Как меняются люди под воздействием медиа?
Как меняются люди под воздействием медиа?
Маршал Маклюэн (1911–1980) изучал, среди прочего, то, как медиа меняют людей и мир.
Вот две основы, которые он выделяет:
1. Расширение
Смысл любого инструмента — расширять возможности человеческого тела. Охотничий лук увеличивает возможности охотника. Машина расширяет способность к передвижению. Речь расширяет возможность чувств — с помощью историй можно сохранять воспоминания и вызывать рассказом эмоции. Телефон расширяет способность речи. Социальные медиа расширяют душу человека. Маршал Маклюэн назвал бы это нервной системой. С приходом человека в интернет, его нервная система вышла за пределы человеческого тела. Теперь она находится вне тела человека.
Успейте купить корпоративный пакет COSSA-2025 со скидкой!
Cossa анонсирует главный рекламный формат на весь 2025 год: сразу 8 различных опций.
Пакет идеально подходит для онлайн-сервисов, стартапов, интернет-компаний и digital-агентств.
Успейте приобрести пакет до повышения цены!
2. Принцип взаимовлияния
Человек придает форму инструменту, в ответ инструмент изменяет человека. Люди сделали сотовый телефон, — изменил нашу речь, ритм жизни и возможности перемещения.
Расстройство структуры времени
С приходом интернета психологи замечают у людей расстройство, называемое «расстройством структуры времени». Если раньше распорядок человека определялся световым днем, то сейчас время зависит от поступаемой информации. Маршал Маклюэн говорил, что, с появлением электрического света, пространство вокруг людей перестроилось, люди ушли от ритмов дня и ночи, появился как бы новый мир, новые связи и возможности.
Если до изобретения электричества люди ложились спать, когда сядет солнце, то, с приходом интернета, люди ложатся спать, когда закончатся новости в ленте, или они закроют браузер.
Интернет деформировал и, можно даже сказать, убил время. Время стало находиться в прямой зависимости от потребляемой информации. Если в ленте один человек, чтение обновления займет пять минут, а если сто человек, то всю ночь.
Расстройство структуры информации
Кроме «расстройства структуры времени», у современных пользователей еще возникает «расстройство структуры информации». Сейчас люди начали потреблять большое количество небольших квантов информации, и меньшее количество больших текстов. Иногда у них появляется желание пропустить большой абзац. Зная об этом, западные интернет-СМИ иногда пишут абзацы, состоящие из одного предложения.
Твиты против книги
Маленьким квантом информации сложнее, или даже иногда практически невозможно передать сложный смысл.
Распределение информации в социальной сети
Cверху — последовательный способ передачи информации, снизу — пример, как информация передается в социальной сети. Маленькие кванты информации от различных источников перемешаны между собой. Информацию в интернете пользователи получают маленькими порциями. В сети идут миллионы обрывков текста и картинок. Все меньше становится больших структурированных историй.
В связи с этим, сознание вынуждено связывать непоследовательные кванты информации в одну историю. Тем самым доделывать дополнительную работу на монтаж, когда могло бы потратить ее на извлечение смысла. Мозг вынужден совершать дополнительную работу связи обрывков в единую ткань.
Профессор Сьюзан Гринфилд:
В сети существует возможность потери навыка мыслить последовательно, структурно. В интернете отсутствует хронологическая последовательность. Потому что, если вы знаете много вещей, но не проделываете мыслительную работу для того, чтобы их друг с другом связать, они остаются разрозненным набором фактов.
Последствия квантования информации
1. Смыслы сократились
2. Сознание вынуждено совершать дополнительную работу на монтаж.
Расстройство причинно-следственных связей
Психологи отмечают, что из-за длительного пользования социальными сетями люди отвыкают делать долгосрочные выводы и нести ответственность за свои поступки — потому что не видят связи между делами и сообщениями. Когда в мозг поступает много разрозненной неструктурированной информации, человеку сложно делать выводы, потому что приходится собирать отдельные части и формировать в истории. Мозг начинает лениться — зачем думать самому, если можно подождать комментария или нового поста. Зачем делать выводы, если этот пост сейчас уедет вниз, и можно переключить свое внимание на новое сообщение.
