Геймификация: как развивать бизнес играючи
Правильно разработанная игра — это оружие, направленное в сердце мотивации человеческой психики, а геймификация — незаменимый инструмент для решения бизнес-задач, связанных с маркетингом, привлечением клиентов и работой с персоналом. Если превратить бизнес в игру для сотрудников и клиентов, то они будут настолько увлечены, что сами захотят быстрее выполнить все ваши условия. Подробнее об этом можно узнать из книги авторов курса по геймификации на Coursera «Вовлекай и властвуй».
Вы бог игры. В ваших силах создать увлекательный мир по своим правилам. Однако это не спонтанный процесс, существует несколько нерушимых принципов геймификации. Геймификация может быть внутренней и внешней.
Внутренняя — та, которая действует в компании: игроки — члены коллектива. Важно учесть, что сотрудники уже работают за деньги. Поэтому надо придумать дополнительные, достаточно сильные способы мотивации, которые смогут вовлечь коллектив в игру. Например, звание чемпиона или дополнительное вознаграждение.
Внешняя — рассчитана на клиентов. Можно ли заинтересовать людей настолько, чтобы они сами стали рекламой вашего продукта? Легко! Дайте им возможность состязаться, зарабатывать очки или небольшие награды. Например, если ваши пользователи — представители интернет-сообщества , пусть соревнуются за отличительный знак для своего профиля в соцсети. Оставил десять комментариев — получил подарок.
IT-конференция МТС True Tech Day 17 мая
Что будет:
- 5 тематических треков: Main, Development, AI/ML, Cloud, Science;
- 50 спикеров с докладами про архитектуру, облачные платформы, NLP4Code, вероятностное программирование, безопасность контейнеров и другое;
- 10 часов нетворкинга;
- Цифровые зоны и digital-интеграции;
- А ещё вечеринка со звездой.
У этих видов геймификации есть общие элементы.
1. Очки. Некоторым людям интересно просто их накапливать. Для других «игроков» те же самые очки будут важны как способ вести счет (или рейтинг). А кого-то привлечет возможность получить настоящий приз за определенное количество баллов.
2. Бейджи. Это визуальные знаки отличия, виртуальный статус. Удивительно, но люди действительно гонятся за бейджами. А давать их можно за что угодно. Например, сервис Foursquare, привлекающий клиентов в местные заведения, за регистрацию в десяти местах дает бейдж «Искатель приключений».
3. Рейтинг дает возможность увидеть свое место среди других игроков. Он может быть отличным способом подтолкнуть игрока к более активным действиям. Но есть и минус: сильно отстающие геймеры могут потерять интерес к игре. Поэтому желательно, чтобы в вашей системе было много рейтингов, отслеживающих разные показатели.
Эти три элемента встречаются в геймифицированных системах чаще всего. Но их недостаточно. Как правило, игры не обходятся без заданий, требующих усилий для их решения; элементов соревнования (кто-то побеждает); сотрудничества с другими игроками; обратной связи (очки, бейджи, рейтинги); вознаграждения (награды за определенные действия и достижения); ходов (поочередное участие меняющихся игроков).
Конечно, вы не должны использовать все эти процессы сразу. Выбирайте те, которые подходят к вашей ситуации. Важно не забывать: одной лишь системой вознаграждений вы никого не заинтересуете надолго, игра должна не только решать ваши задачи, но и быть действительно занимательной для участников.
И напоследок — вдохновляющий пример. Группа профессоров Технологического института Рочестера поставила себе цель: повысить успеваемость студентов и научить их работать в команде. Казалось, они перепробовали все и здесь уже ничего не поможет, но на подмогу пришла игра. Первокурсникам поставили условие: каждый из них получит награду, если больше 90% их коллег сдадут экзамены.
Результат превзошел все ожидания: первокурсники, конечно, стали помогать друг другу и усерднее заниматься. Но студенты старших курсов тоже включились в игру, которая им показалась чрезвычайно увлекательной, и предложили свою помощь. Надо ли говорить, что оценки в том семестре были высоки как никогда, а студенты попросили продолжить игру в следующем году?
Игровые процессы одинаково хороши и для повышения успеваемости студентов, и для развития бизнеса. Со временем навязчивая реклама себя изживет, и в конечном счете геймификация станет важной частью любого бизнеса, даже если затронет его только частично.
Опирался помимо выше сказанного на опыт онлайн игр.
Простейшим примером может служить World of Warcraft. Достижения, уровни, звания, миссии.
Из своего опыта могу сказать, что сильнейший мотиватор — награда. Награда может быть разной.
Приятнее всего получать награду, которую можно на что-то потратить. Внутриигровая валюта, например.
Далее идут достижения. "Прочитавший все статьи на Cossa за 2011 год!". Мощно? А то!
А главное, это возможность шаринга этих достижений. Так вы можете показать свои стальные.. кхм, шары.