Digital-рынки СНГ: перспективы Азербайджана. Читайте на Cossa.ru
26 января 2015, 12:05
9

Digital-рынки СНГ: перспективы Азербайджана

В прошлом году Cossa.ru запустила серию материалов, посвященных особенностям digital-рынков СНГ. К нашему исследованию подключилась компания Interweb, изучающая перспективные направления для развития внутренних и партнерских проектов. Первой страной их анализа стал Азербайджан.

Общие характеристики и особенности

Азербайджан — крупнейшее государство Закавказского региона, численность его населения около 8 ± 1 млн человек. Многие азербайджанцы уезжают из страны, но сохраняют при этом связь с домом. В результате крупные азербайджанские диаспоры в США, Канаде, Европе, России, Турции тоже могут считаться частью рынка страны.

Источник изображения: Panoramio

Это нефтедобывающее государство, что, с одной стороны, обеспечивает высокие экономические показатели (Азербайджан — четвёртый по ВВП на душу населения в СНГ), а с другой — ставит экономику в зависимость от цен на нефть (40–60% ВВП обеспечивает нефтедобыващий сектор).

Вторая важная особенность страны — политический строй. Азербайджан сегодня — причудливое сочетание советского наследия и восточного типа правления. В результате высокие нефтяные доходы преимущественно оседают в верхних слоях общества, а государство играет ведущую роль во всех сферах жизни общества.

С советских времен у Азербайджана осталась очень хорошая технологическая база, которую он сейчас активно использует для развития информационных технологий. Довольно успешно, судя по отзывам международных организаций вроде Всемирного экономического форума и позициям страны в различных рейтингах в этой сфере. Сфера информации и коммуникаций считается вторым самым прибыльным сектором и вторым крупнейшим получателем иностранных инвестиций после нефтяной и газовой промышленности  -  впечатляющий результат для государства, чьё благополучие базируется на природных ресурсах.

Как освоить профессию интернет-маркетолога с нуля?

Вы интересуетесь интернет-маркетингом и хотите развиваться в этом направлении? Курс «Интернет-маркетолог 3.0» даст вам набор необходимых знаний и инструментов по привлечению клиентов из интернет для себя или заказчиков.

Вы научитесь создавать посадочные страницы, настраивать рекламу, эффективно управлять бюджетом с помощью инструментов аналитики.

Курс длится 3 месяца и включает 30 занятий с домашними заданиями. Все полученные знания вы применяете на своем проекте (если у вас нет проекта, мы поможем его найти). Чтобы вы гарантированно усвоили весь материал, вы получаете куратора на весь период обучения + еще 30 дней после окончания обучения.

Курс стартует 23 июля в 18:30 по Московскому времени. Станьте интернет-маркетологом за 3 месяца и начните зарабатывать, занимаясь любимым делом!

Реклама

Использование интернета

Вот что нам удалось выяснить о том, как азербайджанцы пользуются информационными технологиями:

  • Около 70% населения страны подключены к интернету, из них 50% — к широкополосному;
  • На 100 жителей приходится 110 мобильных телефонов, однако число пользователей смартфонов не выше 4 млн человек — менее половины населения страны;
  • Большинство интернет-пользователей —  мужчины;
  • Наиболее посещаемые ресурсы:  новостные порталы, спортивные ресурсы, видеохостинги и социальные сети — остальные ресурсы практически не востребованы;
  • Пользователи предпочитают русскоязычные и англоязычные ресурсы местным.

Места подключения к интернету в Азербайджане

По возрасту пользователи распределяются следующим образом:

Демография интернет пользователей Азербайджана

Развитие e-commerce

Ведущий игрок на рынке информационных технологий — государство: оно всеми силами внедряет новейшие технологии и модернизирует инфраструктуру. Создаются институты вроде Фонда развития информационных технологий, которые, по идее, должны нести эти самые технологии населению. Население же, в отличие от государства, использовать новые технологии в полной мере пока не торопится. Особенно это видно в сфере e-commerce.

Невысокому уровню развития интернет-торговли есть несколько объяснений:

  • Во-первых, особенности местной культуры: многие пользователи просто не понимают, как можно купить товар, не пощупав его и не поторговавшись;
  • Во-вторых, почти не используются средства онлайн-платежей  —  банковские карты и электронные деньги;
  • В-третьих, уровень качества существующих интернет-магазинов, их товаров и сервиса, таков, что только отбивает у пользователей охоту к ним обращаться.

В результате объём розничной электронной коммерции в стране в 10 раз ниже, чем в такой же по количеству населения Беларуси.

Реклама и мобильные приложения

Объём рынка рекламы, в том числе интернет-рекламы, снижается вопреки всем мировым тенденциям. Рынок мобильных приложений выглядит немного перспективнее. Обольщаться не надо: всё же пользователей смартфонов всего 4 млн, а платёжеспособных ещё меньше. Но, несмотря на активность нескольких местных разработчиков, даже этот небольшой рынок пока не освоен, и приложений совсем мало. К тому же квалификация местных специалистов не позволяет делать масштабные и качественные проекты.

Развитие ИТ имеет наивысший приоритет для руководства страны, и высокопоставленные чиновники наперебой рассказывают, как это важно и каких впечатляющих успехов им удалось добиться. Реализуются масштабные государственные программы, которые призваны сделать страну лидером региона по развитию информационных технологий. Но с реальными потребностями населения этот прорыв связан мало, а уже описанные особенности политического режима делают развитие отрасли однобоким, сосредоточенным на реализации удобных государству проектов.

Основные выводы по результатам анализа выглядят так:

  • Азербайджанский сегмент интернета разделён между несколькими новостными порталами и спортивными сайтами, остальной контент пользователи получают из источников вне страны;
  • Мощный технологический ресурс и перспективы его развития с учётом возможных инвестиций превышают реальные потребности населения;
  • Собственный сетевой контент и электронная коммерция при этом почти не развиты, но в текущих условиях работа по их развитию представляется не слишком перспективной;
  • Разработка мобильных приложений выглядит более привлекательно, но при этом работа с крупным бизнесом и государством выглядит более финансово надежной, чем пользовательские приложения;
  • Самое перспективное направление работы на местном рынке  —  работа на государство и его проекты;
  • При этом можно развивать и проект для населения, но без ожидания быстрой окупаемости.

Источник изображения: archilovers

С одной стороны, страна заинтересована в ИТ-инвесторах, стартапах и специалистах этого профиля. С другой, как уже было сказано, единственный надёжный канал дохода —  власти республики, и нет никаких гарантий, что иностранной компании без связей удастся добиться с ними сотрудничества.

Хотите узнать подробности? Полный отчёт с цифрами, примерами и другими данными можно прочитать тут.


Ссылка по теме: Digital-рынки (все выпуски)



Чем живёт диджитал?
Главное — в рассылке: