Маркетологи о том, как и почему они основали собственные агентства
И с какими трудностями столкнулись.
|
|
Роман Кумар Виас
Основатель digital-агентства Qmarketing |
|
О своём агентстве я задумался, когда понял, что как директор по маркетингу Qlean достиг максимально возможной точки. В штате мне перестало хватать информации для дальнейшего развития, а брать её было неоткуда. Плюс ко мне постоянно приходили сторонние запросы на разработку стратегии, помощь с маркетингом, консультации и так далее.
Я стал набирать команду. С Виталей (ex. Pudra.ru, Netprint), нашим перфоманс-директором, мы познакомились на общей пьянке. И нам понадобилась всего одна встреча в Чайхоне, чтобы договориться работать вместе. Потом я подтянул в качестве партнёров в агентство Игоря Винидиктова (ex. Actis Wunderman, Megafon) в качестве директором по стратегическому планированию и Диму Антиосова, нашего креативного директора. Первое время я работал из Макдональдса, потом снял себе небольшой офис в районе Нового Арбата. А позже вместе с ребятами из prhub ютились в небольшом офисе на Киевской.
Кубковые рейтинги диджитал-агентств/продакшенов 2024
26 августа братский Рувард анонсировал ведущих игроков агентского рынка России – на основании медального зачета премии RUWARD AWARD.
Сначала ребят в команду мы брали «с рынка», но быстро поняли, что это неэффективно — нормальных маркетологов и аккаунтов можно посчитать по пальцам, и все они очень сильно переоценены. Сейчас мы ищем сотрудников на последних курсах вузов. Плюс разрабатываем собственную систему обучения.
По сравнению с работой по найму, в своём агентстве в разы больше сложностей. И это совсем другой уровень ответственности. Одна из главных трудностей на начальных этапах — преодоление кассовых разрывов. Бизнес приносит доход, но ты не можешь «вытащить» эти деньги, потому что тебе нужно выплачивать людям зарплату. Такой этап есть у всех, и его нужно пережить и преодолеть.
Ещё было сложно настраивать процессы — чтобы задачи выполнялись чётко, в срок и не было никакой дискоммуникации. Плюс очень сказывалась острая нехватка времени — нам приходилось и приходится работать по ночам и выходным.
Но могу сказать точно, что своё агентство — это в разы лучше, чем работа в штате, потому что учишься в десять раз быстрее и количество информации, которое ты получаешь, непропорционально больше.
|
|
Даниил Дымшиц
Основатель PR-агентства Prhub |
|
Мы познакомились с Дашей Черепановой (партнёр по агентству), когда вместе вели PR для Саши Югая из Medbooking. До этого мы оба работали в крупных агентствах и вели международных клиентов, а как узнали уже позже — ещё и оба закончили журфак МГУ.
В какой то момент входящих запросов на пиар от стартапов и компаний со стороны стало очень много, и мы подумали, что пора это оформить в полноценное агентство. Сначала мы снимали офис вместе с Qmarketing, а после — переехали в отдельное помещение в здании «Россия Сегодня» на Зубовском.
Главная боль начинающего агентства — это масштабирование и поиск людей. К «зелёным» командам не пойдут матёрые специалисты, которые привыкли к ДМС, отлаженным процессам и работе по графику. В пиаре мы продаём нашу экспертизу, и нам с самого старта нужны профи, которые не факапят дедлайны, могут и аккаунтить клиента, и писать хорошие тексты, и мыслить стратегически. За полтора года работы мы нашли всего трёх таких людей — но уже понятно, что личные знакомства тут работают лучше всяких HR-сайтов и хантеров.
В пиаре сложнее структурировать процесс, чаще нужно генерить идеи самому. В рамках канбан-доски или в Trello можно вести только часть работы. В итоге многое завязано на личных качествах и скиллах сотрудника, его мотивации и даже жизненной позиции — насколько он готов идти до конца, искать варианты и добиваться целей. Главные «грабли» тут — брать в штат людей со слабой самоорганизацией и надеяться, что со временем всё наладится. По нашему опыту, это у человека или сразу есть, или нет, и нужно это определить ещё на собеседовании.
|
|
Роман Зарипов
Основатель digital-агентства Out Digital |
|
Долгое время я работал в разных агентствах Москвы, но всегда старался находить время на свои проекты. В конце 2016 года мы с другом решили публично рассказывать о своих кейсах, которые реализуем. Оказалось, что это кому-то может быть интересно, и нам начали приходить небольшие подработки от дружественных брендов, которые впоследствии переросли в серьёзные объёмы работы и долгосрочное сотрудничество. Нас удивляло, что гиганты рынка доверились небольшому коллективу ребят.
