21 марта 2012, 12:00
36345
10

Самовыражение в социальных сетях и новый формат истории

Cossa.ru публикует серию материалов Дмитрия Соловьева о поведении человека в социальных сетях. Лекция была прочитана студентам Британской Высшей Школы Дизайна. Автор обращает внимание на то, что работа не претендует на научный статус. В этой части рассмотрены грани самовыражения личности в интернет-среде.

Самовыражение в социальных сетях и новый формат истории

Все люди — граждане неизвестной страны

Марсель Пруст писал, что каждый человек является жителем неизвестной страны.

Иногда ее можно увидеть, когда человек не закрыт социальными масками или гримасой привычки, когда он находится в нулевой точке, свободный от обстоятельств и ролей.

Неизвестная страна не выражается в социальных сетях. Она может выражаться в личных сообщениях, но в общественных постах человек почти всегда на поверхности себя. В социальных сетях нужно очень сильно постараться, чтобы понять, увидеть и собрать факты о неизвестной стране человека.

Мы видим обман — вместо неизвестной страны выражается известная страна — статусы, какие-то видео, поверхностные комментарии. Происходит это из-за шаблонного построения социальных сетей. В ЖЖ все «аморфно» — вот чистый лист, выражай, читай, понимай. Прочитав ЖЖ некоторых людей можно прочувствовать и уловить границы той самой неизвестной страны.

Те люди, которые судят других по их профилям, должны понимать, что современное состояние механизмов выражения в социальных сетях учит презрению и поверхностному взгляду. Оно не учит восхищению или удивлению.

cossa-icons-6.png

Весь интернет-маркетинг за 19 недель!

Cossa рекомендует: онлайн-курс по интернет-маркетингу от Ingate — digital-агентства с 17-летним опытом.

  • 17 учебных блоков по ключевым вопросам интернет-маркетинга
  • Поддержка менторов
  • Диплом
  • Cтажировка в топовых агентствах России
  • Помощь в трудоустройстве
Узнать больше >>

Реклама

Фильтры иронии

Социальная сеть — общественное пространство. В любом общественном пространстве на выражение человека ставятся фильтры — фильтры иронии, социальных ролей, маски, а иногда даже жесткого сарказма.

Наиболее сильный фильтр в интернете — фильтр иронии. Находясь наедине со своими мыслями, своим внутренним миром перед электронным сервисом, человек в тоже время понимает, что его записи и проявления его личности могут увидеть множество людей. И чтобы не оголяться, не допускать в тайное пространство личности посторонние взгляды, не выглядеть слабым и откровенным, человек пропускает свои сообщения через фильтр иронии.

Колодец — это человек. Он имеет несколько слоев. По мере приближения к поверхности, плоды личности проходят через различные фильтры и уменьшаются в размерах. Двумерная схема ни в коем случае не претендует на полнейшее описание человека, она лишь дает повод задуматься и представить человека в проекции через средства выражения.

Ирония — сильное орудие в интернете. Оно является зеркалом для читателей. Человек пишет, рефлексируя над своей личностью, а читатель находит в написанном, какие-то свои проявления.

Как заметил русский философ Николай Бердяев, в каждом человеке есть секрет и есть тайна. Тайну раскрыть нельзя. В нее можно только вглядываться, к ней можно только стремиться. Сам человек всю жизнь раскрывает свою тайну. Секрет же интересный, его хочется разгадать, он лежит под замочком, ключ к которому можно подобрать. Секрет даже можно специально создать, чтобы привлекать окружающих. Секрет привлекает, и в него легко влюбиться. Тайна манит.

Квантование информации и уменьшение времени на восприятие сообщения приводит к тому, что смыслы некоторых сообщений люди перестают правильно воспринимать.

Чтобы понять смысл сообщения нужно углубиться в свои впечатления от сообщения. И тут может быть несколько вариантов.

1.У человека не хватило внимания и времени даже воспринять сообщение (пролистал в новостной ленте, не дослушал новость — убежал на встречу).

2.Сообщение воспринято, но человек не углубился во впечатления от сообщения.

3.Человек воспринял сообщение и углубился во впечатление от него.

Когда люди не углубляются в свои впечатления, то они становятся жертвами скорости. Вместо того, чтобы самим извлечь смысл, они поддаются внешнему объяснению мира.

Можно представить, что мир вращается вокруг человека и на любой возникший вопрос предоставляет готовые решения и определения. И люди из-за привычки начинают пользоваться уже готовыми, не собственными, а созданными средой, определениями.

И в этом есть одна опасность — когда люди пользуются готовыми определениями, эти определения сцепляются с их психологическим миром, и оседают внутри, словно тяжелые металлические шарики.

Человека, остановившегося на чужом готовом решении, сложно будет переубедить и в других подобных случаях.

Новый формат истории

В современном мире выиграет тот, кто умеет читать большие тексты и писать короткие.

Перед медиарежиссерами стоит задача, как с помощью небольшого сообщения передать глубокий смысл. Если сообщение текстовое, то задача оказывается сложно решаемой.

Story — новый формат сообщения. С помощью него можно одним коротким сообщением передать целый спектр мыслей. Делается это с помощью особенности сообщения распространяться в разные стороны в смысловом пространстве и динамически изменяться.

Каждое сообщение формата story имеет связи с другими сообщениями — получается цепочка историй, разрастающаяся в прошлое. Каждая история имеет боковые ассоциативные связи — получаются ветки смыслов, по которым можно путешествовать и которые не передать в одном предложении.

Подобная структура решает проблему быстрого понимания короткого сообщения. Раз уже весь интернет заполонили отрывки смыслов и общая картина понятна, только если ты уже длительное время читаешь ленту сообщений, то формат раскрывающегося сообщения уменьшает порог понимания смысла.

