09 февраля 2015, 13:00
0

Digital-рынки: Индия — один из самых привлекательных рынков онлайн-сервисов

Продолжаем исследовать диджитал-рынки, на этот раз отдалившись от стран СНГ поближе к теплым краям. Компания Interweb изучает перспективные направления для развития внутренних и партнерских проектов: их исследование Азербайджана было недавно опубликовано на Cossa. На этот раз компания представила отчет по ситуации в Индии.

Общие характеристики и особенности

По площади Индия входит в десятку крупнейших стран мира, а по численности населения (более 1,2 млрд человек) занимает второе место. Из них 240 млн уже сейчас являются пользователями интернета, а к 2020 году их станет порядка 700. Индия — третья в мире страна по ВВП, но за счет большой численности населения общий уровень жизни здесь невысокий. Государство усиленно борется с экстремальной бедностью: к 2013 году доля населения, живущего ниже черты бедности, сократилась с 94 до 54%.

Несколько важных особенностей индийской экономики:

  • Богатые запасы полезных ископаемых;
  • Неразвитость инфраструктуры, в том числе электроснабжения;
  • Развитая количественно, но не качественно сфера услуг;
  • Тотальное преобладание наличных расчетов;
  • Неблагоприятная предпринимательская среда и практически полное отсутствие внутренних инвесторов;
  • Дешевая рабочая сила, не всегда высококвалифицированная, но всегда с достаточным знанием английского;
  • Процветают бюрократия и коррупция;
  • Мощная и стабильная производственная база экономики страны.

Как стать мастером сквозной аналитики?

Сквозная аналитика — главная магия интернет-маркетинга и самый мощный инструмент развития продаж без роста бюджета. Внедрив её, вы сразу поймёте, где клиенты теряются и что в вашем маркетинге надо улучшить.

Хотите освоить эту магию? Вот учебный курс где детально объясняют, как всё работает, как внедрять и как использовать на практике.

Спешите узнать подробности, регистрация скоро закроется!

Реклама

И еще несколько слов отдельно об IT-отрасли:

  • Заточена под оказание аутсорс-услуг, главные потребители которых  —  США и Европа;
  • Стремительно развивается, но из-за ориентации на внешних заказчиков не создает среду внутри страны;
  • ¾ доходов индустрии приходится на экспорт;
  • Во многом сосредоточена в нескольких IT-кластерах, в том числе местной Кремниевой долине  —  Бангалоре;
  • Исторически развивается на базе технопарков, в которых возникают крупные национальные компании и открываются филиалы мировых IT-гигантов;
  • До четверти всех занятых в стране прямо или косвенно заняты именно в IT-отрасли;
  • Доля IT-сектора в ВВП страны неуклонно растет.

Использование интернета

Уровень проникновения фиксированного интернета в стране невысок, зато популярен мобильный интернет. Кроме того, в качестве точек доступа популярны интернет-кафе. Из-за такой специфики посещение индийским пользователем интернета обычно довольно короткое. Число пользователей неуклонно растет, в том числе в сельских областях, и скоро обгонит количество пользователей интернета в США.

В стране активно реализуются различные правительственные IT-проекты, в том числе создание биометрической базы данных резидентов страны, создание национальной оптической сети передачи данных, компьютеризация налоговых органов в отдельных штатах и развитие широкополосного интернет-доступа. Идет работа над планом по развитию электронных государственных услуг для населения страны.

Самые быстро растущие категории интернет-сервисов в Индии

Среди самых популярных категорий сайтов:  социальные сети, онлайн-дейтинг, видеоприложения. Здесь конкуренция высокая  —  либо с мировыми сервисами, либо с их местными клонами. С другой стороны, поразительно, но при такой тесной связи экономики страны с IT-сферой 90% индийских компаний не имеют своего сайта. Правда, речь идет в основном о маленьких компаниях. Кроме того, наблюдается острая потребность в инфраструктуре для электронных денег: процессинговых центрах, платежных системах и так далее. Нет крупного маркетплейса, способного конкурировать с Alibaba (хотя это пытается делать SnapDeal), а скидочных и купонных сервисов, кажется, никогда не будет слишком много.