Арка истории
Сценарии, истории, статьи строятся на основе трехактной структуры. У любого произведения есть начало, середина и конец. Такая структура носит название «арки истории».
Психологи отмечают, что мозг человек испытывает удовольствие и облегчение, когда попадает в «арку истории». Информация воспринимается проще, когда сознание ясно чувствует структуру истории.
Когда мозг попадает в арку истории, он расслабляется, его ведут, он не тратит энергию на монтаж, а только на извлечение смысла.
В «арке истории»:
1. Видны причинно-следственные связи.
Читатель ясно видит и понимает, что герой на сотой странице книги женится, потому что на первой решается выйти на битву с драконом.
2. Не тратится энергия и время на монтаж истории. Из-за этого мозг получает удовольствие и испытывает облегчение.
Сериальная культура работает с перераспределением человеческого внимания. Время, в течение которого человек способен удерживать его на чем-то одном, сокращается, зато растет количество таких объектов и общее время, которое человек в итоге проводит за их потреблением.
Справа — лента ЖЖ. Сообщения больше по объему и внутри себя имеют структуру, облегчающую восприятие. И каждое сообщение несет больше единиц смысла, чем обрывки или надводные айсберги в социальных сетях. Справа — лента разношерстных сообщений в социальной сети.
Потребляя информацию, не связанную между собой, человек может впасть в информационный транс.
Мозг испытывает облегчение, когда входит в арку истории. Чтение историй выводит из транса.
Вывести мозг из транса можно, предложив человеку в потоке лоскутков структурированное сообщение. Мозг входит в структуру сообщения, испытывает психологическое облегчение и выходит из транса. А человек выходит из интернета.
Если целый день пролистывать ленту в ВКонтакте или в Facebook, будет очень сложно остановиться. Выйти из дурной бесконечности поможет, например, просмотр очередного ролика «Гражданин поэт» или другой осмысленной истории — ролик имеет начало, середину, конец, оформленную мысль и смысл.
Расстройство целей
Новостная лента дезориентирует пользователей интернета, у которых нет сложившегося взгляда на происходящие события и личного понимания, куда и зачем он движется.
Как разноцветные магниты, сообщения от разных источников дезориентируют пользователя в смысловом пространстве, тогда как арка истории ведет точно к цели, проводя через необходимые этапы.
Планирование — один из примеров работоспособности структурированной информации. Когда человек знает верстовые столбы в пути, знает куда идет, его сложно сбить сторонним смысловым потоком. Пример — политический пиар в СССР, пятилетки в СССР.
В психологии существует целое направление- лечение историями. Людей учат правильно воспринимать и сочинять истории, в результате чего у человека тренируется способность мыслить последовательно и находить смыслы.
Кларисса Пинкола Эстес — психоаналитик юнгианской школы и кантадора (потомственный рассказчик-профессионал) латиноамериканской традиции — автор книги «Бегущая с волками. Женский архетип в мифах и сказаниях», одной из основных книг в юнгианской традиции, рассматривающих архетип женщины.
Одно из направлений деятельности Клариссы Эстес — «терапия историями».
Одно время ее радиопередачи транслировались в «горячие точки» по всему миру.
Сказки — это лекарство. Они владеют мною с тех пор, как я услышала свою первую сказку. Они обладают целительной силой, не заставляя нас делать, быть, действовать — достаточно просто слушать их.
В сказках содержатся средства, позволяющие исправить или возродить любую утраченную душевную пружину. Сказки рождают волнение, печаль, вопросы, стремления и понимание, которые спонтанно поднимают на поверхность нужный архетип.
Мы входим в сказку через дверь внутреннего слуха. Когда рассказывают сказку, звучание ее слов затрагивает слуховой нерв, который пересекает основание черепа и входит в ствол головного мозга пониже варолиева моста. Оттуда слуховые импульсы передаются наверх, в сознание, или, как утверждают некоторые, в душу — в зависимости от отношения, с которым вы слушаете.
Как люди стали историями
По наблюдению Василия Гатова и Ильи Осколков-Ценципера в лекции «Влияние Сократа на современные медиа» все люди стали медиа.
Раньше, чтобы вещать на большую аудиторию, нужен был печатный завод. С развитием социальных сетей каждый человек стал медиа.
