Горшок, Ведьмак и Уэнсдей: создаём постмодернистское шоу из квартального награждения сотрудников
HR-брендинг: как в hh.ru используют массовую культуру в ивентах.
Автор: Ксения Степанова, руководитель направления корпоративной культуры, HR-бренда и внутренних коммуникаций hh.ru.
Награждение коллег за рабочие достижения и публичное признание их заслуг — это важно. Так мы культивируем в компании здоровую конкуренцию и демонстрируем вклад каждого в общее дело. Но, увы, со временем любые награждения перестают быть интересными примерно всем. Смотрят их в лучшем случае лишь те, кого награждают. И какой тогда в этом смысл?
В этой статье расскажем, как мы в hh.ru жерновами постмодернизма перемалываем арехтипы популярной культуры, чтобы сваять из них совершенно необычное квартальное награждение сотрудников.
Кто такой KVARTALITY и зачем мы его придумали
Когда-то квартальные награждения в hh.ru больше напоминали «Оскар курильщика»: радостные ведущие шутят корпоративные шутки и в течение часа называют смутно знакомые фамилии в прямом эфире на фоне брендвола. Это даже в текстовом виде выглядит скучно. Надо было что-то менять.
Мы решили уводить квартальные награждения из прямого эфира и снимать их заранее. Так появились первые намёки на современный KVARTALITY. В тот момент мы уже писали сценарий и звали сниматься коллег, но ещё не рассказывали истории в узнаваемых поп-культурных образах. Ведущий бродил по модному офису со свеженьким ремонтом, произносил заготовленные фразы и представлял новости — всё в формате динамичного, но пока что не особенно любопытного ролика. Всё изменилось, когда при создании эпизодов мы стали вдохновляться популярными сериалами, книгами и кино.
KVARTALITY сегодня — это полноценные истории в формате короткометражек. В сценарий гармонично вписываются и награждения самых продуктивных коллег, и самые важные новости за последние три месяца. Мы используем образы и персонажей из популярной культуры — но адаптируем и переосмысляем их в разрезе корпоративной жизни. В наших выпусках появлялись: Горшок и Князь, Нео, Молодой Папа из одноименного сериала Паоло Соррентино, очаровательная Уэнсдей Аддамс, Пила из легендарной хоррор-франшизы и даже знаменитый Геральт из Ривии — беловолосый ведьмак.
Мы зовём сниматься наших коллег из разных отделов и департаментов: IT-директор Геннадий Береговский сыграл Морфеуса в нашей адаптации «Матрицы», разработчик Никита Башаров примерил костюм ведьмака, а руководитель отдела внутренних коммуникаций и корпоративной культуры Ксения Степанова снялась в сюрреалистичной мета-отсылке к «Солнцестоянию».
Идеальная формула квартального награждения
Каждый эпизод KVARTALITY состоит из нескольких частей: художественная история, награждения лидеров квартала и главные новости. Их связывает воедино сценарий: сюжет чаще всего развивается так, чтобы гармонично увязать все три компонента в единое целое. В лучших традициях эпохи постмодернизма, на закате которой вас найдёт этот материал, в кадре всегда что-нибудь неправильно. Геральт из Ривии пользуется смартфоном, среди монахинь из свиты Молодого Папы одна почему-то обязательно с бородой, а избранный мистер Андерсон больше не бьёт лица, но делает больно по-другому: вместо кунг-фу использует орфографический словарь.
Главное, чего не должно быть в KVARTALITY — это духоты и сухих цифр. Если нам нужно что-то объяснить, мы позовём живого эксперта и снимем на камеру его рассказ, который станет информационной вставкой между сюжетными перипетиями. Если нам необходимо сказать о чём-то важном, мы сделаем это через сценарий, устами героев ролика.
Шутка — ещё один важный компонент KVARTALITY. Мы любим смех и мемы и частенько их используем. Здесь важно чувствовать грань между вирусными «приколами», которые знают все, и локальным юмором для завсегдатаев Твиттера (Икстера? Твикса?). Мы берём что-то посередине — шутка хороша лишь в том случае, если её поняли. Но и пасхалочки для гиков тоже оставляем: всегда приятно встретить и считать отсылку, которую поймут не только лишь все.
