Медиаскетизм как новая эмоция. Внимание в интернете
Оффлайн стал новой ценностью. У человека появилось новое желание — перейти в состояние off, перестать быть доступным по всем каналам связи, отключиться, побыть наедине с собой.
Слоган «off is a new emotion» впервые озвучил Саймон Уотерфол — креативный директор, основатель агентств POke и Fray, президент D&AD в 2007–2008 годах.
В 2011 году Саймон читал на Стрелке лекцию «Будущее-2», в которой перечислил десять свойств будущего. Десятым трендом шло желание перейти хотя бы на некоторое время в состояние off. В заключительной части выступления Саймон задает вопрос:
Эффективная и выгодная реклама с сервисом от МегаФона
Широкий выбор рекламных каналов, более 100 параметров по интересам, подробная аналитика и другие возможности уже ждут в Личном кабинете. А еще кешбэк 100% за запуск рекламы в первый месяц и еще 10% — каждый месяц.
Сможем ли мы спроектировать новую эмоцию будущего? Какова будет новая ценность? Все соединено, все включено, все очень быстро. Все это мне не нужно. Я хочу выключить мой телефон, мой Foursquare, мой Twitter. Я хочу выключить все. Off is a new emotion.
Медиаскетика (от греч. ασκεσις — «упражнение») — образ жизни, характеризующийся пониманием новейших средств коммуникации и разумным использованием их для человеческой жизни. Понимание механизмов рекламы, медиа и новейших интернет технологий для обретения самосознания в новом мире.
Цель медиаскетики — получение умения осознанного использования современных технологий и медиа для обустройства осознанной жизни в современном мире.
Внимание в интернете
Интернет обладает свойством похищать внимание.
Все психологи запада в один голос утверждают о частичной потери способности концентрироваться у современного человека, воспитанного Facebook.
Многие выдающиеся преподаватели утверждали, что одним из немногих жизненных процессов, которыми может управлять человек — это своим вниманием.
Эта фраза может показаться чрезмерным упрощением жизненных процессов, но, если задуматься, то окажется, что человек живет, переводя внимание с одного объекта на другой, и обратно. Управляя вниманием, человек управляет своей жизнью.
Создатель театральной системы Константин Станиславский считал, что работа актера над собой может и должна длиться всю жизнь. Один из основных элементов — это внимание.
Управление вниманием, своим и зрителя — главный инструмент актера и медиарежиссера. С помощью простых упражнений можно научиться управлять своим вниманием, а зная, как устроено внимание, можно научиться управлять вниманием других людей.
Как это происходит?
Застенчивый ребенок, получающий насмешки со стороны сверстников, обращает внимание на несуществующие миры — книги и свои фантазии — и находит в воображении защиту от окружающего мира.
Писатель углубляется в свой внутренний мир, и после трения с миром внешним рождается произведение.
Монах в ритуале концентрируется на невидимых вещах.
Йог отключается от мира и медитирует, сосредотачиваясь на телесных ощущениях, дыхании, чувствах или мыслях.
Девушка обращает внимание на соседку за соседним столиком, потом на своего парня и решает, что пора уже сменить прическу и вообще, срочно убираться из этого кафе.
Круги внимания
В книгах Константина Станиславского описаны теория кругов внимания и упражнения с ними, с помощью которых актер может научиться покидать или расширять свою зону комфорта, тренировать наблюдательность и чувствительность.
Схема устройства внимания. В системе Станиславского существует три круга внимания: малый круг, средний и дальний.
Малый круг
Это небольшое пространство рядом с человеком на расстоянии его вытянутой руки. В нем находятся мыслители и художники, его разделяют между собой влюбленные, два собеседника за столиком в кафе.
Вот как описывает это К. С. Станиславский («Работа актера над собой»):
В таком узком световом кругу, как при собранном внимании, легко не только рассматривать предметы во всех их тончайших подробностях, но и жить самыми интимными чувствами, помыслами и выполнять сложные действия; можно решать трудные задачи, разбираться в тонкостях собственных чувств и мыслей; можно общаться с другим лицом, чувствовать его, поверять свои интимнейшие думы, восстанавливать в памяти прошлое, мечтать о будущем.
Внутри малого круга находится человек, с его чувствами и телесными ощущениями.
В восточных практиках есть медитации, когда необходимо сосредоточится только на телесных ощущениях или следить за своими чувствами или мыслями.
На сеансе психоанализа человек, находясь в малом кругу с психоаналитиком, обращает внимание на свои чувства и ощущения от них.
На схеме мысли вынесены за пределы человека. Они пронизывают весь окружающий мир, а не только самого человека.
Средний круг
В средний круг входит более обширная область — комната, часть зала, аудитория, большой обеденный стол.
Большая площадь дает простор для широкого действия. В большом пространстве удобнее говорить об общих, а не и личных, интимных вопросах.
В таких кругах, чтобы удерживать внимание собеседника, нужно вести себя громче и ярче, прибегать к дополнительным методам удержания внимания — интонации, жестам, перемещениям, декорациям.
Дальний, большой круг
Это размеры всего зрительного зала или городской улицы.
Размеры самого большого круга зависят от дальнозоркости смотрящего. В степи или в море размер круга внимания определяется отдаленной линией горизонта.
Внешние круги
На схеме показаны еще внешний и невидимый круг.
Во внешнем круге находиться все, что не попадает в зону видимости.