Социальные сети так изменили людей, что пользователи интернета стали живыми историями. Люди сами стали сериалами самих себя.
Медиарежиссер — новая профессия
Василий Гатов и Илья Осколков-Ценципер в лекции «Влияние Сократа на современные медиа»:
У всех на глазах рождается новая профессия — медиарежиссер. Человек, способный растянуть коммуникацию сразу на все медиа, каналы и выдавать ее нужными порциями (по содержанию и количеству), чтобы добиться выполнения задачи. Вкладывать в короткие сообщения большие пласты информации, создавать запоминающиеся мемы и мифы.
Сериалы
Люди в социальных сетях следят за сериалами, которые происходят с их друзьями или брендами.
Артемий Лебедев всю свою студию превратил в сериал. Одно время, когда Норвежский Лесной вел пресс-службу, новости о происходящем в закулисье Студии, которые он писал каждый день, были популярнее, чем страницы с работами студии.
Сейчас Николай Данилов ведет на сайте Студии рубрику «Фото дня» — тоже своеобразный сериал. В этом году на сайте у Лебедева появилась новая рубрика «Стрипы» — короткие комиксы, которые каждый день рисуют сотрудники Студии.
В 90-е Лебедев создавал виртуала Катю Деткину и вел от ее имени сериал. Катя писала гневные рецензии на все новые сайты, кроме сайтов, созданных самим Лебедевым. Потом Тема сообщил, что она умерла и все расстроились.
Узнать себя в новой роли
Все люди стали выходить в информационное пространство маленькими сериями. Человек стал квантоваться в социальной сети, показывая разные стороны своей жизни.
Человек может эффективно строить свою жизнь, если он понимает себя, свое назначение, свою форму, свое тело. Новое тело в социальной сети — тело сериала.
Если человек будет понимать, как строятся истории и как они развиваются, то он будет эффективно действовать в новой среде жизни. Иначе — будет топтаться на месте.
Потребность историй
У людей возникла реальная потребность историй. Коротких, цельных рассказов, с началом, серединой и концом. Этот жанр всегда будет популярен, потому что он облегчает работу мозга и ведет человека.
Самопознание
С приходом в интернет человек стал сериалом, он стал квантоваться в пространстве.
Причем человек не показывает себя целиком, а являет различные стороны своей личности, часто не всегда истинной, а поверхностной. Иногда человек действует от лица маски роли.
Чтобы гармонично развиваться, надо понимать, что личность и профиль — это разные структуры. Понимание законов развития драматических историй позволит человеку не топтаться на месте, а двигаться и развиваться.
Вывод
В интернете информация подается маленькими порциями — квантами информации, перемешанными между собой.
Человеку приходится затрачивать дополнительную энергию на монтаж кусочков в одну историю, тогда как эти время и энергию он мог потратить на извлечение смысла.
Из-за длительного пользования социальными сетями люди отвыкают делать долгосрочные выводы и нести ответственность за свои поступки — потому что не видят связи между сообщениями.
Структурированные сообщения строятся на основе «арки истории» и имеют начало, середину и конец. Попадая в «арку истории» мозг испытывает облегчение и удовольствие. Подобные истории могут дать человеку облегчение, и восстановить возможность мыслить последовательно.
Читайте первую часть серии материалов Свойства интернета. Интернет как нефизический мир
Читайте вторую часть серии материалов Потребности и поведение людей в социальных сетях. Теория «лайков»
Читайте третью часть серии материалов Почему людей притягивают социальные сети
Читайте четвертую часть серии материалов Интернет-зависимость. Чем отличается личность от профиля
Читайте пятую часть серии материалов Принципы общения в социальных сетях
Читайте седьмую часть серии материалов Медиаскетизм как новая эмоция. Внимание в интернете
Читайте восьмую часть серии материалов Смех и мемы в социальной сети
Читайте девятую часть серии материалов Самовыражение в социальных сетях и новый формат истории
Читайте десятую часть серии материалов Идеи для стартапов будущего
Читайте одиннадцатую часть серии материалов Различие Facebook и ВКонтакте с точки зрения теории Маклюэна
Читайте двенадцатую часть серии материалов Как в интернете реализуются потребности людей
Читайте тринадцатую часть серии материалов Метод архетипов в брендинге