Лидерство и инновации: развиваем креативность руководителей в условиях изменений. Читайте на Cossa.ru

Вчера в 12:29

Лидерство и инновации: развиваем креативность руководителей в условиях изменений

Почему крупные компании как никогда активно инвестируют в развитие творческого мышления.

Автор: Максим Киселев, Академический директор школы бизнеса СберУниверситета.

Мы живём во всё усложняющемся контексте. Экономические и технологические трансформации, глобальные кризисы — всё это формирует новую управленческую реальность, где прежние подходы уже не так эффективны.

После пандемии и череды геополитических событий контекст изменений стал глубже. Для его описания всё чаще используется аббревиатура SHIVA, в которой зашифрованы основные черты нового времени:

  • Split — фрагментированность и потеря целостной картины мира;

  • Horrible — тревожность и перманентное ощущение нестабильности;

  • Inconceivable — непредсказуемость и отказ от привычной логики;

  • Vicious — агрессивная конкуренция и усиление давления;

  • Arising — зарождение новых форм, ценностей и сценариев развития.

Тест SEO 2 недели

В топ за 2 недели бесплатно. Предоплата не нужна.

Подключай тест-драйв SEO в PromoPult:

  • Подберем ключевые слова.
  • Выполним задачи по базовой оптимизации.
  • Проставим ссылки с надежных сайтов.
  • Создадим контент под информационные запросы.

Получишь рост позиций, больше трафика из поиска Яндекса и Google.

В топ за 2 недели →



Реклама. ООО «Клик.ру». ИНН 7743771327. ERID: 2W5zFG5yNWU

Вызовов становится всё больше, конкуренция — всё жёстче. Ещё 20 лет назад об этом писал один из гуру современной науки менеджмента Чарльз Саваж: он утверждал, что только два слова определяют конкурентное преимущество сегодня — инновации и креативность.

Роль креативности в эффективном лидерстве

Креативность позволяет адаптироваться и придумывать то, что раньше даже не обсуждалось. Она определяет, выдержит ли компания конкуренцию или просто исчезнет.

Как писал Льюис Кэрролл: «Чтобы оставаться на месте, нужно бежать изо всех сил. Чтобы двигаться вперёд — нужно бежать в два раза быстрее». И вот бежать вдвое быстрее сейчас можно только тогда, когда ты всё время ищешь новые способы адаптации.

Ценность креативности особенно отчётливо проявляется в кризис. Именно в моменты турбулентности возникает шанс увидеть возможности, скрытые за привычными рамками. Парадокс в том, что нестабильность рождает потребность в постоянном обновлении — и лишь тот, кто умеет действовать нестандартно, способен оставаться в игре.

Факторы, которые препятствуют развитию креативности

На пути к раскрытию творческого потенциала человека часто встают барьеры, которые условно можно разделить на две группы:

  • внутренние, личностные — те, что «внутри» человека;

  • и внешние, организационные и институциональные — те, что приходят извне и воздействуют на него.

К внутренним факторам относятся, например, страх ошибки и перфекционизм.

В психологии много дуальных типологий. Одна из них — мотивация либо на достижение успеха, либо на избегание неудачи. И когда у человека преобладает страх неудачи — это серьёзный внутренний барьер для креативности. Такой человек будет очень долго сомневаться: «получится или нет?».

Перфекционизм — другой важный барьер. Кто такой перфекционист? Человек, который стремится к идеальному результату и полностью отвергает обратное. Это убеждение коррелирует с высокой тревожностью. А значит — провоцирует трудности с креативностью.

Перфекционист боится допустить недодуманность, неполноту и неидеальность. А креативность — это всегда работа с неопределённостью, инновации — тем более. Если тебе страшно, что не всё просчитано до последнего винтика, то как ты будешь создавать новое?

Условно можно выделить две стратегии мышления в такой ситуации. Первая — стремление устранить неопределённость, подогнать под знакомую схему. Вторая — готовность принять неизвестность как часть процесса и работать с ней осознанно. Именно вторая стратегия формирует пространство для креативных решений и интеллектуального роста.

Перейдём к организационным факторам. Здесь на первом месте — банальная бюрократия.

Креативность — это про новый взгляд, про новое решение, даже если проблема давно знакома. Но очень часто бюрократия говорит: «Вот жёсткий KPI — вперёд, нет времени на эксперименты».

Яркий пример альтернативного подхода демонстрирует международная компания 3M, известная во всём мире благодаря изобретению скотча. Несмотря на масштаб и глобальное присутствие в более чем ста странах, 3M сознательно резервирует 15% операционного бюджета на разработку идей — чтобы сотрудники могли предлагать новое и не боялись ошибиться. А если идея не взлетит — не будет никаких санкций.

