Краудфандинг: кино за счет зрителя
Независимый режиссер Гари Хаствит (Gary Hustwit), собравший на свои фильмы больше полумиллиона долларов через Kickstarter, приехал в Москву и рассказал об опыте использования краудфандинга.
На прошлой неделе организаторы Beat Film Festival привезли в Россию создателя дизайн-трилогии («Helvetica», «Objectified», «Urbanized»), известного еще и тем, что большую часть денег на съемку он получил от пользователей на самом популярном краудфандинговом сайте.
Свою карьеру Гари начинал как продюсер фильмов о музыкантах. Самый известный из них, пожалуй, об американской альтернативной рок-группе Wilco («I am trying to break your heart: a film about Wilco»). Уже тогда его интересовал вопрос — как не зависеть от лейблов и при этом создавать качественные фильмы? Платформ вроде Kickstarter еще не существовало, так что найти деньги помогали друзья и знакомые. С приходом соцсетей произошел существенный рывок в поиске финансирования — режиссер стал выстраивать социальные связи, сообщая виртуальным фанатам о новых идеях.
Кубковые рейтинги диджитал-агентств/продакшенов 2024
26 августа братский Рувард анонсировал ведущих игроков агентского рынка России – на основании медального зачета премии RUWARD AWARD.
Несмотря на то, что слово «краудфандинг» вошло в употребление недавно, да и самому Kickstarter всего три года, Гари обратил внимание, что идея предлагать людям собрать деньги на то, что им нравится, стара как мир. Так, например, фундамент к Статуе Свободы, подаренной к столетию американской революции, создавался на деньги граждан.
В любое время краудфандинг подразумевал вовлечение людей в какой-то процесс или идею. И, как правило, некоторую материальную благодарность (gift). В этом состоит основная разница между «попрошайничеством» и бизнес-моделью. Гари поэтично называет краудфандинг «культурным механизом, который объединяет людей вокруг одного объекта любви».
Вы не просите денег, а рассказываете такую историю, что люди сами хотят стать частью идеи. Они благодарны за то, что вы хотите ее реализовать.
В этом смысле Kickstarter является удобной и популярной платформой, которая позволяет сообщить о своих планах большому числу людей. Немного цифр, которые отражают тренд: за 3 года существования он профинансировал больше 30 000 удачных (которые добились своей цели), в проекты были вовлечены более 3 млн пользователей.
Если вы посмотрите на самые популярные кейсы, то увидите, что большая их часть связана с творчеством: музыкой, дизайном или кино — тем, чем можно эмоционально стимулировать человека.
Вот одно из предложений Гари — страница для поддержки фильма «Urbanized».
Режиссер перевыполнил план — вместо желаемых $85 тыс. он привлек $118 505 финансирования. Как ему это удалось? Во-первых, интеграция с Facebook играет большое значение. Больше 3 000 человек поделились с друзьями информацией о проекте. Кроме того, по мнению автора, очень важна представленность идеи — история, которую вы рассказываете пользователям. Красивое видео с призывом к действию, подробное описание и благодарности (подарки), которые могут получить жертвователи в зависимости от внесенной суммы (DVD, специальный показ, ужин с режиссеров, t-shirts и прочие радости).
По результатам исследования профессора Wharton School of the University of Pennsylvania, у проекта, который длится 30 дней, есть 35% шансов на успех, у 60-дневного они уменьшаются уже до 29%.
Еще один, все еще действующий проект Гари — серия фотографий городов, где проходили Олимпийские игры. Пользователям было предложено выбрать, в какой город стоит отправиться прежде всего. По итогам голосования первое место заняла, кстати, Москва. Следом за ней — Берлин, Токио и Мюнхен.
По словам Гари, важно понимать, каких усилий требует краудфандинговая кампания («it’s not magic). Если вы независимый музыкант, автор или режиссер, вам потребуется много времени и работы, чтобы реализовать свой первый проект. Зато с каждым последующим претворять мечту в жизнь будет намного проще.
В России уже сейчас есть пользователи, которые часто просматривают предложения на Kickstarter и готовы жертвовать, но доступ к размещению собственных официально существует только для жителей США и Великобритании. В нашей стране появились локальные краудфандинговые платформы — Planeta.ru, Boomstarter — с амбициозными целями, но почему-то довольно средним продуктом. Beat Film Festival, кстати, пытался собрать деньги на приезд Гари Хаствита в Москву через «Планету», но при цели в 50 тыс. рублей удалось получить только 5 000. Единственным успешным примером пока можно назвать портал Colta.ru, но это, скорее, исключение. Возможно, бум краудфандинга случится, когда Kickstarter, наконец, решит прийти в Россию.
После лекции Гари ответил на несколько вопросов Cossa.ru:
Насколько важно обладать известностью, когда вы собираетесь предложить свой проект на Kickstarter?
