Как будет развиваться видеореклама в эпоху вертикальных роликов
Короткие ролики захватят мир. Или уже захватили? Мнение представителя видеопродакшенов.
Из-за активного использования мобильных устройств и социальных медиаплатформ видеореклама стала одним из самых эффективных маркетинговых инструментов. В особенности рулит формат вертикальных видео. Почему так происходит и как будет развиваться рынок в дальнейшем, рассказывает продюсер и сооснователь видеопродакшена MATE Production Марина Томарова.
Согласно статистике американской компании BankMySell, в 2024 году уже 60,42% населения Земли пользуются смартфонами. Это почти 5 миллиардов человек.
Невероятно ускорившийся технологический прогресс привёл к тому, что смартфоны в прямом смысле стали частью нас. Через них мы общаемся, работаем, учимся, слушаем музыку и потребляем контент.
В том числе, видео. Их формат бывает разным. Но сейчас пальма первенства однозначно принадлежит вертикальным роликам (9:16): SnapChat, TikTok, reels и stories в Instagram*, YouTube Shorts и VK Клипы.
Почему вертикальные ролики выделяются среди остальных форматов
TikTok произвёл революцию в мире видео, потому что сделал ставку не на 2-3-минутные клипы, а на ёмкие ролики длиной 40–60 секунд.
Выяснилось, что подобный формат способен донести до человека информацию за более короткое время, а также хорош для продвижения любых продуктов и услуг: такая реклама не раздражала, а органично «вшивалась» в контент.
К тому же, по статистике диджитал-агентства Dash, 75% людей смотрят такие видео через смартфон — устройство, с которым проводим колоссальное количество времени. Это значит, что миниролики являются самым доступным форматом, который можно без особых проблем распространить на широкую аудиторию.
Как долго продлится такая тенденция
Минимум несколько десятилетий. Из-за доступности вертикальных роликов тренд на них можно смело назвать долгосрочным.
Почему? Во-первых, аудитория смотрит подобные видео через телефон. Как мы уже сказали ранее, это чуть ли не главная вещь в жизни современного человека. И с каждым годом количество пользователей в социальных сетях, где размещаются данные ролики, будет только расти.
По данным Dateportal, в 2024 году количество активных пользователей YouTube по всему миру составило 2,5 миллиарда человек. Это на 200 миллионов больше, чем в 2020 году.
YouTube Shorts по статистике в 2024 году набирают 50 миллиардов (!) просмотров ежедневно. Это на 20 миллиардов больше, чем в 2021 году. Поэтому потенциал данного направления просто колоссальный.
Во-вторых, на первоначальном этапе развития бизнеса пользователи и бренды могут создавать такие ролики самостоятельно, без особых затрат на студию, команду и декорации. А также без затрат на оборудование, так как снимать можно на смартфон. Достаточно грамотно выставить свет, записать качественное видео, смонтировать его и добавить необходимые эффекты (субтитры, текст и так далее).
В-третьих, у вертикальных роликов более высокая скорость восприятия. Автор может набрать несколько сотен просмотров за сутки и тут же увидеть отдачу: новых подписчиков или продажи.
Чтобы получить такой же результат с рекламы на телевидении или радио, понадобится как минимум несколько недель.
Плюсы и минусы вертикальных роликов
Из плюсов: они фокусируют внимание и помогают воспринимать информацию точечно, не отвлекаясь на лишние детали.
Мы сразу видим объект (например, товар или спикера) и концентрируемся только на нём, за счёт чего информация воспринимается лучше. Поэтому такие ролики помогают продавать больше при меньших затратах.
Из минусов: в силу формата (9:16) есть «узкое» пространство по бокам, поэтому нельзя захватить картину целиком и передать композицию вокруг объекта в кадре.
Поэтому вертикальный контент не всегда подойдёт для роликов, построенных на истории, например, музыкального клипа. Также нет смысла использовать его, если целевая аудитория не проводит время в социальных сетях. К сожалению, она просто не увидит ваш ролик, что приведёт к пустой трате бюджета и времени.
Например, рекламу обезболивающего крема будет эффективнее запускать на телевидении, радио или в газетах, нежели в reels.
Во всех остальных случаях продвижение через вертикальные ролики — весьма эффективный инструмент. Просто нужно тестировать разные подходы, искать свой стиль и характер взаимодействия с аудиторией (ToV).
Какое будущее ждёт видеорекламу
На мой взгляд, просто шикарное. И вот почему:
Причина №1: согласно прогнозу, в 2024 году рынок рекламы увеличится на 20–27%, до ~830 миллиарда рублей.
