Ланч-тайм 205: краткий перевод свежих статей о digital. Читайте на Cossa.ru

14 декабря 2018, 14:10

Ланч-тайм 205: краткий перевод свежих статей о digital

В номере: 4 типа наставников и почему одна дизайн-концепция лучше трёх.

Ланч-тайм 205: краткий перевод свежих статей о digital

Содержание

#742. Наставники: 4 архетипа

4 Mentorship Archetypes

Как найти наставника

Я считаю наставничество очень ценным: как при выдаче информации, так и при её получении. Оно помогает прояснить мысли по некоторым темам, раскрыть идеи и лайфхаки. Для объяснения решения проблем, мне (как наставнику) нужно обобщить ответ, чтобы донести его кратко и ясно. Этот синтезирующий процесс заставляет упорядочить хаотичный поток частично сформированных мыслей и переживаний и сгладить острые углы, чтобы люди смогли меня понять и обдумать сказанное. И в этом процессе сами мысли становятся более совершенными и гораздо более полезными для меня лично. Опыт менторства помогает мне развивать себя и видеть пробелы или наивность в собственном мышлении.

Несколько раз в год кто-то стабильно предлагает мне быть его наставником. На первой встрече я всегда спрашиваю, что человек надеется получить, что он считает сложным в своей работе и как я могу помочь. Но часто бывает, что истинная причина такой просьбы — показать, насколько эти люди удивительны и успешны. Они хотят тратить время только на то, что хорошо получается. Тогда я предлагаю сделать несложное домашнее задание:

1. Запишите 10 самых важных навыков или практик, которые вам необходимы, чтобы преуспеть в работе.

2. Носите с собой небольшую тетрадь в течение 1 месяца, и после каждого значительного отрезка дня (встреч, работы в одиночестве и в группе) записывайте, какие из 10 навыков вы использовали, и насколько хорошо вы их использовали (например, по шкале от 1 до 5: 1 — «хуже некуда» и 5 «сумасшедше круто»).

3. В конце месяца проанализируйте результаты — вы увидите, где вы теряли энергию, потому что не использовали какой-то из важных навыков или потому вы не настолько опытны, как хотелось бы.

Это домашнее задание даёт два преимущества.

  1. Помогает ученикам решить, какая область наиболее полезна для наставничества, и получить максимальную пользу от этого процесса. И да, это сбивает спесь и заряжает настроем для обучения (открытость и желание обратной связи).
  2. Другой плюс — некоторые понимают, что дело вовсе не в навыках, а в испытываемых ими эмоциях во время работы. Разочарование в отношениях с коллегами или отчаяние из-за неподъёмности большого проекта — это тоже область, в которой помощь наставника пригодится. И вот тут появляется первый архетип.

Психолог

Мы часто отодвигаем на задний план эмоциональную составляющую в работе, пытаясь сосредоточиться на логике, технологиях или математике. Но люди по своей природе иррациональны и часто становятся заложниками своих собственных эго.

Если вы работаете над проектом с другими людьми, придётся как-то ориентироваться в ситуациях, когда логика и разум борются с личными планами, ревностью, мелочностью, «ношением короны» и сопротивлением. И даже опытный специалист, который в курсе человеческой природы, нет-нет, да и скатится в уныние и потерю энергии. И здесь очень пригодится наставник, который сможет дать совет и поможет разобрать ситуацию, посмотреть на вещи с разных точек зрения и заново понять, почему результат того стоит, чтобы его достичь.

Этот тип наставника обычно использует очень сократовский подход к разговорам: даёт вам провести большую часть рассуждений самостоятельно и задаёт вопросы, которые помогут вам сделать собственные выводы. Эти люди должны быть очень осторожны и честны, так как вы будете делиться бо́льшим количеством личных данных, чем с другими типами наставников.

Ролевая модель

Второй архетип — общепринятый образ наставника у большинства людей: это кто-то, кем вы восхищаетесь. Менторство такого человека — это поиск навыков и опыта, которыми вы должны обладать, чтобы когда-нибудь достичь этой должности и хорошо выполнять свою работу.

Такая модель наставничества прямо противоположна первой. Они будут много говорить и объяснять, а вы будете задавать уточняющие вопросы и подкидывать темы, по которым вы хотите больше знать. Большая часть времени здесь тратится на слушание и понимание.

Найти идеального наставника подобного типа обычно очень трудно: кандидаты в наставники всегда будут иметь некоторые черты, которыми вы действительно восхищаетесь и которые не признаёте. Конечно, можно сидеть и дожидаться кого-то идеального, но тогда вы скорее потеряете кучу времени и возможностей для обучения. Достаточно сосредоточиться на том, что вас привлекает в человеке, и закрыть глаза на то, что вам в нём не нравится. Только не заиграйтесь: в попытках подражать наставнику можно перенять парочку его дурных привычек — например, смотреть на людей свысока :–)

Коуч

Один из наиболее ценных видов наставничества. Здесь вы можете детально беседовать о конкретном навыке, который развиваете. Обычно это лучше всего работает с человеком, который находится с вами в тесном контакте, имеет чёткое понимание работы, которую вы делаете, и возможность реально наблюдать за вами в действии.

Обсуждения в этой модели — это обоюдная беседа о том, что вы оба наблюдали, что работало хорошо или что можно улучшить. Большинство людей, вероятно, получат такого рода наставничество от своего непосредственного руководителя, но найти другого человека, с которым вы сможете общаться подобным образом, — бесценно. Чтобы получить максимальную выгоду от этого типа наставничества:

  1. Дайте разрешение на обратную связь.
    По большей части люди стараются быть добрыми и щадить ваши чувства, поэтому критическая обратная связь может показаться им негативной. Если не проговорить это заранее, то ментор может почувствовать себя некомфортно, критикуя вашу работу.
  2. Обратная связь должна быть моментальной.
    Это как фрукты — здорово, когда они свежие. Если вы хотите получить чёткую оценку своей работы, убедитесь, что критика своевременна.