Из-за большого количества задач, мы восемь месяцев не могли придумать себе название, сделать сайт и рассказать публично о нашей деятельности.
Первое время мы работали в московских коворкингах, позже переехали в свой собственный офис, где и сидим до сих пор (на поиск ушло две недели и пару десятков седых волос от увиденного).
Из основных проблем, с которыми я сталкиваюсь, — это поиск новых талантливых ребят и кассовые разрывы. Если говорить о первом, то нам не хватает молодых людей, которые ещё «не устали» и имеют голову на плечах. Приходится извращаться и искать людей повсюду. Последнего креатора я нашёл через Instagram, заметив, как круто он ведёт свой аккаунт. Мы поговорили, и я убедил его выйти к нам в офис, хотя парень вообще не из мира digital. Чувствую, что скоро я начну хантить людей через Tinder.
Если говорить о кассовых разрывах, то у многих компаний есть правило: «Никаких предоплат». Я же предлагаю изменить формулировку на: «Никаких постоплат». Деньги у нас зарабатывать получается, но пока мы их не видим, всё уходит на оплату новых проектов.
Но всё это мелочи на фоне того кайфа, который ты получаешь от своего дела. Даже несмотря на то, что этот текст я пишу в 2 часа ночи, сидя в офисе, пока все выпивают в баре :–)
|
|
Георгий Каракейян
Основатель SEO-агентства «Органика» |
|
Когда я уходил из Rush, я уже точно знал, что буду делать агентство.
Я не оптимизатор, а бизнес-девелопер, поэтому модель SEO-агентства изначально рассматривал с точки зрения бизнеса и того, сколько денег она может принести. Для меня не стоял вопрос, стоит или не стоит пробовать. У SEO-агентства очень привлекательная и устойчивая бизнес-модель, и, к тому же, опыт в Rush подсказывал, насколько быстро я могу «вырастить» компанию, и какие ресурсы мне для этого понадобятся.
Однажды мы собрались дома у Андрея (сооснователь «Органики»), я объяснил ребятам, почему стоит попробовать, и они согласились.
Сейчас наш главный канал привлечения клиентов — это сарафан. Каждого из нас на рынке знают, поэтому проблем с поиском клиентов нет. Скорее, есть проблема с объёмом работы.
Вместе с тем, я прекрасно понимаю, что для роста и масштабирования этого недостаточно. Поэтому сейчас начинаем формировать команду, отстраиваем процессы. В команде уже семеро человек, через две недели нас будет уже десять, поэтому важнее всего было сесть всем вместе и начать впахивать активно и систематически, отладить все процессы и дисциплинировать себя.
Как и все, поначалу мы работали удалённо, у нас не было чёткого графика, поэтому и процесса никакого не было. На этом этапе очень важно всем разом взять себя в руки, снять офис, придумать себе график, отстроить и отрисовать процессы. Для старта агентства — это абсолютно нормально, такой этап есть у всех. Самое главное — его перешагнуть.
|
|
Андрей Ульянов
Основатель видео-продакшна Ketchup |
|
В сфере видеопродакшена у людей плюс-минус похожие истории: ты сутками пашешь в агентстве, иногда по 16 часов. Постепенно нарабатываешь базу подрядчиков и партнёров и, в конце концов, понимаешь, что дальше можешь идти самостоятельно — у тебя есть наработанные кейсы, ресурсы, партнёры и самое главное — понимание, как работать и что делать.
До открытия своего продакшна я работал видеомонтажёром, плюс периодически делал графику, поэтому мне очень хорошо известны все процессы и нюансы производства.
Постепенно у меня начали появляться заказы со стороны, я начал разбрасывать их по знакомым проверенным подрядчикам. А после — рискнул и ушёл с работы.
Самая большая сложность во всём процессе — «выйти» из рутины. Дело в том, что пока ты работаешь в штате, в какой-то момент сторонних заказов становится много для совмещения их с основной работой, но пока ещё недостаточно для того, чтобы уйти с насиженного места и развивать свой бизнес. Был период, когда приходилось «зашиваться», но в какой-то момент я понял, что пора. Очень важно этот момент не упустить.
Следующая сложность — в том, чтобы не остановится на одном-двух якорных клиентах, которые делают крупные заказы. Необходимо двигаться дальше и заниматься своим продвижением.
Сейчас к нам в Ketchup приходят люди с разными задачами касательно видео, графики и монтажа, а мы придумываем, как их решить, ищем людей и, конечно же, решаем.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Ваши статьи присылайте нам на 42@cossa.ru. А наши требования к ним — вот тут.