Это говорит о том, что количество компаний, пользователей и брендов растёт, поэтому число единиц видеоконтента с каждым месяцем будет становиться больше.
Причина №2: видеореклама останется одним из основных инструментов продвижения, поскольку она гораздо легче воспринимается потенциальным клиентом и быстрее набирает массовую аудиторию.
В большей мере такого результата получилось достичь благодаря социальным сетям: Instagram*, VK, YouTube и TikTok.
Причина №3: мы легко можем измерить эффективность видеоконтента — в отличие от наружной рекламы.
Здесь помогают метрики: количество запусков, количество просмотров до конца, показатель завершения (CR), время просмотра, число кликов (CTR), конверсии, окупаемость инвестиций (ROI).
А что насчёт горизонтальной видеорекламы? Её количество уменьшится или останется на том же уровне?
Хорошая новость: несмотря на преобладание социальных сетей, горизонтальный формат останется таким же востребованным, как и сейчас. Тем более, горизонтальные видео присутствуют не только на телевидении, но также и на YouTube, Rutube, в ВК и на других видеохостингах, например, в формате прероллов — рекламных роликов, которые автоматически запускаются до начала показа основного видеоконтента. Обычно их длительность составляет не больше 30 секунд.
У телевидения присутствует своя аудитория (например, люди старше 54 лет), которая продолжает проводить время за просмотром передач. По данным организации «Медиаскоп», в 2023 году среди российских пользователей оно составляло 6,2 часа в сутки. Соответственно, продукты и услуги, которые рекламируются на данных каналах, будут продаваться независимо от масштаба других СМИ.
Также не стоит забывать, что горизонтальная реклама прошла большой путь, поэтому она не сможет вот так просто исчезнуть, как и другие форматы горизонтального видео (кино и сериалы).
Какие площадки станут наиболее востребованными в России
Telegram
Он крайне удобный, технологичный и даёт возможность потреблять контент, не утопая в потоке рекламных объявлений. Поэтому количество пользователей платформы стремительно растёт. По статистике, в 2024 году аудитория Telegram составила 900 миллионов человек (что на 200 миллионов больше, чем в 2023 году).
Исходя из этого, можно сделать вывод, что в дальнейшем интерес людей к тематическим Telegram-каналам возрастёт. Значит, вырастут и продажи товаров, которые продвигают их авторы.
Дзен
По данным Mediascope, в 2024 году аудитория Дзена в России составляет 80 миллион человек в месяц. Это на 15,91% больше, чем в 2022 году.
У данной площадки большой потенциал, потому что она даёт аудитории возможность бесплатно получать контент, решая необходимые вопросы. Согласно прогнозу, в 2024 году количество пользователей Дзена достигнет 95 миллионов человек в месяц.
Также не стоит забывать, что сейчас семимильными шагами развиваются нейросети. Поэтому вполне возможно, что в будущем появится новое приложение, которое затмит собой остальные площадки.
Какой тренд в рекламе будет следующим
Возможны два варианта:
Первый: усиление искусственного интеллекта. По данным РБК, к 2027 году объём данного рынка достигнет 407 миллиардов долларов.
Это невероятно перспективная ниша, которая ускоренно продолжит развиваться ближайшие несколько десятилетий.
ИИ уже активно проявляется в рекламе: например, генерирует реалистичные изображения под запрос и тематику, помогает сформировать графические элементы (логотипы, баннеры), создаёт видеоролики, на которые можно ориентироваться при работе с контентом, анализирует конкурентов и собирает информацию в готовый документ.
В дальнейшем влияние нейросетей будет только усиливаться, что сделает рекламные кампании более эффективными. Также искусственный интеллект забирает на себя рутинные задачи: это сильно экономит время и сокращает сроки работы.
Второй: упор на креатив и смыслы. Сейчас информационное поле перенасыщено контентом. Конкуренция растёт, и выделиться на рынке становится всё сложнее.
Поэтому ни качество картинки, ни спецэффекты, ни музыка не дадут результат, если видео шаблонное, «как у всех». Потенциальный клиент, скорее всего, даже не обратит на него внимания.
Чем ярче и нестандартнее будет реклама, чем больше она будет выделяться среди аналогичных вариантов, тем сильнее зацепит человека. Ведь видео способно вызвать широкий спектр эмоций, который не доступен, например, наружной или радиорекламе. Как минимум потому, что видео воздействует и на зрение, и на слух.
*Соцсети Instagram и Facebook запрещены в РФ; они принадлежат корпорации Meta, которая признана в РФ экстремистской.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Ваши статьи присылайте нам на 42@cossa.ru. А наши требования к ним — вот тут.