Мы не приглашаем профессиональных актёров. Во-первых, это дорого. Во-вторых, на коллег смотреть интереснее. Ну и в-третьих, они сами просятся к нам в новый фильм — лишь бы не работать. А вот съёмочная команда — это всегда профи. Можно, конечно, самим снять KVARTALITY на смартфон или вебку — во время пандемии мы так и делали, но качество картинки, постановка кадра и всё остальное будет соответствующим. Поэтому мы работаем с большими командами из режиссёра, сценариста, операторов, звукоинженеров, ассистентов и гримёров.
Коллеги VS кинозвёзды: кого и как мы снимаем
Разумеется, как и у всех уважающих себя киностудий, у нас есть свои «любимые» актёры, которые появляются в выпусках чаще других. Но мы всегда стараемся приглашать новые лица, чтобы задействовать в съёмках как можно больше сотрудников. KVARTALITY — это всегда событие. Каждый выпуск смотрит минимум половина компании, и появиться в одном из эпизодов — это не только классное приключение, но и способ заявить о себе и познакомиться с коллегами поближе. И попробовать себя в новом амплуа, конечно.
Мы не ждём от наших актёров-любителей профессионального отыгрыша: сценарий специально пишется так, чтобы роль можно было легко сыграть почти без подготовки. Никаких дополнительных прогонов перед съёмочным днём — у всех есть работа, которую нужно работать. Съёмки обычно занимают не больше двух рабочих дней, а чаще всего мы укладываемся в один. Это позволяет оптимизировать время и ресурсы. Процесс не успевает надоесть. А всё действо помогает коллегам выплеснуть творческую энергию в компании приятелей и неформальной обстановке.
Сценарий с репликами мы выдаём всем участникам заранее: до съёмок с ним необходимо ознакомиться и по желанию внести предложения. Непосредственно в день съёмок актёры приходят к назначенному времени и гримируются для своих ролей. Затем начинается таинство кино.
Очень редко сцена получается с первого раза — обычно на достойный результат у нас уходит несколько дублей. Однако мы не пытаемся добиться идеала и не претендуем на каннские премии. Процесс съёмок должен быть увлекательным и интересным для всех участников, иначе магии не случится.
Иногда мы переделываем известные песни, а исполняют их сами коллеги из нашей внутренней рок-группы The BeatHunter. Получается здорово — и смешно!
Вот что про съёмки KVARTALITY говорят сами актёры.
|
|
Антон Баринов
Инженер по информационной безопасности, исполнитель роли Лютика |
«Я в нереальном восторге от организации процесса съёмок. Для меня это какой-то подарок судьбы: здесь я могу реализовать свой творческий „потанцевал“, при этом мне не нужно никуда идти, что-то искать, тратить время и силы. Бери и снимайся, проявляй себя, твори и созидай, передавай горящий огонь своей души всем желающим, делись теплом».
|
|
Никита Башаров
Инженер по информационной безопасности, исполнитель роли Геральта |
«Классно, что можно перезагрузить мозг от рутинных задач и попробовать себя в новой роли. Мне нравится, что компания даёт возможность самовыражаться, учиться новому. Кайфую от профессионализма съёмочной команды. Было весело, думаю, нигде больше я бы не получил такого опыта».
|
|
Оля Швецова
Менеджер по поддержке брендинговых продуктов, исполнильница роли КОВО |
«KVARTALITY — маленькое чудо. Очень здорово, когда среди рабочей рутины случается что-то неожиданное, абсолютно не похожее на то, чем ты привык заниматься изо дня в день. Когда целых два дня ты можешь „по-взрослому“ побыть актёром. Ты попадаешь в процесс настоящих киношных съьёмок, с профессиональной камерой, светом, звуком, дублями, гримёрами. За каждым выпуском стоит команда профессионалов, и съёмки дают шанс стать её частью, окунуться в творчество. Когда твоя основная работа связана с чёткими алгоритмами действий и регламентами, такой выход из зоны комфорта как KVARTALITY — необходимая перезагрузка. Начинаешь снова чувствовать себя человеком, а не роботом».
|
|
Настя Каменщикова
Менеджер по поддержке брендинговых продуктов, исполнительница роли Йеннифер |
«Я всегда очень хотела сняться KVARTALITY, но очень боялась. Поэтому когда мне предложили взять на себя роль Йен, я думала отказаться, но в итоге согласилась — и не пожалела. Впечатления от съёмок только самые лучшие, а ребята из съёмочной команды и коллеги просто потрясающие. Очень порадовал мой образ, меня даже FaceID не узнал. А такого количества сообщений в Direct я не получала даже в свой день рождения. В общем, теперь мне хочется роль побольше.