Все события, которые происходят сейчас на сцене Большого Театра, в Париже в парке Монсури, на других планетах — все это попадает во внешний круг. Что происходит там, можно представить силой воображения или заглянуть с помощью телевидения или веб-камеры.
Круг, отмеченный пунктиром — даже не круг, а оболочка, вбирающая и пронизывающая все круги. Это то, что пронизывает все пространство — воображение и мысли, которые преображают и оживляют видимый мир.
Интернет
Как распределено внимание человека в интернете видно из следующей схемы:
Внимание сосредоточено на небольшую область в малом круге перед собой. Активно задействована область внешнего круга. Все это пронизывает воображение и мысли. Внимание редко направляется на телесные и чувственные ощущения. Мысли человека рассредоточены по потоку сообщений в ленте.
Стоит отметить, что при чтении книги внимание на телесные ощущения направлено даже больше, чем при восприятии информации с экрана.
Самоанализ
Существует мнение, что если человек время от времени не проходит своим вниманием все круги, то он упускает что-то важное в своем восприятии себя и мира.
Упражнения
Все исследователи внимания сходятся на том, что обычное осознанное переключение внимания с одного круга на другой и удержание внутри тренирует способность человека концентрироваться.
Простое упражнение в течение пяти-семи минут в день тренирует восприятие и наблюдательность: просто переключать внимание с одного круга на другой.
Например, в метро рассматривать сидящего напротив человека в течение нескольких минут, потом обратить внимание на возникшие чувства, потом перевести на дальний круг, потом представить в воображении вчерашние ощущения или события и так далее.
Подобная простая тренировка дает возможность со временем наблюдать больше явлений и деталей, дольше сосредотачиваться при необходимости на объектах без переключения.
Станиславский в лекциях для своих учеников отмечает, что кроме способности к концентрации, подобные упражнения обогащают внутренний мир драматурга и актера, позволяют замечать больше деталей, особенностей окружающего мира и отмечать нужные для творчества явления в окружающей действительности.
Александр Гордон в лекции «Теория конфликта» на телеканале «Дождь» отмечает, что достаточно в день 10–15 минут тренировки, чтобы получить ощутимый результат. Подобные цифры приводит в своих книгах и известный практик медитации Йонге Мингьюр Ринпоче.
Вывод
В интернете внимание — главный ресурс, которым обладает пользователь. Если научиться управлять вниманием:
- интернет не похитит внимание и человек останется свободен в выборе информации,
- можно будет отмечать в окружающем мире то, что не отмечают другие, и обогащать этим произведения.
Читайте первую часть серии материалов Свойства интернета. Интернет как нефизический мир
Читайте вторую часть серии материалов Потребности и поведение людей в социальных сетях. Теория «лайков»
Читайте третью часть серии материалов Почему людей притягивают социальные сети
Читайте четвертую часть серии материалов Интернет-зависимость. Чем отличается личность от профиля
Читайте пятую часть серии материалов Принципы общения в социальных сетях
Читайте шестую часть серии материалов Как меняются люди под воздействием медиа?
Читайте восьмую часть серии материалов Смех и мемы в социальной сети
Читайте девятую часть серии материалов Самовыражение в социальных сетях и новый формат истории
Читайте десятую часть серии материалов Идеи для стартапов будущего
Читайте одиннадцатую часть серии материалов Различие Facebook и ВКонтакте с точки зрения теории Маклюэна
Читайте двенадцатую часть серии материалов Как в интернете реализуются потребности людей
Читайте тринадцатую часть серии материалов Метод архетипов в брендинге
...
Тут фишка не в том, что внимание "похищается"...
Проблема в том, чтобы внимание зацепило как раз нужное, и сохраняло концентрацию - взамодействовало с идеей, мыслью.
Разорванность в сознании людей и есть та проблема внимания о котором говорят "учоные"
Если вы читаете книгу без отрыва - то всецело погружаетесь в виртреальность, проживаете то, что описал писатель...
Если вы без отрыва смотрите кино - то так же всецело внимание захватывается, и вы уже не просто зритель, а как бы "свидетель" происходящего... Отсюда и направленность чувств исходит, эмоции...
Но.
В случае с интернетом происходит другая картина.
Обилие ссылок, блоков инфо, баннеров, предложений, заголовков, тизеров - разрывают целостное восприятие, и внимание от этого тоже становится прерывистым.
Собственно поэтом такая проблема возникла - не похищение - а потоянные прерывания, из-за чего человек не может уже адекватно оценивать происходящее.
Со временем такой способ переключения внимания входит в привычку и... мы получаем ту серую массу, которая не может разобрать что-то серьезно.
Выходит, что разрыв во внимании способствует инволюции сознания, когда человек впадает постоянно в детство. Он нуждается во постоянных напоминалках, все время что-то забывает, не успевает - соответственно, теряются цели, потому что все приоритеты смешались
И это даже не верхушка айсберга проблемы.
Будущие поколения, которые сейчас воспитываются на интернете - возможно будут нуждаться в том, чтобы их за руку "приводили" к горшку (к нужному действию).
Придется все больше и больше объяснять - почему и зачем им нужно это и то...
Но, кажется, круги автора совсем закружили. Меня так точно, но в конце я нашел знакомую мысль: внимание нужно привлечь в первую очередь. Кажется, мы это уже раньше встречали.