Сложный интерфейс, падение сервера и другие проблемы на пути создания приложения. Читайте на Cossa.ru

01 марта 2018, 12:15

Сложный интерфейс, падение сервера и другие проблемы на пути создания приложения

Рассказывает Владимир Бондаренко, который создал приложение для подбора фильмов — Movie Expert.

Сложный интерфейс, падение сервера и другие проблемы на пути создания приложения

Вначале мы хотели создать продвинутую версию «Имхонета» с лучшим интерфейсом и алгоритмом подбора фильмов. Но к моменту запуска нашего Movie Expert «Имхонет» закрылся, и конкурировать уже было не с кем.

Началось всё в 2013-м, когда захотели скрасить фильмом вечер трудного дня. Выбрать «те самые фильмы» решили старым добрым способом — по оценкам «Имхонета» и Imdb. Затея провалилась: не всё то нравится, чему ставят высокие оценки.

Из ситуации нужно было как-то выходить — пусть вечер и был потрачен на поиск хорошего кино, но в будущем такого повторяться не должно. Вот так мы решили начать с создания алгоритма, который:

Управлять бизнесом - легко! С цифровыми решениями от МегаФона.

Настрой видеонаблюдение с оповещениями и аналитикой, подписывай документы онлайн без бумаги, координируй местоположение курьеров и статус выполнения задач.

Подключай сервисы от МегаФона ПроБизнес - и получай до 15 000 бонусных рублей!

Узнать больше >>

Реклама. ПАО «МегаФон». ИНН 7812014560. ОГРН 1027809169585

1. Выдаст топ классных фильмов под интересы конкретного пользователя.

2. Будет базироваться на оценках тех фильмов, которые этому пользователю нравятся.

3. Был бы способен сортировать и рекомендовать фильмы, учитывая дополнительные параметры.

Идеей и полной реализацией проекта занимались сооснователь компании Mauris Владимир Бондаренко и его друг, который отвечал за серверную сторону сайта. Звучало просто. Мы потерли ладони, и...

Начались проблемы — интерфейс

Выяснилось, что удобно разработчику — не всегда удобно пользователю. Говоря проще, главная проблема не добиться технической реализации идеи, а подать её в удобном пользователю формате. В результате программирование заняло всего два дня, а превращение в сервис «для людей» — больше года.

  • Основной трудностью для нас стала разработка удобного и понятного интерфейса для пользователя. Столкнулись с тем, что пользователи испытывали сложность уже в самом начале, когда им нужно было вспомнить любимые фильмы.

    Человеческая память — штука ненадёжная. Когда сайт для выдачи рекомендаций требовал ввести в поисковую строку 10 любимых фильмов, половина пользователей впадала в ступор: они просто не могли их вспомнить.

    Проблему удалось решить малой кровью — быстрый хотфикс, кроме поисковой строки, выдавал ещё и подборку фильмов с лучшим рейтингом, которая постоянно обновлялась. Ситуацию удалось спасти: подборка стала хорошей подсказкой для забывчивых пользователей.
  • Многообещающая функция «просмотр фильма с другом» (на Facebook или ВКонтакте выбиралась страница пользователя и по ней делался перекрёстный анализ — какие фильмы не смотрели ни вы, ни он) не сработала. Сервис хорошо рекомендовал фильмы в одиночном режиме, но при перекрёстном работал уныло: за счёт того что рейтинг строился динамически на базе двух множеств оценок пользователей с разными вкусами, рейтинг выдавал перечень фильмов, которые в большинстве случаев были не интересны обоим пользователям.

    Мы рассчитывали на то, что функция станет популярной, но оказалось совсем наоборот. Её применяли всего 3% пользователей.

Мы запустились, но — рухнул сервер

Мы разместили анонс о запуске сервиса в закрытом русскоязычном сообществе. Его участники положительно отнеслись к нашему проекту, и каждый второй пользователь отметил как минимум 25 фильмов на сайте. В первые же дни результаты превзошли все ожидания. Мы получили резкий скачок трафика — только за первую неделю собрали миллион оценок фильмов — и в итоге наши сервера благополучно упали. Причина оказалась проста: перед запуском мы не провели нагрузочное тестирование — при одновременном заходе на сайт более 500 пользователей php-скрипт не выдержал и рухнул.

Пришлось в срочном порядке оптимизировать сервис (наш первый высоконагруженный на тот момент) под единичные запросы — и мы на собственном опыте поняли, насколько пиковый трафик замедляет выполнение сложных запросов в базе данных.

Переработка логики рейтинга, оптимизация сервера, повышение пропускных способностей БД и «железа» — все эти работы заняли несколько дней. В итоге всё закончилось хорошо: после перезапуска всё заработало.

Кризис жанра

Как вы понимаете, веб-сервис — это не только вопросы разработки и техподдержки. На сцену вышла психология: на сайте не было мотивационного инструмента, который удерживал бы пользователя, стимулировал бы заходить снова и ненавязчиво напоминал о себе.

Типичная картина была такова: человек заходил на сайт, «залипал» на 2–3 часа, оценивая 200–300–400 фильмов, и исчезал. В лучшем случае — посещал его ещё пару раз, но потом прощался с сервисом окончательно. В результате аудитория сайта начала стремительно падать — не помогли ни email-рассылки, ни напоминания. Мы же всерьёз задумались о том, что в таком формате сервис себя исчерпал.

Второе пришествие

Необходимо было переработать концепцию — сервис должен был стать более понятным по формату и ненавязчиво мотивировать пользователя возвращаться. Оценив ситуацию и перспективы, мы поставили для себя следующие задачи:

  • оптимизировать путь пользователя в работе с сервисом: обучение, как им пользоваться;
  • разработать алгоритм, который будет удерживать пользователя, заставлять его повторно заходить на сайт.

