Нативная реклама и контент-маркетинг — как не запутаться в эпоху audience-centric революции
Михаил Бойко размышляет о настоящем и будущем нативной рекламы и о том, почему её нельзя путать с контент-маркетингом.
Вы наверняка заметили, как внимание маркетологов за последние пару лет сместилось от продукта к клиенту. Здесь нет ничего нового, сотни компаний использовали эту бизнес-модель и раньше, однако с обострением баннерной слепоты и ростом информационной нагрузки маркетологи переходят от product-centric к audience-centric стратегии.
Согласно исследованиям экспертов коммуникационной группы Granat, 99% рекламных сообщений улетают в трубу. И маркетологам приходится напрягать извилины, чтобы отойти от так полюбившихся инструментов прямых продаж и расширить стратегию. Теперь придётся работать: ни тебе больше копипастов в посевах, ни однотипных тизеров, да и мемасами уже удивить в коммерции сложно.
Широко о нативной рекламе в России заговорили в 2016-м. «Суровый Питерский SMM», подкасты на канале «SMM без котиков», в этом году обсуждали тему и на Red Apple. Не претендую на авторство мысли, но понимание некоторых терминов размыто.
В 2014 году Adblock Plus выпустил манифест о «Допустимой рекламе», согласно которому:
- допустимая реклама не раздражает;
- допустимая реклама не нарушает и не искажает содержимое веб-страницы;
- допустимая реклама не скрывает свою рекламную сущность;
- допустимая реклама эффективна без крика;
- допустимая реклама подходит сайту, на котором она размещена.
Остановимся на третьем пункте: пожалуй, с ним возникает больше всего путаницы, когда речь заходит о нативной рекламе. Да-да, это всё ещё реклама, и если вы сторонник белых механик, то захотите оставаться честным с вашими клиентами. Пожалуй, основная причина страха маркетологов перед дисклеймером «Реклама» — якобы низкий CTR открытых рекламных сообщений в сравнении с партизанскими методами. И вообще, рекламу все ненавидят, если вы не знали. На самом деле, конверсия только увеличивается. Если верить исследованиям Polar, то от 2,2 до 3-х раз. А всё происходит потому, что подобная реклама — релевантная.
И это не догоняющие тизеры, хотя вы вроде и гуглили что-то похожее. Основной смысл нативной рекламы в том, что она соответствует месту и времени — подходит по оформлению и содержанию площадке, на которой размещена. Идём от обратного: если раньше популярной механикой определения ЦА было сначала собрать людей по интересам, а потом показывать релевантные этим интересам коммерческие предложения везде, где это только возможно, то в случае с органической рекламой мы генерируем контент, который вписывается в площадку, где обитает наша ЦА. Такая реклама соотносится с текущими потребностями аудитории, а не заказанными неделю назад с «Али» кроссовками, навязчиво мигающими на новостном портале.
Ввиду описанной релевантности, актуальности и полезности материалов, используемых в нативной рекламе, часто возникает смешение этого понятия с термином «контент-маркетинг». Content marketing — это маркетинговая стратегия, инструментом реализации которой служит создание ценного, релевантного и полезного контента с целью получения профита. И этот контент вы размещаете на своих ресурсах. Однако их аудитория бывает недостаточной для того, чтобы ваша стратегия работала полноценно, тогда мы и прибегаем к продвижению. А лучшим способом продвижения вашего контента, если он, конечно, соответствует всем пунктам Манифеста, является нативная реклама.
Машина времени работает на полную катушку: мы только что переместились на 60 лет назад, когда Питер Друкер, создатель теории менеджмента и инновационной экономики, сформулировал тезис, раскрывающий цель маркетинга, — узнать и понять клиента настолько, чтобы товар или услуга точно соответствовали его требованиям и продавали себя сами. Часто слышу о бесконечно быстро прогрессирующей и меняющейся сфере интернет-маркетинга, но постулаты так и остались незыблемыми — меняются только инструменты.
В этом, пожалуй, и заключается смысл audience-centric революции. Вместо прямой рекламы товаров и услуг компании переходят к созданию персон, от симпатии к эмпатии (как писали в одном из недавних «Ланчей»), идентифицируют себя с аудиторией.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Ваши статьи присылайте нам на 42@cossa.ru. А наши требования к ним — вот тут.