22 июля 2014, 09:15
7049
0

Каким должен быть современный закладочный сервис?

В чем проблема закладочных сервисов? Почему потребность делать закладки есть почти у каждого из нас, а на деле использование одного сервиса заканчивается его смертью и переходом на новый? Как должен эволюционировать классический закладочный сервис, чтобы стать действительно полезным?

История закладочных сервисов началась почти одновременно с появлением интернета и веб-браузеров. Ничего удивительного, сохранять адреса многочисленных сайтов, чтобы вернуться к ним позже — жизненная необходимость даже в эпоху Google и удобных всепомнящих браузеров.

Но если и браузеры, и сам интернет за 20 лет эволюционировали очень заметно, то закладочные сервисы принципиально почти не изменялись, что совершенно не мешает им в большом количестве появляться на свет и умирать с удивительным упорством.

Кончины довольно популярных сервисов Zootool, Clipboard и Springpad, а также невнятная экономическая судьба основного игрока Delicious вызывает вопрос: в чем же проблема закладочных сервисов? Почему потребность делать закладки есть почти у каждого из нас, а на деле использование одного сервиса заканчивается его смертью и переходом на новый? Давайте попробуем разобраться. Начнем с истории.

Эволюция закладочных сервисов

Фунционал лидеров рынка закладок пятнадцатилетней давности не сильно отличался от закладочных сервисов сегодня. Пользователь точно так же вводил URL или открывал букмарклет, комментировал и сохранял, чтобы закладка попала в общий список или выбранную категорию.

Как стать мастером сквозной аналитики?

Сквозная аналитика — главная магия интернет-маркетинга и самый мощный инструмент развития продаж без роста бюджета. Внедрив её, вы сразу поймёте, где клиенты теряются и что в вашем маркетинге надо улучшить.

Хотите освоить эту магию? Вот учебный курс где детально объясняют, как всё работает, как внедрять и как использовать на практике.

Спешите узнать подробности, регистрация скоро закроется!

Реклама

Добавить в работу с закладками изюминки и, соответственно, встряхнуть рынок удалось только в 2003 году, когда появился Del.icio.us — сервис, задавший стандарт для аналогичных закладочных сервисов как минимум на 10 лет вперед. У сервиса было две особенности:

  • Теги. Первым ингредиентом, выделяющим Delicious среди конкурентов, стала возможность размечать закладки ключевыми словами и визуально выделять самые частотные из них в «облаках тегов». Такая «народная» система описания информации (folksonomy) стала одним из ключевых атрибутов современного веба: это очень легко для пользователя, действительно помогает ориентироваться и фильтровать информацию, а кроме этого, создает дополнительные связи между контентом незнакомых друг с другом людей.
  • Социальность. Вторым ингредиентом, который надолго сделал Del.icio.us лидером закладочного мира, стала социальность. Теперь стало возможно подписаться на обновления закладок других пользователей, чтобы не пропустить ничего нового.

Взрыв интереса к Del.icio.us запустил новый виток эволюции сервисов для сохранения информации в вебе. Появились новые направления и взгляды на закладки.

1. Веб-клипперы. Альтернативой классическим закладкам стали веб-клипперы, задача которых забирать и сохранять не адреса страниц, а непосредственно их контент: текст, изображения и видео именно в том виде, в котором они расположены на сайте: Dragdis, Mammoth, Clipular.

2. Сервисы отложенного чтения. Другой сценарий сохранения сайтов подразумевает отправку тех же статей и видео для прочтения и просмотра потом, желательно, на мобильном устройстве. На этой почве выросло, как минимум, три продукта, трансформирующие статьи в хорошо сверстанный текст без рекламы, который всегда доступен тебе офлайн: instapaper, pocket, Readability.

3. Сбор изображений. Еще одно направление эволюции закладочных сервисов — сохранение изображений. В какой-то момент в вебе стало появляться все больше красивых картинок, и всем надоело сохранять их на жесткий диск. По аналогии с Del.icio.us появился сервис для закладывания картинок Vi.sualise.us, а за ним и затмивший все аналоги Pinterest.

4. Органайзеры. Логичным продолжением стали мультиинструменты, объединяющие функции клипинга и хранения контента самого разного формата. Добавились возможности создавать собственные заметки и загружать файлы с диска. Таким образом для нескольких разных аудиторий появились фактически полноценные файловые менеджеры: Evernote и Springpad — для более логоцентричных пользователей, Iceber.gs, Dropmark и Inboard — для визуалов.

Классические закладочные сервисы подтолкнули развитие новых форм сохранения информации в вебе (обозначены серым цветом), но сами принципиально не изменились. Как должен эволюционировать классический закладочный сервис, чтобы стать действительно полезным?

Проблема классической модели закладочного сервиса

Все вышеперечисленные направления развиваются, у каждого есть свои лидеры и более-менее понятное будущее. А что же стало с классической моделью закладочных сервисов — моделью Del.icio.us, где мы просто сохраняем URL-странички, а не конкретный контент?

Про нее мы можем сказать, как минимум, это:

  • Она жива;
  • Она востребована;
  • Она не эволюционировала.

То есть классические закладочные сервисы продолжают появляться, ими продолжают пользоваться, но качественно они не меняются, только сменяют один другого примерно с той же частотой, с какой средняя семья меняет машину. Да, интерфейс безусловно стал удобнее и быстрее, а закладки «визуальнее», но общая схема осталось прежней: мы сохраняем закладку, комментируем, тегируем и забываем об инструменте до следующего интересного сайта.

В итоге мы получаем кучу закладок, которая со временем становится, скорее, обременением, нежели инструментом для аккумуляции знаний о вебе. После нескольких попыток разобраться в многолетних залежах ссылок пользователь переходит на новый, более красивый и современный сервис, который обещает счастливую жизнь, где все всегда под рукой. Но через 2–3 года история повторяется.

Так в чем же проблема закладочных сервисов классической модели?

  • Потеря актуальности. Жизненный цикл отдельно взятого интереса современного человека — несколько лет. Через три года ваши ссылки по каллиграфии, рукопашному бою и ресторанам Лиссабона устареют не только технически, но и морально. Если к этому моменту вы сами не начнете писать по этим темам книги, то давно про них забудете. — Закладочный сервис должен уметь различать давно забытое от актуального, а еще лучше — помогать строить историю ваших интересов и экспертизы.
  • Теги как система организации. Теги позволяют фильтровать закладки, но не создают структуры, их организующей. Даже если вы суперорганизованный человек и разработали собственную систему тегирования, со временем разобраться в алфавитном полотне ключевых слов и таком же полотне закладок будет все сложнее. Проблему усугубляет еще и то, что система организации должна меняться вместе с вами, а менять теги задним числом и не по одному разу — долго и не удобно. Закладочный сервис должен предлагать более простую систему организации закладок, и более жесткую, унифицированную систему их описания.

Так выглядит «облако тегов» у случайно выбранного пользователя. Помогает ли этот алфавитный список структурировать знания пользователя?

  • Закладка — это больше, чем URL. URL остается основной валютой веба, но за каждым URL могут скрываться самые разные смыслы и назначения для каждого конкретного пользователя. Иногда вы хотите сохранить конкретную статью, иногда весь сайт целиком, как источник, к которому можно будет вернуться, а иногда у вас есть несколько ссылок, связанных с интересным вам явлением: человеком, событием или местом. Закладочный сервис должен уметь различать и присваивать различные типы закладок различным URL в зависимости от нужд пользователя.

Закладочный сервис может стать не просто хранилищем ссылок, но полноценной экспертной базой знаний с удобной динамической структурой, если мы перестанем воспринимать ссылки, как просто «веб-страницы» или «контент»

Жизнь после Del.icio.us

В свое время Del.icio.us совершил революцию, предложив новую структуру описания закладок и сделав их «социальными» — доступными для всех желающих. Это стало весьма своевременным и удачным предложением. Но веб сегодня уже не умещается в простой список ссылок и тегов.

Решив проблемы, описанные выше, современный закладочный сервис может стать не просто хранилищем ссылок, но и полноценным рабочим инструментом для людей, которым приходится структурировать и описывать информацию по работе или для себя: консультанты, журналисты, дизайнеры-исследователи, маркетологи и предприниматели.

Более того, такая структурированная информация в комбинации с умным алгоритмом кластеризации и значительным числом участников может трансформироваться в качественно новый инструмент для нахождения актуальной информации по любой теме. То есть, находить не просто популярные веб-страницы, как это делает Google, а конкретные источники, экспертов, книги и статьи, конкретные типы ссылок в зависимости от сути запроса.

Вот это именно то, для чего мы взялись делать «Pinterest для гиков», «Delicious с картинками», «Evernote без заметок» и «Каталог интернета» — свой сервис для организации ссылок Channelkit. Мы хотим видеть отобранные вручную и понятно структурированные сайты при поиске, ценим экспертизу увлеченных конкретной темой людей и любим новые подходы к информационной архитектуре.

Бета-версия Channelkit открыта для пользователей. На текущий момент мы даем пользователю возможность настраивать внешний вид закладок, публиковать подборки закладок по темам и пользоваться каталогом каналов других пользователей. Будем очень рады, если вы поделитесь с нами своими мыслями и пожеланиями к идеальному закладочному сервису. Как и для чего вы структурируете свои знания и референсы в вебе? Чего не хватает, чтобы удобно и с пользой сохранять закладки для вас лично, для вашей рабочей группы или организации?

✉️ Самое интересное шлём по почте, не чаще двух раз в неделю.

Чем живёт digital.
Главное — в рассылке:




Вход на cossa.ru

Уже есть аккаунт?
Выбирай любой вариант входа:
Facebook Twitter Vkontakte

Используйте свой аккаунт в социальной сети Facebook или Twitter, чтобы пользоваться сайтом

Не забудьте написать email на странице своего профиля для управления рассылкой