Ментор за 5 долларов

Каждый из нас поражает других чем-то. У каждого из нас есть какой-то навык или атрибут, которым другие восхищаются. Когда мы начинаем свою карьеру, у нас может быть только несколько базовых инструментов, но, приобретая мастерство, мы добавляем новые инструменты и улучшаем те, которые у нас уже есть. Часто упускаемый вид наставничества — это то, что я называю «наставником за 5 долларов». Вот как это работает:

  1. Посмотрите вокруг и найдите человека, который, по вашему мнению, хорош в чём-то.
  2. Купите этому человеку кофе (или пиво, или коктейль, или бутерброд, или…) и попросите его потратить 30 минут, рассказывая вам, как он это делает.

Я множество раз так делал — и никто никогда не отказывался. И я не думаю, что дело в бесплатном кофе. Большинство людей, в чём-то разбирающихся, готовы поделиться своими навыками. И для многих этот кофе превратился в многочасовые разговоры, равный коучинг и философствование о том, как развиваться дальше.

Выберите любую модель. Или две. Или все.

Меня часто удивляет, как много людей не имеют наставников или подопечных. Они упускают так много! Причина, которую они называют — мол, найти наставника слишком сложно. И тогда я шучу, что смогу это сделать менее чем за 2 минуты: спрашиваю их, в каком умении они хотят быть лучше, и кто — по их мнению — в этом уже хорош. Готово! Это не должны быть долгосрочные отношения, это может быть просто чашка кофе. И да, не стоит искать одного идеального — очень может быть, что у вас будет несколько наставников под разные навыки :–)

Вывод: чем мучиться, пытаясь что-то постичь самостоятельно, спросите у приятеля, а не расскажет ли он вам про это за чашечку бесплатного кофе. И кто знает, может, у вас наконец-то появится наставник, а дела пойдут в гору!
Вы сэкономили 8 минут.

#743. Хватит требовать (и делать) несколько решений

Stop asking for (and providing) multiple solutions

Я работаю в рекламном агентстве почти 12 лет — и для любого проекта было нормой предоставлять минимум 3 различных варианта дизайна. Но хватит это терпеть! Тенденция эта, к счастью, уменьшается, но с небольшими клиентами или в какой-то конкретной среде, это всё ещё случается.

Я считаю, что в большинстве случаев лучше сосредоточиться на лучшем возможном решении, а не на нескольких «по чуть-чуть». Здесь я не говорю слепо следовать одному варианту и игнорировать любые другие идеи, которые могут возникнуть на этом пути. Но, учитывая ограничения, бизнес-потребности, потребности пользователей и всё прочее, в кучке решений мозгового штурма стоит выбрать то, у которого, по нашему мнению, больше шансов на успех. И сфокусироваться на нём, пока тесты не докажут нам обратное.

Если мы считаем, что две разные идеи имеют одинаковую ценность, и не можем выбрать лучшую — кажется, что-то пошло не так. Мы, дизайнеры, — своего рода консультанты, поэтому должны давать советы о том, что лучше всего подходит для проекта. Но когда приходится предлагать более одного решения, обычно случается один из самых дешёвых приёмов — тот, который мне нравится называть «хороший, плохой, злой».

Хороший.
Безопасное решение, в котором больше всего смысла, и которое клиент / менеджер / генеральный директор действительно ожидают.

Плохой.
Сумасшедшее решение, которое очень хотели сделать дизайнеры. Творческое, дерзкое, революционное, крутое — но мир к этому не готов.

Злой.
Концепция, собранная на коленке в последнюю минуту, — просто чтобы был этот чёртов третий вариант (и чтобы другие на его фоне выглядели лучше). Настоящая проблема начинается тогда, когда заказчик выбирает именно его :–)

Качество важнее количества

Противоположная ситуация — типичная болезнь рекламных агентств: перерасход ресурсов, чтобы всё выглядело так, будто вы сделали всё возможное для клиента. Хотя лучше было сосредоточиться на одной хорошей идее.

Теперь, когда мир смещается от традиционного агентства к консалтинговой фирме, где даже многонациональные адвокатские конторы внедряют семинары, спринты, методологии проектного мышления в свои рабочие процессы, ситуация немного меняется, в том числе и на стороне клиента.

Преимущества единого решения

  • Все ресурсы сосредоточены на одной концепции: лучшее качество и экономия времени.
  • Легче найти недостатки в одной концепции (и, в случае необходимости, перейти к другой концепции).
  • Презентация может быть более полной и лучше преподносится клиенту.
  • Мы действительно знаем, что делаем, а не просто пытаемся угадать.
  • Более быстрая обратная связь (никакой внутренней борьбу между концепциями у заказчика).
  • Мы можем хранить другие концепции в ящике. Если тесты подтвердят, что наша идея ошибочна, есть другие жизнеспособные варианты, которые легко воплотить — фактически мы не тратим время заранее.

Вывод: баловаться с вариантами прикольно, но долго и дорого. Даёшь Скрам в дизайн-процессе!
Вы сэкономили 3 минуты.

Стремительно приближающиеся выходные — отличный повод найти себе ментора. Без вариантов :–)

Читать по теме: Ланч-тайм: краткий перевод свежих статей о Digital (все выпуски)

Телеграм Коссы — здесь самый быстрый диджитал и самые честные обсуждения: @cossaru

📬 Письма Коссы — рассылка о маркетинге и бизнесе в интернете. Раз в неделю, без инфошума: cossa.pulse.is