Живое сообщение

И что еще интересно — в результате мы получаем динамическое сообщение, которое постоянно меняется. Само оно не меняется, но изменяется его окружение. Наши предыдущие записи отныне не лежат мертвым грузом в архивах, а вплетаются в картину настоящего. И, во-вторых, сами изменяются, так как к ним пристраиваются новые мысли и ассоциации. Такой живой клубок.

Используя story, можно приблизиться к тому, чтобы передать клубок впечатлений, который испытывает человек, и связать его с прошлыми и будущими состояниями.

Для всего этого нужны новые инструменты связи сообщений. Тэги — это уже старые кости интернета.

Как передать эмоцию без слов

Я хочу, чтобы ты почувствовал то же, что чувствую я. Этот один из мотивов коммуникации в социальных сетях часто терпит поражение из-за нехватки средств.

В социальных сетях люди занимаются этим каждый день — постят на стенах видео, музыку или статусы. Но не всегда получается точно уловить интонации.

Как в интернете передать или сохранить сложную эмоцию?

Произведения искусства, по мысли древних греков, создаются не ради того, чтобы стоять перед ними с раскрытым ртом и говорить «Ах!» В трагедии разыгрывается нечто такое, что впервые рождает в человеке чувства, которые не могут быть порождены просто природой. Произведения искусства — это приставки к людям, через которые люди становятся людьми. Проходя через структуру драмы, человек рождает в себе то, что не может почувствовать в обычном состоянии.

Истории и произведения искусства работают как мясорубки — проходя через них, человек выходит с новыми чувствами и обновленным понимаем себя и мира.

Медиашар

Можно ли создать такой формат сообщения, чтобы одним им передать сложную эмоцию? Или зафиксировать весь эмоциональный фон дня или момента? Создать в сообщении производящее произведение, пройдя через которое, в другом человеке родятся те чувства и эмоции, которые имел в виду создатель сообщения?

Тут будут участвовать и выборочное восприятие человека, и внешний мир, и мир ассоциаций.

Эмоция в результате получится сложная, и для каждого человека она будет разной из-за разницы восприятия, но какие-то моменты будут совпадать.

Ум и мышление

Сократ и Платон занимались изучением мышления и наткнулись на задачу, что некоторые истины не выводятся обычным логическим путем.

То есть до некоторых понятий нельзя просто дойти, рассуждая логически, как можно дойти из точки, А в точку Б. Греки считали, что некоторые истины можно лишь индуцировать.

Сократ думал, что есть истины, которые могут быть лишь навеяны. То есть можно ввести человека в такое состояние, в результате которого человек будет растянут разными истинами в противоположные стороны, будет разорван противоречиями, и тогда в нем родится собственное понимание и от отчаяния сам перескочит в истину.

Греки вообще считали, что нельзя прямо мыслить, можно лишь наводить производящую мысль — мысль не о каком-то определенном содержании, а мысль, создающую источник других мыслей.

Мы не можем получать мысли, просто направив нашу волю и сознание вперед, потому что есть невытекаемость одного момента времени из другого, одного содержания из другого. Сократ и Зенон говорили, что мы прямо создавать не можем, но мы можем создать условия, создающие мысли.

То есть поставить сознание в такие условия, которые будут сотканы из противоречий, и, удерживая их, в результате индуцировать истину.

Что если все предыдущие выкладки применить для медиапространства? Создать единое поле, в котором можно расположить все медиасообщения, даже противоречивые, и дать возможность человеку через все это пройти. Индуцируется ли тогда нужная эмоция или состояние?

1. Можно рисовать путь, где понятно, в какой последовательности лучше всего идти.

2. Сервис можно использовать как для передачи сообщения, так и для дневниковых записей — сохранить разные медиавпечатления за день. Возможно, даже создать программу, которая будет по истории человека в социальных сетях и поведению его в интернете создавать такие карты.

3. Все медиаобъекты на карте — это или ссылки, или полноценные медиаформаты.

4.Сейчас восприятие занимается тем же самым, только для восприятия приходиться отслеживать последовательность сообщений в одной ленте, а тут все одновременно.

5. Футурологи говорят о новой профессии — медиаменеджер — человек, который не создает сам ничего, только распределяет сообщения в нужной последовательности, чтобы рождать новые эмоции. Подобные программы могут быть созданы в дальнейшем.


Читайте первую часть серии материалов Свойства интернета. Интернет как нефизический мир

Читайте вторую часть серии материалов Потребности и поведение людей в социальных сетях. Теория «лайков»

Читайте третью часть серии материалов Почему людей притягивают социальные сети

Читайте четвертую часть серии материалов Интернет-зависимость. Чем отличается личность от профиля

Читайте пятую часть серии материалов Принципы общения в социальных сетях

Читайте шестую часть серии материалов Как меняются люди под воздействием медиа?

Читайте седьмую часть серии материалов Медиаскетизм как новая эмоция. Внимание в интернете

Читайте восьмую часть серии материалов Смех и мемы в социальной сети

Читайте десятую часть серии материалов Идеи для стартапов будущего

Читайте одиннадцатую часть серии материалов Различие Facebook и ВКонтакте с точки зрения теории Маклюэна

Читайте двенадцатую часть серии материалов Как в интернете реализуются потребности людей

Читайте тринадцатую часть серии материалов Метод архетипов в брендинге

✉️ Самое интересное шлём по почте, не чаще двух раз в неделю.

Чем живёт digital.
Главное — в рассылке:




Вход на cossa.ru

Уже есть аккаунт?
Выбирай любой вариант входа:
Facebook Twitter Vkontakte

Используйте свой аккаунт в социальной сети Facebook или Twitter, чтобы пользоваться сайтом

Не забудьте написать email на странице своего профиля для управления рассылкой