Luxoft Training
15 марта 2012, 14:10
79618
12

Как меняются люди под воздействием медиа?

Cossa.ru публикует серию материалов Дмитрия Соловьева о поведении человека в социальных сетях. Лекция была прочитана студентам Британской Высшей Школы Дизайна. Автор обращает внимание на то, что работа не претендует на научный статус. В этой части рассмотрены изменения, произошедшие в способах восприятия человеком мира и информации.
Как меняются люди под воздействием медиа?

Как меняются люди под воздействием медиа?

Маршал Маклюэн (1911–1980) изучал, среди прочего, то, как медиа меняют людей и мир.

Вот две основы, которые он выделяет:

1. Расширение

Смысл любого инструмента — расширять возможности человеческого тела. Охотничий лук увеличивает возможности охотника. Машина расширяет способность к передвижению. Речь расширяет возможность чувств — с помощью историй можно сохранять воспоминания и вызывать рассказом эмоции. Телефон расширяет способность речи. Социальные медиа расширяют душу человека. Маршал Маклюэн назвал бы это нервной системой. С приходом человека в интернет, его нервная система вышла за пределы человеческого тела. Теперь она находится вне тела человека.

2. Принцип взаимовлияния

Человек придает форму инструменту, в ответ инструмент изменяет человека. Люди сделали сотовый телефон, — изменил нашу речь, ритм жизни и возможности перемещения.

Расстройство структуры времени

С приходом интернета психологи замечают у людей расстройство, называемое «расстройством структуры времени». Если раньше распорядок человека определялся световым днем, то сейчас время зависит от поступаемой информации. Маршал Маклюэн говорил, что, с появлением электрического света, пространство вокруг людей перестроилось, люди ушли от ритмов дня и ночи, появился как бы новый мир, новые связи и возможности.

cossa-icons-6.png

Весь интернет-маркетинг за 19 недель!

Cossa рекомендует: онлайн-курс по интернет-маркетингу от Ingate — digital-агентства с 17-летним опытом.

  • 17 учебных блоков по ключевым вопросам интернет-маркетинга
  • Поддержка менторов
  • Диплом
  • Cтажировка в топовых агентствах России
  • Помощь в трудоустройстве
Узнать больше >>

Реклама

Если до изобретения электричества люди ложились спать, когда сядет солнце, то, с приходом интернета, люди ложатся спать, когда закончатся новости в ленте, или они закроют браузер.

Интернет деформировал и, можно даже сказать, убил время. Время стало находиться в прямой зависимости от потребляемой информации. Если в ленте один человек, чтение обновления займет пять минут, а если сто человек, то всю ночь.

Расстройство структуры информации

Кроме «расстройства структуры времени», у современных пользователей еще возникает «расстройство структуры информации». Сейчас люди начали потреблять большое количество небольших квантов информации, и меньшее количество больших текстов. Иногда у них появляется желание пропустить большой абзац. Зная об этом, западные интернет-СМИ иногда пишут абзацы, состоящие из одного предложения.

Твиты против книги

Маленьким квантом информации сложнее, или даже иногда практически невозможно передать сложный смысл.

Распределение информации в социальной сети

Cверху — последовательный способ передачи информации, снизу — пример, как информация передается в социальной сети. Маленькие кванты информации от различных источников перемешаны между собой. Информацию в интернете пользователи получают маленькими порциями. В сети идут миллионы обрывков текста и картинок. Все меньше становится больших структурированных историй.

В связи с этим, сознание вынуждено связывать непоследовательные кванты информации в одну историю. Тем самым доделывать дополнительную работу на монтаж, когда могло бы потратить ее на извлечение смысла. Мозг вынужден совершать дополнительную работу связи обрывков в единую ткань.

Профессор Сьюзан Гринфилд:

В сети существует возможность потери навыка мыслить последовательно, структурно. В интернете отсутствует хронологическая последовательность. Потому что, если вы знаете много вещей, но не проделываете мыслительную работу для того, чтобы их друг с другом связать, они остаются разрозненным набором фактов.

Последствия квантования информации

1. Смыслы сократились
2. Сознание вынуждено совершать дополнительную работу на монтаж.

Расстройство причинно-следственных связей

Психологи отмечают, что из-за длительного пользования социальными сетями люди отвыкают делать долгосрочные выводы и нести ответственность за свои поступки — потому что не видят связи между делами и сообщениями. Когда в мозг поступает много разрозненной неструктурированной информации, человеку сложно делать выводы, потому что приходится собирать отдельные части и формировать в истории. Мозг начинает лениться — зачем думать самому, если можно подождать комментария или нового поста. Зачем делать выводы, если этот пост сейчас уедет вниз, и можно переключить свое внимание на новое сообщение.

Арка истории

Сценарии, истории, статьи строятся на основе трехактной структуры. У любого произведения есть начало, середина и конец. Такая структура носит название «арки истории».

Психологи отмечают, что мозг человек испытывает удовольствие и облегчение, когда попадает в «арку истории». Информация воспринимается проще, когда сознание ясно чувствует структуру истории.

Когда мозг попадает в арку истории, он расслабляется, его ведут, он не тратит энергию на монтаж, а только на извлечение смысла.

В «арке истории»:

1. Видны причинно-следственные связи.
Читатель ясно видит и понимает, что герой на сотой странице книги женится, потому что на первой решается выйти на битву с драконом.

2. Не тратится энергия и время на монтаж истории. Из-за этого мозг получает удовольствие и испытывает облегчение.

Сериальная культура работает с перераспределением человеческого внимания. Время, в течение которого человек способен удерживать его на чем-то одном, сокращается, зато растет количество таких объектов и общее время, которое человек в итоге проводит за их потреблением.

Справа — лента ЖЖ. Сообщения больше по объему и внутри себя имеют структуру, облегчающую восприятие. И каждое сообщение несет больше единиц смысла, чем обрывки или надводные айсберги в социальных сетях. Справа — лента разношерстных сообщений в социальной сети.

Потребляя информацию, не связанную между собой, человек может впасть в информационный транс.

Мозг испытывает облегчение, когда входит в арку истории. Чтение историй выводит из транса.

Вывести мозг из транса можно, предложив человеку в потоке лоскутков структурированное сообщение. Мозг входит в структуру сообщения, испытывает психологическое облегчение и выходит из транса. А человек выходит из интернета.

Если целый день пролистывать ленту в ВКонтакте или в Facebook, будет очень сложно остановиться. Выйти из дурной бесконечности поможет, например, просмотр очередного ролика «Гражданин поэт» или другой осмысленной истории — ролик имеет начало, середину, конец, оформленную мысль и смысл.

Расстройство целей

Новостная лента дезориентирует пользователей интернета, у которых нет сложившегося взгляда на происходящие события и личного понимания, куда и зачем он движется.

Как разноцветные магниты, сообщения от разных источников дезориентируют пользователя в смысловом пространстве, тогда как арка истории ведет точно к цели, проводя через необходимые этапы.

Планирование — один из примеров работоспособности структурированной информации. Когда человек знает верстовые столбы в пути, знает куда идет, его сложно сбить сторонним смысловым потоком. Пример — политический пиар в СССР, пятилетки в СССР.

В психологии существует целое направление- лечение историями. Людей учат правильно воспринимать и сочинять истории, в результате чего у человека тренируется способность мыслить последовательно и находить смыслы.

Кларисса Пинкола Эстес — психоаналитик юнгианской школы и кантадора (потомственный рассказчик-профессионал) латиноамериканской традиции — автор книги «Бегущая с волками. Женский архетип в мифах и сказаниях», одной из основных книг в юнгианской традиции, рассматривающих архетип женщины.

Одно из направлений деятельности Клариссы Эстес — «терапия историями».

Одно время ее радиопередачи транслировались в «горячие точки» по всему миру.

Сказки — это лекарство. Они владеют мною с тех пор, как я услышала свою первую сказку. Они обладают целительной силой, не заставляя нас делать, быть, действовать — достаточно просто слушать их.

В сказках содержатся средства, позволяющие исправить или возродить любую утраченную душевную пружину. Сказки рождают волнение, печаль, вопросы, стремления и понимание, которые спонтанно поднимают на поверхность нужный архетип.

Мы входим в сказку через дверь внутреннего слуха. Когда рассказывают сказку, звучание ее слов затрагивает слуховой нерв, который пересекает основание черепа и входит в ствол головного мозга пониже варолиева моста. Оттуда слуховые импульсы передаются наверх, в сознание, или, как утверждают некоторые, в душу — в зависимости от отношения, с которым вы слушаете.

Как люди стали историями

По наблюдению Василия Гатова и Ильи Осколков-Ценципера в лекции «Влияние Сократа на современные медиа» все люди стали медиа.

Раньше, чтобы вещать на большую аудиторию, нужен был печатный завод. С развитием социальных сетей каждый человек стал медиа.

Социальные сети так изменили людей, что пользователи интернета стали живыми историями. Люди сами стали сериалами самих себя.

Медиарежиссер — новая профессия

Василий Гатов и Илья Осколков-Ценципер в лекции «Влияние Сократа на современные медиа»:

У всех на глазах рождается новая профессия — медиарежиссер. Человек, способный растянуть коммуникацию сразу на все медиа, каналы и выдавать ее нужными порциями (по содержанию и количеству), чтобы добиться выполнения задачи. Вкладывать в короткие сообщения большие пласты информации, создавать запоминающиеся мемы и мифы.

Сериалы

Люди в социальных сетях следят за сериалами, которые происходят с их друзьями или брендами.

Артемий Лебедев всю свою студию превратил в сериал. Одно время, когда Норвежский Лесной вел пресс-службу, новости о происходящем в закулисье Студии, которые он писал каждый день, были популярнее, чем страницы с работами студии.

Сейчас Николай Данилов ведет на сайте Студии рубрику «Фото дня» — тоже своеобразный сериал. В этом году на сайте у Лебедева появилась новая рубрика «Стрипы» — короткие комиксы, которые каждый день рисуют сотрудники Студии.

В 90-е Лебедев создавал виртуала Катю Деткину и вел от ее имени сериал. Катя писала гневные рецензии на все новые сайты, кроме сайтов, созданных самим Лебедевым. Потом Тема сообщил, что она умерла и все расстроились.

Узнать себя в новой роли

Все люди стали выходить в информационное пространство маленькими сериями. Человек стал квантоваться в социальной сети, показывая разные стороны своей жизни.

Человек может эффективно строить свою жизнь, если он понимает себя, свое назначение, свою форму, свое тело. Новое тело в социальной сети — тело сериала.

Если человек будет понимать, как строятся истории и как они развиваются, то он будет эффективно действовать в новой среде жизни. Иначе — будет топтаться на месте.

Потребность историй

У людей возникла реальная потребность историй. Коротких, цельных рассказов, с началом, серединой и концом. Этот жанр всегда будет популярен, потому что он облегчает работу мозга и ведет человека.

Самопознание

С приходом в интернет человек стал сериалом, он стал квантоваться в пространстве.

Причем человек не показывает себя целиком, а являет различные стороны своей личности, часто не всегда истинной, а поверхностной. Иногда человек действует от лица маски роли.

Чтобы гармонично развиваться, надо понимать, что личность и профиль — это разные структуры. Понимание законов развития драматических историй позволит человеку не топтаться на месте, а двигаться и развиваться.

Вывод

В интернете информация подается маленькими порциями — квантами информации, перемешанными между собой.

Человеку приходится затрачивать дополнительную энергию на монтаж кусочков в одну историю, тогда как эти время и энергию он мог потратить на извлечение смысла.

Из-за длительного пользования социальными сетями люди отвыкают делать долгосрочные выводы и нести ответственность за свои поступки — потому что не видят связи между сообщениями.

Структурированные сообщения строятся на основе «арки истории» и имеют начало, середину и конец. Попадая в «арку истории» мозг испытывает облегчение и удовольствие. Подобные истории могут дать человеку облегчение, и восстановить возможность мыслить последовательно.


Читайте первую часть серии материалов Свойства интернета. Интернет как нефизический мир

Читайте вторую часть серии материалов Потребности и поведение людей в социальных сетях. Теория «лайков»

Читайте третью часть серии материалов Почему людей притягивают социальные сети

Читайте четвертую часть серии материалов Интернет-зависимость. Чем отличается личность от профиля

Читайте пятую часть серии материалов Принципы общения в социальных сетях

Читайте седьмую часть серии материалов Медиаскетизм как новая эмоция. Внимание в интернете

Читайте восьмую часть серии материалов Смех и мемы в социальной сети

Читайте девятую часть серии материалов Самовыражение в социальных сетях и новый формат истории

Читайте десятую часть серии материалов Идеи для стартапов будущего

Читайте одиннадцатую часть серии материалов Различие Facebook и ВКонтакте с точки зрения теории Маклюэна

Читайте двенадцатую часть серии материалов Как в интернете реализуются потребности людей

Читайте тринадцатую часть серии материалов Метод архетипов в брендинге

Не пропустите!

Комментарии:

- +6 +
Виктор Фомин #
15.03.2012 16:43
Интересно. Спасибо.
Ответить
Очень интересная концепция "арки истории". Не подскажете, где об этом можно дополнительно почитать (Google поиск не дал ни одного результата)? Рассуждение об этой арке мне напомнило размышления о том, что такое интерфейсы взаимодействия в сети и как и нужно проектировать.

- Так, на странице всегда нужно показывать главное, второстепенное и третьестепенное, давая человеку понимание, с чего начать просмотр
- В программировании сценария поведения важно сразу показать первый и последний шаги, чтобы человек сразу же видел всю цепочку необходимых действий

Подобное струкртурирование пространства позволяет человеку совершать осмысленные и качественные поступки, переводит его из состояния наблюдателя в состояние дейсвтующего субъекта.
Ответить
Концепция арки повсеместно используется в сторителлинге. Подробнее можно узнать тут:

Александр Гордон. Теория конфликта (1 и 2 часть)
http://tvrain.ru/teleshow/lectures_on_the_rain/aleksandr_gordon_teoriya_konflikta_chast_
1-97623/
http://tvrain.ru/teleshow/lectures_on_the_rain/aleksandr_gordon_teoriya_konflikta_chast_
2-97628/

Елена Овсянникова. Как написать первый киносценарий.
Старший менеджер сценарного агентства Cinemotion SA рассказывает о структуре
истории, арке героя и процессе работы над сценарием.
http://theoryandpractice.ru/videos/234-kak-napisat-pervyy-kinostsenariy

Кино между адом и раем. Александр Митта.
Не сколько про кино, сколько про структуру любой драматической истории.
http://www.ozon.ru/context/detail/id/5411221/
Ответить
- -1 +
ВНИМАНИЕ!!! кто хочет получить скидку 60% на "TOP-CLASS INTERNATIONAL" и лично познакомиться с Алистером Фростом, ждём для него ваши вопросы на тему: «Маркетинговая стратегия для мира Digital»! Присылайте вопросы сюда - http://www.facebook.com/TopClassInternational, либо на e-mail: pr@somar.ru
Ответить
Очень интересная статья. Прочитал почти всю серию материалов, нахожу много полезного для себя. Спасибо
Ответить
- 0 +
Chicago2018 #
05.01.2013 18:39
"Справа — лента разношерстных сообщений в социальной сети" - исправьте (справа).

Ответить
- 0 +
Тоня Иванова #
09.01.2013 15:02
Спасибо за статью! Я пишу работу по нелинейным нарративам в массовой культуре и хотела попросить Вашего совета: что Вы посоветуете почитать более подробно про расстройство структуры времени и причинно-следственных связей? Можно на английском.
Спасибо ещё раз.
Ответить
- +1 +
momo #
14.02.2013 01:46
К сожалению, данный материал является столь же медийным и пользуется теми же средствами, как и "твит": компактная разбивка материала, которая внутри если взаимосвязана, то не имеет доказательства взаимосвязи. Отсутствие единой методологии выявляет яркую сетевую публицистику, но не результат исследования (потому что кто его здесь будет читать, правда?). "Психологи утверждают" - это не аргумент, а любопытный "факт", яркий и привлекательный.

Помимо этого, критерием научности выступает рассмотрение противоположной стороны. В данном случае - есть ли позитивные стороны медиа-среды, если изменяется сознание - как, есть ли в этом плюсы. А так очень похоже на статьи традиционалистов :))) Ярко, критично, но для развлечения (и демонстрации бессилия традиционализма, - как в данном случае - критики медиа изнутри медиа).<br />
<br />
Но за статью плюс, она вызывает желание вступить в дискуссию. Значит, делает своё дело, очень интересно написана.
Ответить
- 0 +
Slava Yanko #
01.12.2013 14:44
1. Нынче #книги стали как #твиты.
2. #Целостность как таковая всегда была проблемой, а не только теперь.
3. Способность создавать большие #нарративы в наличии не у каждого человека, опять же - так было всегда.
4. #Итог: нынче мы имеем возможность наблюдать все то, что и было, но эмпирически прозрачно.
Ответить
- 0 +
Структура текста, а особенно вывод в конце, заставили меня улыбнуться)) И спасибо, благодаря коротким абзацам - я смогла дочитать статью)
Ответить
- 0 +
ruescape_ru #
03.12.2013 11:44
От чтения статьи постоянно отвлекал красный баннер справа.
Ответить
- 0 +
Georg Geiersdorf #
03.12.2013 16:29
Масс-медиа объединяет людей. Когда во время второй мировой войны исполнялась песня Лили-Марлен, то на фронте останавливалась перестрелка. На прекращение холодной войны и предотвращение горячей не меньшую роль, чем все международные соглашения сыграла битловское Yesterday.
Ответить
Ответить?
Реклама

Чем живёт digital.
Главное — в рассылке:




Вход на cossa.ru

Уже есть аккаунт?
Выбирай любой вариант входа:
Facebook Twitter Vkontakte

Используйте свой аккаунт в социальной сети Facebook или Twitter, чтобы пользоваться сайтом

Не забудьте написать email на странице своего профиля для управления рассылкой