство коммуникаций между людьми происходило в реальном мире, то сейчас общение всё больше перемещается в цифровую среду. «Всё больше» — в смысле «совсем перемещается». Когда почти всё сколько-нибудь значимое общение происходит в цифровом формате. Соцсети, мессенджеры.
А это влечёт за собой два больших последствия.
Во-первых, диджитал-общение по большей части — текстовое. Да, конечно, там есть видео, фото, есть звук, но основа сегодняшней цифровой коммуникации — текст, текст и ещё раз текст. А это значит, что мы все неожиданно для себя становимся авторами. Мы каждый день пишем тексты, километры текстов! Большие и маленькие, смешные и грустные, унылые и зажигательные. А каждый автор, даже самый слабый, всегда стремится к выразительности своих слов. Тем более что за выразительный текст его обязательно вознаградят — и лайком, и перепостом. Поэтому любые инструменты, повышающие выразительность, становятся очень востребованными. Мы же не просто хотим донести важную информацию. Мы хотим передать эмоцию, хотим вызвать ответную. Поэтому автор кулинарного рецепта, гордый и умилённый своим творением, пишет про «мяско» и «майонезик»: он пытается рассказать, что наполняет его душу в процессе готовки, и особенно — в процессе употребления того, что получилось.
В российских соцсетях сегодня сидят шестьдесят восемь миллионов человек. Шестьдесят восемь миллионов авторов, понимаете? И все хотят сказать повыразительнее.
При этом авторы всегда заимствуют понравившиеся выражения друг у друга. И каждое новое выразительное слово подхватывается и распространяется, как лесной пожар.
А вот и вторая особенность диджитал-реальности: многократно более высокая частота контактов. Сколько людей в офлайне вы можете встретить за день и с ними поболтать? Если не выезжать на какую-нибудь встречу выпускников, то вряд ли больше десятка. Помните, мы вспоминали про мемы и крылатые выражения прошлого? Если вы встретились и поговорили с десятком людей, сколько из них повторит одну и ту же шутку, одну и ту же крылатую фразу? Вам нужно быть очень желчным человеком, чтобы заесться на эти фразочки при таком небольшом числе разговоров!
Но в соцсетях совсем другое дело. За день вы успеваете столкнуться в ленте с десятками, а то и сотнями людей! Поэтому если какое-то слово или выражение вас раздражает, то оно будет прыгать на вас буквально отовсюду, многократно! А учитывая, что «авторы заимствуют»... В какой-то момент вам начинает казаться, что буквально все, как попугаи, принялись говорить ЭТО (не важно, что именно).
Понимаете, в чём главная фишка? Ваше раздражение — не от того, что вокруг много неграмотных идиотов. Это следствие изменений мира, которых мы толком не заметили. В своих представлениях мы продолжаем считать мир обычным, таким же как и двадцать лет назад. А он уже совсем другой, и вы уже живёте не только в настоящем, физическом мире, но и в эфемерной виртуальности, причём для многих именно там и есть настоящая жизнь.
Вы беситесь от неприятных вам слов, но сами наверняка бесите других своими словами. Потому что вкусы у всех разные и то, что нравится вам, точно понравится не всем.
Вы оказались совсем в другой среде, но не заметили этого — и поэтому беситесь. Вы ждёте от неё того же самого, что было раньше, «в реальном» мире. А она совсем другая. Тут другие правила, тут всё устроено иначе.
Но главное, что нужно понять — вы не победите. Какими бы карами вы ни грозили за очередные «улыбнуло» или «доставляет» — никуда они не денутся. И ещё новые словечки и фразочки появятся. И вы сами наверняка вставите что-то этакое в очередной пост — и подтянутся в комментарии люди, демонстрирующие глубокие познания в пыточном деле....
Так что не беситесь. Не воюйте с мельницами. Они уже тут навсегда.