Я не считаю себя таким уж известным. Конечно, так было бы намного проще, но это далеко не обязательное условие успешной кампании. На протяжении последних семи лет я выстраиваю контакты, связанные с моей работы. Так что это вопрос скорее не о том, насколько ты известен, а о том, как у тебя организованы социальные связи.
Должен существовать круг людей, которые вас поддерживают. Тогда краудфандингом заниматься намного проще. Но я думаю, что на таких платформах, как Kickstarter, действительно очень важна идея. Ваша концепция, видео и история, которую вы рассказываете, когда представляете проект.
На Kickstarter есть много идей в сфере технологий, которые не связаны с музыкой и артистами. Наверное, в этом случае они должны представлять какую-то особенную ценность.
Гари тянется к макбуку и открывает страницу с проектом — кошелек для хранения денег.
Это не гениальная идея, она просто красиво реализована, а людям нравится, когда вещи выглядят хорошо. Оказывается, есть довольно много тех, кому просто нужен кошелек именно такого формата. Так что это вопрос идеи, которая удовлетворяет потребность. И мы видим, что в этом нуждается больше 5 000 человек (столько людей пожертвовали деньги на проект). Автор ее не знаменит, она не связана с технологией, это просто концепция, которая объединяет людей.
Интересно, что это не идея для массового потребителя, она рассчитана на довольно узкий сегмент. Сила краудфандинговых сайтов состоит именно в том, чтобы помогать создателем реализовать свой интерес даже в небольшой группе. Кроме того, эта исключительность все время подталкивает нас поделиться тем, что выделяет нас среди остальных.
В США уже сейчас видно, что многие музыканты (например, Radiohead или Wilco) используют этот канал для того, чтобы напрямую выходить к своим фанатам. И я не знаю, почему в России они этим не занимаются. Индустрия не стоит на месте, а такие каналы расширяют возможности и права. Теперь необязательно быть привязанным к рекорд лейблу, чтобы достучаться до своей аудитории. Краудфандиговая платформа — это способ объединить фанатов и группы так, чтобы они создавали продукт, который нравится обеим сторонам. Я думаю, что в России момент этого понимания скоро придет.
Вы говорите о том, что люди охотно готовы поддержать проекты, которые им интересны. Кроме независимых музыкантов или режиссеров, есть еще одна группа создателей: журналисты. В последнее время активно обсуждается вопрос бизнес-модели СМИ, так называемая Paywall, платная подписка. Но читатели все еще не готовы отдавать доллар за текст.
Да, но люди готовы платить за вещи. Они не хотят платить за то, что привыкли получать бесплатно годами. Но они никогда не думали, что могут получить кошелек бесплатно. Люди готовы платить за что-то осязаемое.
Еще одна особенность краудфандингового проекта в том, что он еще не существует, когда пользователь отдает какую-то сумму. Это что то, что помогает человеку приблизиться к мечте. Но в итоге он платит за осязаямую вещь, которую в будущем рассчитывает получить. Информация — совсем другое дело.
Еще один вопрос, наверное, больше о будущем. В России есть проблема с поддержкой культурных изданий. У нас довольно мало меценатов, которые готовы безвозмездно вкладывать деньги в искусство. Вот есть пример портала Colta.ru, писавшего о культуре. Его редакция собрала на российской краудфандинговой платформе 500 000 рублей на три месяца работы, а сейчас они закрылись, потому что нет финансирования. Как вы думаете, могут ли появиться каналы, которые будут помогать поддерживать такие ресурсы на протяжении долгого времени? Может в США есть опыт такого long-term краудфандинга?
У проектов на Kickstarter всегда есть дата завершения. Но я знаю примеры множества фильмов, которые снимались очень долго. Их создатели проводили различные краудфандинговые акции: искали финансирование сначала для одной части, потом для второй и так далее. В принципе, так можно прожить довольно долго.
Что касается изданий, то модель будущего — это и есть подписка. В США существует PBS (The Public Broadcasting Service) — раньше его поддерживало правительство, а сейчас компания существует по принципу common ownership (каждый человек может владеть частью компании).
Спасибо, Гари. И последний вопрос: расскажите о вещах, которые вдохновляют вас в работе? Откуда черпаете идеи для новых фильмов?
Большое влияние на создание моих фильмов оказывает музыка. В итоге всегда получаются странные взаимоотношения между музыкой и образами. Я не вдохновляюсь, просто глядя на картинку, а слушаю что-то и представляю, чем можно дополнить звуки. В моих фильмах музыка вообще всегда отдельный герой. Мне кажется, для документальных картин она особенно важна.
Ссылки по теме: Режиссер Гари Хаствит прочитает лекцию о краудфандинге и покажет свою дизайн-трилогию