26 ноября 2014, 09:55
1

Исследование: рынок труда рекламы и digital-коммуникаций

Рекрутинговое агентство «Мёд» при поддержке Cossa.ru и курсов рекламы ИКРа провело исследование, чтобы узнать, какие профессии в сфере рекламы и digital-коммуникаций самые востребованные, почему соискатели выбирают именно эту область деятельности и соответствует ли она их образованию, а также выяснить, с помощью каких каналов молодые специалисты ищут работу, что ожидают от профессии и что думают о состоянии отрасли.

Наиболее востребованные профессии

Рейтинг востребованности профессий был составлен по данным о количестве вакансий, размещенных в открытом доступе за октябрь 2014, а также по опросу работодателей, проведенному в то же время. Не учитывались вакансии для разработчиков ПО, а также для менеджеров продаж, продающих товары, не связанные с digital.

Вакансии распределились по следующим диапазонам зарплат:


По результатам анализа 3675 (621 в руководящем сегменте и 3054 в неруководящем) вакансий был выделен топ-5 востребованных вакансий руководителей:


И топ-5 вакансий в неруководящем сегменте:


Из перечисленных в топах должностей как наиболее востребованные работодателями были отмечены:

  • Креативный директор, арт-директор;
  • Дизайнер;
  • Аналитик;
  • Аккаунт-менеджер.

Вне топов по вакансиям работодателями были указаны стратеги, специалисты по контекстной рекламе.

Самые распространенные требования к топовым вакансиям

Креативный директор, арт-директор

  • Опыт релевантной работы: 1–3 года;
  • Высшее образование;
  • Умение учиться и учить других;
  • Навыки управления проектами;
  • Нестандартность мышления и видения окружающей среды.

Руководитель проектного направления

  • Опыт релевантной работы от одного года до трех лет;
  • Отличные коммуникативные навыки;
  • Успешный опыт управления командами;
  • Завершенное высшее образование.

Дизайнер

  • Опыт релевантной работы от одного года до трех лет;
  • Наличие портфолио;
  • Хорошее знание Adobe Photoshop, Adobe Illustrator, Corel Draw.

Аналитик

  • Опыт релевантной работы от одного года до трех лет;
  • Умение работать с Google Analytics, «Яндекс.Метрикой»;
  • Отличное знание Excel;
  • Умение работать с большими объемами данных.

Портрет работника индустрии

При анализе ответов по темам этого блока учитывались только ответы работающих и завершивших свое образование респондентов. При расчете востребованности учитывались как ответы на вопрос, так и распределение респондентов по профессиям.

Востребованность сотрудников

По мнению работников отрасли, наиболее востребованными являются специальности в области построения стратегии, а также управления в маркетинге: управления проектами, управление маркетинговыми отделами в компаниях и др. Практически не отстают менеджеры по взаимоотношениям с клиентами (account- или CRM-менеджмент).

Личные качества

22% респондентов указали на важность не столько специальности, сколько квалификации и личных качеств работника. Перспективными они считают специалистов:

  • Совмещающих несколько ключевых навыков, «способных заменить собой весь отдел маркетинга»;
  • Обладающих трудолюбием, коммуникабельностью и готовностью принимать на себя большую ответственность.

Обусловленность выбора профессии

Выбор рекламы и digital как профессиональной области обуславливается прежде всего наличием интересных задач — об этом заявили 86% респондентов. Распределение по всем вариантам представлено на диаграмме.

Образование

Несмотря на преобладающую долю респондентов с профильным образованием, лишь половина из них указали соответствие образованию как причину для выбора профессиональной области. Кроме того, велико разнообразие полученных в вузе специальностей, с которыми попадают на рынок труда в сфере рекламы и digital, и доля попавших на работу в отрасль случайно. Все эти факторы могут свидетельствовать о большом потенциале для развития образования в области рекламы и digital в России, о том, что существующее образование не удовлетворяет в полной мере спрос на рынке труда.

Ожидания начинающих специалистов от рынка труда

Данный блок составлен по результатам опроса 70 студентов. В опросе принимали участие учащиеся рекламных курсов ИКРы и старших курсов профильных направлений московских вузов: ВШЭ, РОСНОУ.

Распределение по причинам выбора отрасли совпадает с распределением уже завершивших обучение респондентов. Рейтинг перспективности специальностей у начинающих специалистов отличается меньшим разнообразием, из тройки топовых позиций исчезли взаимоотношения с клиентом. Различия в рейтинге перспективности могут быть вызваны не только различиями в приоритетах, но и меньшей осведомленностью об отрасли, вызванной недостатком практического опыта или особенностями системы образования.


Мнение участников рынка труда о ситуации в отрасли

Вопросы данного блока предлагались всем группам респондентов.

Как видно из диаграммы, большинство респондентов придерживается мнения о стабильном состоянии отрасли, однако разница между лидирующим и другими вариантами невелика. При этом самый оптимистичный прогноз высказывают респонденты из группы студентов и начинающих специалистов (активно развивается — 49%, стабильна — 21%), самый пессимистичный — руководители компаний (в кризисном или предкризисном состоянии — 52%, стабильна — 28%).

Чуть меньше половины респондентов отмечает факт сокращений в месте их работы за последние два года, однако в большинстве своем они носили единичный характер.

Сложность поиска работы и сотрудников

Работодатели отмечают общую нехватку кадров и отдельно то, что нелегко найти высококвалифицированных и/или опытных сотрудников (каждый вариант указали более, чем 80% участвовавших в опросе работодателей). Сотрудники и соискатели считают, что найти работу в сфере рекламы и digital скорее легко, чем сложно (35 против 21% респондентов).


Источник картинки на тизере: truedigital.co.uk



📰 Чем живёт digital.
Главное — в рассылке: