Медиаскетизм как новая эмоция. Внимание в интернете. Читайте на Cossa.ru

16 марта 2012, 16:10
8

Медиаскетизм как новая эмоция. Внимание в интернете

Cossa.ru публикует серию материалов Дмитрия Соловьева о поведении человека в социальных сетях. Лекция была прочитана студентам Британской Высшей Школы Дизайна. Автор обращает внимание на то, что работа не претендует на научный статус. В этой части рассмотрено, как устроено человеческое внимание, и как научиться управлять своим вниманием в интернете и в жизни.
Медиаскетизм как новая эмоция. Внимание в интернете

Оффлайн стал новой ценностью. У человека появилось новое желание — перейти в состояние off, перестать быть доступным по всем каналам связи, отключиться, побыть наедине с собой.

Слоган «off is a new emotion» впервые озвучил Саймон Уотерфол — креативный директор, основатель агентств POke и Fray, президент D&AD в 2007–2008 годах.

В 2011 году Саймон читал на Стрелке лекцию «Будущее-2», в которой перечислил десять свойств будущего. Десятым трендом шло желание перейти хотя бы на некоторое время в состояние off. В заключительной части выступления Саймон задает вопрос:

Эффективная и выгодная реклама с сервисом от МегаФона

Широкий выбор рекламных каналов, более 100 параметров по интересам, подробная аналитика и другие возможности уже ждут в Личном кабинете. А еще кешбэк 100% за запуск рекламы в первый месяц и еще 10% — каждый месяц.

Узнать больше >>

Реклама. ПАО «МегаФон». ИНН 7812014560. ОГРН 1027809169585. ERID LjN8K1P7y.

Сможем ли мы спроектировать новую эмоцию будущего? Какова будет новая ценность? Все соединено, все включено, все очень быстро. Все это мне не нужно. Я хочу выключить мой телефон, мой Foursquare, мой Twitter. Я хочу выключить все. Off is a new emotion.

Медиаскетика (от греч. ασκεσις — «упражнение») — образ жизни, характеризующийся пониманием новейших средств коммуникации и разумным использованием их для человеческой жизни. Понимание механизмов рекламы, медиа и новейших интернет технологий для обретения самосознания в новом мире.

Цель медиаскетики — получение умения осознанного использования современных технологий и медиа для обустройства осознанной жизни в современном мире.

Внимание в интернете

Интернет обладает свойством похищать внимание.

Все психологи запада в один голос утверждают о частичной потери способности концентрироваться у современного человека, воспитанного Facebook.

Многие выдающиеся преподаватели утверждали, что одним из немногих жизненных процессов, которыми может управлять человек — это своим вниманием.

Эта фраза может показаться чрезмерным упрощением жизненных процессов, но, если задуматься, то окажется, что человек живет, переводя внимание с одного объекта на другой, и обратно. Управляя вниманием, человек управляет своей жизнью.

Создатель театральной системы Константин Станиславский считал, что работа актера над собой может и должна длиться всю жизнь. Один из основных элементов — это внимание.

Управление вниманием, своим и зрителя — главный инструмент актера и медиарежиссера. С помощью простых упражнений можно научиться управлять своим вниманием, а зная, как устроено внимание, можно научиться управлять вниманием других людей.

Как это происходит?

Застенчивый ребенок, получающий насмешки со стороны сверстников, обращает внимание на несуществующие миры — книги и свои фантазии — и находит в воображении защиту от окружающего мира.

Писатель углубляется в свой внутренний мир, и после трения с миром внешним рождается произведение.

Монах в ритуале концентрируется на невидимых вещах.

Йог отключается от мира и медитирует, сосредотачиваясь на телесных ощущениях, дыхании, чувствах или мыслях.

Девушка обращает внимание на соседку за соседним столиком, потом на своего парня и решает, что пора уже сменить прическу и вообще, срочно убираться из этого кафе.

Круги внимания

В книгах Константина Станиславского описаны теория кругов внимания и упражнения с ними, с помощью которых актер может научиться покидать или расширять свою зону комфорта, тренировать наблюдательность и чувствительность.

Схема устройства внимания. В системе Станиславского существует три круга внимания: малый круг, средний и дальний.

Малый круг

Это небольшое пространство рядом с человеком на расстоянии его вытянутой руки. В нем находятся мыслители и художники, его разделяют между собой влюбленные, два собеседника за столиком в кафе.

Вот как описывает это К. С. Станиславский («Работа актера над собой»):

В таком узком световом кругу, как при собранном внимании, легко не только рассматривать предметы во всех их тончайших подробностях, но и жить самыми интимными чувствами, помыслами и выполнять сложные действия; можно решать трудные задачи, разбираться в тонкостях собственных чувств и мыслей; можно общаться с другим лицом, чувствовать его, поверять свои интимнейшие думы, восстанавливать в памяти прошлое, мечтать о будущем.

Внутри малого круга находится человек, с его чувствами и телесными ощущениями.

В восточных практиках есть медитации, когда необходимо сосредоточится только на телесных ощущениях или следить за своими чувствами или мыслями.

На сеансе психоанализа человек, находясь в малом кругу с психоаналитиком, обращает внимание на свои чувства и ощущения от них.

На схеме мысли вынесены за пределы человека. Они пронизывают весь окружающий мир, а не только самого человека.

Средний круг

В средний круг входит более обширная область — комната, часть зала, аудитория, большой обеденный стол.

Большая площадь дает простор для широкого действия. В большом пространстве удобнее говорить об общих, а не и личных, интимных вопросах.

В таких кругах, чтобы удерживать внимание собеседника, нужно вести себя громче и ярче, прибегать к дополнительным методам удержания внимания — интонации, жестам, перемещениям, декорациям.

Дальний, большой круг

Это размеры всего зрительного зала или городской улицы.

Размеры самого большого круга зависят от дальнозоркости смотрящего. В степи или в море размер круга внимания определяется отдаленной линией горизонта.

Внешние круги

На схеме показаны еще внешний и невидимый круг.

Во внешнем круге находиться все, что не попадает в зону видимости.

Все события, которые происходят сейчас на сцене Большого Театра, в Париже в парке Монсури, на других планетах — все это попадает во внешний круг. Что происходит там, можно представить силой воображения или заглянуть с помощью телевидения или веб-камеры.

Круг, отмеченный пунктиром — даже не круг, а оболочка, вбирающая и пронизывающая все круги. Это то, что пронизывает все пространство — воображение и мысли, которые преображают и оживляют видимый мир.

Интернет

Как распределено внимание человека в интернете видно из следующей схемы:

Внимание сосредоточено на небольшую область в малом круге перед собой. Активно задействована область внешнего круга. Все это пронизывает воображение и мысли. Внимание редко направляется на телесные и чувственные ощущения. Мысли человека рассредоточены по потоку сообщений в ленте.

Стоит отметить, что при чтении книги внимание на телесные ощущения направлено даже больше, чем при восприятии информации с экрана.

Самоанализ

Существует мнение, что если человек время от времени не проходит своим вниманием все круги, то он упускает что-то важное в своем восприятии себя и мира.

Упражнения

Все исследователи внимания сходятся на том, что обычное осознанное переключение внимания с одного круга на другой и удержание внутри тренирует способность человека концентрироваться.

Простое упражнение в течение пяти-семи минут в день тренирует восприятие и наблюдательность: просто переключать внимание с одного круга на другой.

Например, в метро рассматривать сидящего напротив человека в течение нескольких минут, потом обратить внимание на возникшие чувства, потом перевести на дальний круг, потом представить в воображении вчерашние ощущения или события и так далее.

Подобная простая тренировка дает возможность со временем наблюдать больше явлений и деталей, дольше сосредотачиваться при необходимости на объектах без переключения.

Станиславский в лекциях для своих учеников отмечает, что кроме способности к концентрации, подобные упражнения обогащают внутренний мир драматурга и актера, позволяют замечать больше деталей, особенностей окружающего мира и отмечать нужные для творчества явления в окружающей действительности.

Александр Гордон в лекции «Теория конфликта» на телеканале «Дождь» отмечает, что достаточно в день 10–15 минут тренировки, чтобы получить ощутимый результат. Подобные цифры приводит в своих книгах и известный практик медитации Йонге Мингьюр Ринпоче.

Вывод

В интернете внимание — главный ресурс, которым обладает пользователь. Если научиться управлять вниманием:

  • интернет не похитит внимание и человек останется свободен в выборе информации,
  • можно будет отмечать в окружающем мире то, что не отмечают другие, и обогащать этим произведения.


Читайте первую часть серии материалов Свойства интернета. Интернет как нефизический мир

Читайте вторую часть серии материалов Потребности и поведение людей в социальных сетях. Теория «лайков»

Читайте третью часть серии материалов Почему людей притягивают социальные сети

Читайте четвертую часть серии материалов Интернет-зависимость. Чем отличается личность от профиля

Читайте пятую часть серии материалов Принципы общения в социальных сетях

Читайте шестую часть серии материалов Как меняются люди под воздействием медиа?

Читайте восьмую часть серии материалов Смех и мемы в социальной сети

Читайте девятую часть серии материалов Самовыражение в социальных сетях и новый формат истории

Читайте десятую часть серии материалов Идеи для стартапов будущего

Читайте одиннадцатую часть серии материалов Различие Facebook и ВКонтакте с точки зрения теории Маклюэна

Читайте двенадцатую часть серии материалов Как в интернете реализуются потребности людей

Читайте тринадцатую часть серии материалов Метод архетипов в брендинге

Телеграм Коссы — здесь самый быстрый диджитал и самые честные обсуждения: @cossaru

📬 Письма Коссы — рассылка о маркетинге и бизнесе в интернете. Раз в неделю, без инфошума: cossa.pulse.is

✉️✨
Письма Коссы — лаконичная рассылка для тех, кто ценит своё время: cossa.pulse.is