Задачи были поставлены, и началась работа — неспешная, с параллельной реализацией заказов от клиентов: в то время наша компания активно занималась разработкой аутсорс-проектов, но и о желании создать свой качественный продукт мы не забывали.

Прошло шесть месяцев, затем ещё и ещё, и спустя два года мы осознали — свободного времени больше не становится. Заказов было много, мы работали без выходных — и поняли: если не выделить отдельное время под наш проект, мы никогда не сможем довести его до релиза.

В итоге в декабре 2016 года мы решили выделить часть ресурсов для реализации сервиса, преобразовав его формат, чтобы в обозримом будущем выпустить его в массы.

Получив хороший опыт не только в веб-разработке, но и в разработке мобильных приложений, мы видели, что перспектива развития проекта на мобильном устройстве значительно выше:

  • есть возможность напоминать пользователю о себе;
  • список фильмов всегда в твоём кармане;
  • можно реализовать несколько простых механик по «ведению» пользователя — продукт вполне успешно способен отучить «думать» (по аналогии с Tinder).

В итоге мы подключили двух мобильных разработчиков, ещё одного серверного, и работа пошла.

И снова проблемы

К счастью, не глобального масштаба. Принцип работы приложения таков: пользователю динамически подгружается 10 карточек фильмов для оценки, после 5 отмеченных фильмов идёт пересчёт рейтинга, и подгружаются следующие 10 карточек с учётом новых оценок. Если пользователь отмечает фильм как «не определился», кинолента может быть предложена повторно для оценки через несколько недель. Чтобы упростить интерфейс приложения, за основу была взята механика Tinder.

  • Первым возник вопрос, как совместить свайпы влево и вправо с большим количеством возможных действий в приложении (смотрел / не смотрел, хочу посмотреть / не хочу посмотреть, оценка и так далее). Вариант «хочу смотреть — свайп вправо, не хочу — влево», а внизу «оценка» провалился: тестирование на живой аудитории до запуска показало, что люди просто свайпают туда-сюда, не понимая, чего от них хотят.

    Как совместить свайпы влево и вправо с большим количеством возможных действий в приложении

    Всё гениальное, как и положено, оказалось просто. Решение пришло в феврале 2016 года. Отправились кататься на лыжах в Альпы. Две ночи, три киномана, бутылка виски и дизайнер по ту сторону телефона — формула успешного концепта проекта.

    Концепт стал чуть сложнее, но теперь возможность ошибки была сведена к минимуму. Свайп вправо — пользователь видит, что фильм просмотрен и ему нужно поставить оценку. Влево — выбирает один из трёх пунктов («не хочу смотреть», «хочу посмотреть», «не определился»). Мы пожертвовали удобством интерфейса ради того, чтобы процент непонимания механики свёлся к нулю. В итоге следующий плейтест прошёл гораздо успешнее.



  • Другая проблема, с которой мы столкнулись — первая подборка, выдававшаяся для оценки, состояла из фильмов с самыми высокими баллами топовых рейтингов. Всё бы ничего, но большинство из них люди просто не смотрели — после трёх свайпов «не смотрел» разочаровывались и повально закрывали приложение.

    Проблему пришлось решать вручную: мы собрались командой разработчиков и сами сформировали перечень из 52 фильмов, которые знают все, — именно их пользователи и видят в первой выдаче.


Подборка составлена из фильмов разных жанров — чтобы приложение могло направить человека к разнообразным тематикам в зависимости от его пожеланий. После этого количество пользователей, «прошедших» первые 5 фильмов, составило 95%.

Что в итоге

Мы запустили Movie Expert, провели бета-тестирование, собрали фидбек, внедрили ряд доработок и сейчас выпустили полноценное приложение, которое уже есть в Google Play и App Store. С iOS всё оказалось сложнее, чем с Android, — пришлось пережить пять проверок придирчивых модераторов.

Основные проблемы, с которыми столкнулись при запуске приложения, были юридического характера. Так как в приложении используются постеры фильмов, юристам необходимо было разработать обращение к правообладателям. Для скриншотов приложения в сторах необходимо было подобрать изображения с определённым типом лицензии, на каждом скриншоте поставить имя автора постера.

Нам пришлось разработать функции, которые помогают быстро исключить фильм в случае запроса от правообладателя. Юридическая волокита затянула первый релиз на 2–3 недели.

С выпуском обновления тоже были проблемы: сотрудники Apple тщательно тестируют все приложения. Они смогли отловить баг при запуске iPhone-приложения на iPad, который пришлось долго устранять. Баг состоял в том, что при свайпе карточка не уходила, её нужно было вести пальцем до конца экрана.

Что посоветуем вам

На каждом этапе разработки активно взаимодействуйте с целевой аудиторией вашего продукта, собирайте обратную связь, анализируйте фидбек. И в связи с анализом видоизменяйте продукт и его концепцию до выхода продукта в маркет.

Обязательно настройте ряд подробных метрик, которые помогут измерить эффективность каждой кнопки и экрана вашего приложения.

Руководствуйтесь в своей работе принципом «80 на 20», чтобы сконцентрировать внимание на основной функции вашего сервиса.

Качайте Movie Expert в App Store и Google Play, ставьте оценки, оставляйте отзывы. Будем признательны за любую обратную связь о проделанной нами работе!

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Ваши статьи присылайте нам на 42@cossa.ru. А наши требования к ним — вот тут.

Телеграм Коссы — здесь самый быстрый диджитал и самые честные обсуждения: @cossaru

📬 Письма Коссы — рассылка о маркетинге и бизнесе в интернете. Раз в неделю, без инфошума: cossa.pulse.is

✉️✨
Письма Коссы — лаконичная рассылка для тех, кто ценит своё время: cossa.pulse.is