ATLEX
13 марта 2012, 13:20
6

Интернет-зависимость. Чем отличается личность от профиля

Cossa.ru публикует серию материалов Дмитрия Соловьева о поведении человека в социальных сетях. Лекция была прочитана студентам Британской Высшей Школы Дизайна. Автор обращает внимание на то, что работа не претендует на научный статус. В этой части рассмотрена проблема интернет-зависимости, а также отождествления личности и профиля.
Интернет-зависимость. Чем отличается личность от профиля

В качестве примера возьмем обычного человека, жителя России, с проблемами в эмоциональном и личностном развитии — с недостатком внимания в семье, в отношенияx, и желанием это внимание получить.

В семье и в отношениях достаточного внимания он получить не может — от него только требуют, чтобы он что-то отдавал.

Все проблемы нашего героя разрешимы. Но для того, чтобы разрешить их в реальном мире, нужно работать, нужен самоанализ, отдача, преодоление барьеров и налаживание отношений, отказ от каких-то привычек.

А под рукой — интернет. Тогда наш герой проецирует свою жизнь в социальную сеть и там, в ментальном мире, ищет себе любовь и утверждение своей личности — постоянное подтверждение своего существования, получения социальных поглаживаний, поиск внимания со стороны других.

Но так как реально страсти и желания человека в интернете не развиваются, а только замещаются и подавляются, то у человека проблемы недостатка внимания не разрешаются. Ко всему еще прибавляется еще и задержка развития личности.

cossa-icons-6.png

Весь интернет-маркетинг за 19 недель!

Cossa рекомендует: онлайн-курс по интернет-маркетингу от Ingate — digital-агентства с 17-летним опытом.

  • 17 учебных блоков по ключевым вопросам интернет-маркетинга
  • Поддержка менторов
  • Диплом
  • Cтажировка в топовых агентствах России
  • Помощь в трудоустройстве
Узнать больше >>

Реклама

Появляется интернет зависимость. Личность стоит и не развивается — развивается ум, развиваются ментальные навыки, но развитие ответственности, понимание себя и забота о других замораживается.

Отождествление личности и профиля

Из этого кейса можно вывести существование такого явления, когда человек отождествляет свою личность со своим профилем в социальной сети, что тормозит развитие личности человека и может вызвать интернет-зависимость.

Причины:

Человек недоволен своей жизнью, своим телом, своими отношениями с окружающими, а тут рядом — виртуальный мир, в котором нет тела, и можно свою личность показывать только с тех сторон, которые человеку удобны.

Последствия:

Личность человека не статична. Человек меняется. Человек — это сумма дел и мыслей за день.

Механизм:

Статические профили социальных сетей обманывают наблюдателей.

Пользователь оставляет сообщение на стене, но это уже не он — он изменился, написав данное сообщение. Мертвые, статичные структуры личных страничек, притягивающие жадные до ревности взгляды пользователей, не меняются под воздействием сообщений.

Человек, написавший сообщение, уже не тот человек, который садился его писать. Автором сообщения является не недвижимый субъект, а тот, кто рождается самим сообщением внутри него.

Личность размыта, она творится в процессе передачи сообщения, и ее нельзя выразить конкретным снимком, как это делают социальные сети.

Когда автор пишет роман, роман меняет автора. Часто только в процессе написания книги писатель понимает, что он хочет ею выразить.

Идеальная социальная сеть — это сеть без профиля. Профиль в ней — это передаваемые сообщения. Это можно увидеть на примере Живого Журнала.

ЖЖ можно сравнить со стволом дерева — он растет из корней, ствол интересно исследовать — можно пройти от самых корней до верхушки, проследить рост ветвей, прочитать историю. ЖЖ раскрывает жизнь человека как книгу.

Профили в социальных сетях больше похожи на мгновенный срез ствола — в сечении видимы кольца настоящего, но не видно истории их возникновения, не видно развития. ЖЖ всегда интереснее и глубже показывает жизнь человека.

Timeline в Facebook

Пять лет подряд графический дизайнер Николас Фелтон выкладывает на всеобщее обозрение красивые отчеты на тему «Как Николас Фелтон провел этот год». Сколько песен послушал и книг прочитал, куда съездил, с кем познакомился, и что они вместе ели и пили. Печатные версии этих схем он предлагает купить за 20–60 долларов. Когда про Фелтона узнали в руководстве Facebook, его тут же позвали на работу делать новый интерфейс.