Сам формат KVARTALITY очень классный — настоящий тимбилдинг для ребят, которые участвуют в съёмках, плюс шикарный ролик на выходе, который с удовольствием смотрят все коллеги, и узнают последние новости и итоги квартала».
Производство: от идеи до монтажа
Каждый выпуск начинается с идеи. Её мы придумываем вместе: в результате брейншторма рождается что-то-либо совсем дикое, вроде «Чебурашки в Хогвартсе», либо вполне жизнеспособная адаптация приключений Горшка и Князя в сказочном мире hh.ru. Идея — это краеугольный камень, который обрастает полноценным сценарием. Сценарий обычно пишется два-три дня, и он не особо большой — мы снимаем короткий метр, чтобы не перегружать коллег и оптимизировать затраты на производство.
Затем сценарий уходит режиссёру из съёмочной команды. Он рисует раскадровки, планирует съёмочные дни, обсуждает с нами идеи и предлагает изменения. Мы решаем, какое нам понадобится оборудование, костюмы, грим, реквизит, ищем и бронируем площадку, берём всё необходимое в аренду за пару дней до съёмок.
В этот день съёмочная команда приезжает раньше всех — нужно «расключиться», подготовить площадку, выставить свет и много чего ещё. Актёры приезжают к назначенному времени, чаще всего — за час до съёмок сцены, в которой они участвуют. Этот час нужен для нанесения грима и перевоплощения в образ персонажа.
Перед съёмками режиссёр быстро прогоняет с актёрами ближайшую сцену, объясняет, где нужно сидеть, стоять, говорить или молчать. Сами съёмки обычно проходят довольно быстро — за один-два дня, зависит от количества задействованных актёров, локаций и воли случая. Иногда сцена может выходить кривоватой, поэтому на неё уходит гораздо больше времени, чем мы запланировали. А иногда напротив: снимаем всё быстрее, чем рассчитывали. Это уж как повезёт.
После начинается таинство монтажа — рукастые специалисты собирают воедино всё, что мы наснимали. Дизайнеры разрабатывают графические вставки с награждаемыми коллегами и стильное визуальное оформление роликов, монтажер склеивает всё это в один красивый эпизод. Обычно этот процесс занимает от одной до двух недель. После того, как нам присылают черновой вариант очередного выпуска KVARTALITY, мы всей командой смотрим его и при необходимости вносим коррективы. Перед релизом важно всё проверить на наличие опечаток и несостыковок, возможно, заменить какие-нибудь дубли на более удачные.
Ну и последний этап в жизненном цикле каждого KVARTALITY — релиз. По пятницам у нас традиционно выходит еженедельный дайджест с новостями компании за неделю, и каждый новый эпизод нашего постмодернистского шоу становится гвоздём программы раз в три месяца. В среднем KVARTALITY смотрят 800–900 сотрудников, и это при том, что всего в hh.ru работает 1 300 человек! Неплохие показатели для квартального награждения, за которым раньше следили три с половиной землекопа. Кажется, в большинстве своём все действительно довольны форматом.
Итоги и подводные камни
Было бы нечестно расхвалить KVARTALITY и совсем не рассказать о подводных камнях. Пожалуй, главная проблема заключается в том, что каждый выпуск «съедает» достаточно много времени и денег. Работа сценариста, съёмочной команды, гримёров, аренда помещения, реквизита и оборудования — всё это стоит недёшево. Мы заметили, что, сделав один амбициозный большой дорогой ролик, мы уже не можем делать как раньше — некрасивые и бюджетные. Каждый следующий получается ещё ярче и ещё дороже. У нас очень много идей, но ограниченные ресурсы. И с этими ограничениями приходится считаться. Из-за больших трат на производство почти каждый следующий эпизод находится на грани отмены, но всё равно выходит.
Ещё мы порой можем не попасть в настроение коллег, которые ждут новый выпуск. Где-то передушнить, где-то не совсем удачно пошутить и за это огрести некоторое количество негативного фидбека. И это нормально, учитывая, что наши ролики частенько бывают довольно провокационными. Мы стараемся учитывать подобные моменты при создании каждого следующего KVARTALITY — чтобы всем в основном понравилось и никто не обиделся.
Возможно, в дальнейшем мы и откажемся от этого классного формата в пользу чего-то более утилитарного и простого. Но KVARTALITY навсегда останется в нашем сердечке как смелое, яркое и живое шоу — о сотрудниках и для сотрудников.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Ваши статьи присылайте нам на 42@cossa.ru. А наши требования к ним — вот тут.