Руководители компании посчитали, что им выгоднее инвестировать деньги в свободу и безопасность для идей, чем оставаться в точке, где не рождается ничего нового. Если сотрудники чувствуют себя в безопасности — выше шансы на настоящий прорыв.

Как создать условия для креативности

На основе современных подходов и управленческих практик можно выделить три ключевых элемента, которые формируют благоприятную для креативности среду.

  1. Психологическая безопасность. Атмосфера поддержки и доверия снижает тревожность и освобождает ментальное пространство для поиска новых решений.

  2. Вдохновляющая среда. В том числе физическая среда. Одно дело — серый офис с перегородками, другое — яркое, гибкое и открытое пространство, где хочется обсуждать и создавать. Как это реализовано в офисе Яндекса или в СберУниверситете.

  3. Практики, которые стимулируют креативность. Брейнштормы, метод шести шляп Эдварда де Боно, метод «5 почему» от Toyota… Их много. И когда они становятся частью командной работы, креативность перестаёт быть случайностью и становится нормой.

Но даже самые эффективные инструменты теряют смысл, если они не встроены в общую систему ценностей. Вектор развития задаёт организационная культура, в которой создание нового признаётся приоритетом.

Роль корпоративной культуры и обучения

Корпоративная культура не возникает стихийно. Она формируется целенаправленно и только сверху. Ценности, заложенные в основу организации, — это своего рода матрица, определяющая, как сотрудники воспринимают свою роль, как относятся к риску и насколько готовы выходить за рамки стандартных решений.

Компания Netflix под руководством Рида Хастингса начинала с проката видеокассет, а выросла в ультраинновационный цифровой гигант — с собственной платформой, продакшеном и технологиями. Хастингс предвидел цифровую революцию, изменил бизнес-модель и… всё. Это дало головокружительный эффект.

Компания Tesla демонстрирует ещё один пример. Хотя цели её основателя Илона Маска выходят далеко за рамки автомобильного рынка (он одержим Марсом), именно культура технологического поиска и амбициозного мышления позволила компании стать флагманом в области электротранспорта.

В обоих случаях креативность и инновационное мышление были заложены как ценность.

Что делать, чтобы добиться успеха

Перемены, которые ещё недавно казались вопросом далёкого будущего, становятся частью повседневной реальности.

Ещё не так давно появление генеративного искусственного интеллекта прогнозировали к 2030 году. 2022 — и уже есть ChatGPT, который радикально изменил представление о том, как можно взаимодействовать с технологиями. В этом контексте главное, с чего стоит начать путь к успеху, — это осознанное принятие неопределённости как новой нормы.
Также важно тренировать свой креативный взгляд — в этом поможет книга Майкла Микалко «Взлом креатива» (Cracking Creativity). Но развивать креативность стоит не только ради пользы. В этом процессе заложено глубинное удовольствие — то самое состояние потока, о котором писал американский психолог Михай Чиксентмихайи.

Поток возникает в момент полного погружения в задачу, когда уровень вызова совпадает с уровнем компетентности. Это состояние продуктивности, вовлечённости и, что особенно важно, — счастья.

Креативность — это инвестиция в будущее

Развитие ИИ поднимает множество вопросов: какие профессии исчезнут? Что останется за человеком? Ответ, по сути, прост: алгоритмизируемые задачи перейдут к машинам. Но всё, что связано с чувствами, с осмыслением и творчеством — останется в человеческой зоне ответственности.

ИИ способен воспроизвести стиль, симулировать логические цепочки, создавать внешне точные имитации произведений искусства. Но у него нет субъективного переживания, нет импульса, рождающего настоящую идею. Он не делает ошибок — а именно ошибки, случайности и нестабильные связи часто становятся источником творческого прорыва.

Сегодня креативность входит в «большую четвёрку» ключевых навыков наряду с критическим мышлением, коммуникацией и сотрудничеством. Это фундамент современного лидерства, то, что трансформируется в инновации и успех.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Ваши статьи присылайте нам на 42@cossa.ru. А наши требования к ним — вот тут.


Телеграм Коссы — здесь самый быстрый диджитал и самые честные обсуждения: @cossaru

📬 Письма Коссы — рассылка о маркетинге и бизнесе в интернете. Раз в неделю, без инфошума: cossa.pulse.is

✉️✨
Письма Коссы — лаконичная рассылка для тех, кто ценит своё время: cossa.pulse.is