Timeline показывает — для того, чтобы оставить заметный след в виртуальном пространстве, надо сделать реальные изменения в физическом мире.

Профиль вносит реальное время в социальную сеть. Теперь профиль стал динамичным — мы видим изменения, причем они связаны с реальными изменениями, происходящими с обладателем профиля.

Новый профиль — это мостик между реальным миром и интернетом. Пользователю показали — хочешь изменений у себя в профиле — изменяйся в реальном мире: передвигайся, фотографируйся, заводи и развивай отношения.


Читайте первую часть серии материалов Свойства интернета. Интернет как нефизический мир

Читайте вторую часть серии материалов Потребности и поведение людей в социальных сетях. Теория «лайков»

Читайте третью часть серии материалов Почему людей притягивают социальные сети

Читайте пятую часть серии материалов Принципы общения в социальных сетях

Читайте шестую часть серии материалов Как меняются люди под воздействием медиа?

Читайте седьмую часть серии материалов Медиаскетизм как новая эмоция. Внимание в интернете

Читайте восьмую часть серии материалов Смех и мемы в социальной сети

Читайте девятую часть серии материалов Самовыражение в социальных сетях и новый формат истории

Читайте десятую часть серии материалов Идеи для стартапов будущего

Читайте одиннадцатую часть серии материалов Различие Facebook и ВКонтакте с точки зрения теории Маклюэна

Читайте двенадцатую часть серии материалов Как в интернете реализуются потребности людей

Читайте тринадцатую часть серии материалов Метод архетипов в брендинге

Не пропустите!

Доступно каждому, пользуются единицы: 8 полезных инструментов интернет-маркетинга
Нужен ли вашему бизнесу SMM? Даем ответы на все вопросы о продвижении в социальных сетях
Откуда миллионы просмотров? Как продвигать рекламные видеоролики
Как снизить стоимость заявки в 2,5 раза с помощью сквозной аналитики и GDS на примере школы обу...
Тест: как хорошо ты знаешь российский YouTube?
4 тренда, которые формируют маркетинг будущего: ключевые тезисы с конференции ENGAGE IAB UK
Как делать рассылку, от которой не отпишутся: главные принципы полезной и интересной рассылки
Саморазвитие от ленивого: почему полезно плыть по течению и ничего не планировать
5 способов создания креатива в Instagram. Советы креативного стратега Facebook
Нам весело, а им больно. Косяки в рекламе крупных брендов
40+ SEO-сервисов для анализа сайта и конкурентов
Как бренды используют IGTV от Instagram: смотрим первые примеры

Комментарии:

- 0 +
Serge Almazov #
13.03.2012 23:29
В целом со всем согласен. Разве что не согласен с последним абзацем.
- 0 +
upss #
16.03.2012 11:43
Не понимаю, как можно променять/заменять живое общение с лайками, профилями и прочим...
- 0 +
Alexander Beryozkin #
20.03.2012 15:11
Занимаюсь диссертационным исследованием данной темы (социолог анализ). В своих количественном (опрос) и качественном исследовании (интервью, дискурс-анализ) пришёл к похожим выводам о том, что зависимость-это своего рода фиксация с утратой рефлексии (это одно из главных).
Нельзя брать обычного человека в данном случае.
Один из нас нашел разницу между собой и братом, а другой профессионально ищет разницу между разными группами людей в данном отношении.
Взрослые люди (или зрелые личности?) никогда не спутают личность с профилем, смешно даже об этом говорить. А для всех остальных это, конечно, проблема. Их много, таких людей, социологи не зря обратили внимание: диссертабельная тема.
"Ко всему еще прибавляется еще и задержка развития личности"
Подписываюсь. Мне 25, но чувствую себя и мыслю как в 15-ть. Именно в этом возрасте я впервые зашла в чат. И мое самоосознание там и осталось.
Реклама

Чем живёт digital.
Главное — в рассылке:




Вход на cossa.ru

Уже есть аккаунт?
Выбирай любой вариант входа:
Facebook Vkontakte

Используйте свой аккаунт в социальной сети Facebook или Twitter, чтобы пользоваться сайтом

Не забудьте написать email на странице своего профиля для управления рассылкой