Мобильные приложения

Для разработчиков мобильных приложений открываются весьма заманчивые перспективы:

  • 886 миллионов пользователей мобильной связи;
  • 185 миллионов из них пользуются мобильным интернетом;
  • 80 миллионов пользователей смартфонов;
  • 20 миллионов из них владеют кредитками,

и все эти цифры уверенно растут.

При разработке нужно учитывать, что самая популярная мобильная ОС, как логично предположить, —  Android; за ним идут Windows OS и iOS. Но важно обращать внимание на то, что «простых телефонов» все же пока больше и, например, до 90% просмотров видео приходится именно на них. Среди популярных категорий приложений  -  игры, хотя эта отрасль растет пока не слишком быстро (опять-таки, все упирается в платежи). Кроме того, необычайно популярны приложения, позволяющие использовать смартфон как другую технику: факс, сканер, фотоаппарат, фонарик, ксерокс, радиоприемник и т. п. Из разработчиков «железа» стоит ориентироваться не только на мировых гигантов, но и производителей второго-третьего порядка вроде Micromax, Karbonn и Lava. Не стоит забывать и о местных магазинах приложений. И еще: в качестве целевой аудитории приложений и сервисов могут выступать не только жители Индии, но и многочисленные экспаты, живущие по всему миру.

Развитие e-commerce

После IT-аутсорса для западных заказчиков онлайн-торговля  -  второй по темпам роста сегмент в индийском интернете. Почти 60% пользователей интернета совершают онлайн-покупки с периодичностью не менее одного раза в год, что при невысоком уровне жизни весьма неплохой показатель. Особенным вниманием пользуются скидочные и купонные сервисы, а привлечь покупателей проще всего скидками и распродажами.

В стране порядка 60 миллионов пользователей сервисов электронной коммерции, и потенциал для роста их числа огромен. В основном это молодежь и женщины. Наиболее востребованные категории: магазины одежды и электроники, сервисы совместных покупок (и да, опять скидочные), продукты питания, билеты, косметика.

Кроме того, в Индии невероятно высока конверсия посетителей в покупателей. Местный рынок e-commerce увеличивается на 30% с каждым годом и скоро должен составить $18 млрд. Среди проблем этого сегмента — невысокая платежеспособность населения, низкое проникновение электронных денег и несколько других. Однако с развитием IT-инфраструктуры и ростом проникновения интернета, особенно мобильного, можно ждать пусть не резких, но заметных улучшений в этой области.

Топ-10 сайтов электронной коммерции на индийском рынке

Несколько ключевых выводов по результатам анализа

  • Индия с культурной и языковой точки зрения очень разобщена, и правильнее рассматривать в качестве рынка отдельные ее регионы, а не всю страну целиком;
  • В стране быстро растет уровень проникновения фиксированного интернета и очень высок уровень проникновения интернета мобильного;
  • За счет высокой численности населения даже при небольшом уровне проникновения интернета число пользователей очень велико, и оно будет только расти;
  • IT-отрасль развита и играет важную роль в экономике страны, но направлена в основном вовне, в результате внутри страны ряд ниш остаются незаполненными;
  • В сфере электронной коммерции особенно востребованы будут сервисы, связанные с развитием электронных платежей и позволяющие сэкономить на покупках;
  • В сфере мобильных приложений важно обратить внимание на специфику использования смартфона (одновременно основное средство выхода в интернет и источник дополнительных, не основных функций) и значительную долю «простых телефонов».

Аналитический отчет об онлайн-возможностях на рынке Индии by Interweb


Ссылка по теме: Digital-рынки (все выпуски)

Чем живёт digital.
Главное — в рассылке: