Таблетка для роста
Щедрый урожай планшетов, собранный в первой половине этого года, снова поднял вопрос об их перспективах для рекламного рынка. Ассортимент таблеток радует глаз потребителей, а характеристики аппаратов перестали быть темой для гиков, превратившись в надежду для маркетологов.
Революционер
В марте этого года публике было представлено новое поколение iPad. Инженеры Apple неплохо потрудились, и компания выпустила продукт, во многом предвосхищённый успехами iPhone 4 и 4G. Таблетки получили от младших братьев экран Retina, по чёткости и цветопередаче способный конкурировать с глянцем, ускорение процессора и расширение объёмов жёсткого диска.
В целом же, устройства продемонстрировали ровно то, чего ждала от них публика, едва ли показав хоть что-то сверх ожиданий. Революции не произошло. (Объявленная самой Apple «революция в разрешении» — Resolutionary — в данном случае не в счёт).
Характерно, что компания решила не позиционировать третью линейку гаджетов как новое поколение в классическом представлении. Обновлённые устройства были выпущены с застенчивой приставкой «New» вместо куда более логичного порядкового номера 3. Очевидно, настоящую яблочную революцию стоит ждать чуть позже. (По слухам, премьера нового 7-дюймового планшета, на производство которого Apple подтолкнули успехи конкурентов, может состояться уже 12 сентября, вместе с презентацией iPhone 5).
Позиции пионера уже сейчас позволяют Apple проявить гибкость в ценовой политике. Самая экономичная модель продаётся в США за $499, тогда как предыдущее поколение айпадов (экран поскромнее и скорость пониже) подешевело на сотню долларов. В России продажи самой простой версии стартуют с отметки в 17,5 тысяч рублей, максимальная комплектация обойдется примерно в 27 тысяч.
Несмотря на не самое демократичное ценообразование, Apple показала традиционно высокий и местами истеричный уровень продаж. Только в первый уикенд после релиза, по оценкам самой компании, в мире было продано более 3 миллионов аппаратов. В ближайшие несколько лет Apple продолжит доминировать в секторе планшетных компьютеров. По оценкам Gartner, в этом году компания обеспечит 61,4% продаж таблеток, а в 2015-м по-прежнему будет контролировать половину рынка.
Партизан
В середине июня первый громкий шаг в планшетном направлении сделала Microsoft. Проанонсированные устройства Surface и Surface Pro отчётливо показали степень озабоченности компании Стива Балмера успехами соседей из Купертино (в небольшом городе Купертино, штат Калифорния, расположена штаб-квартира корпорации Apple — прим. ред.). Похоже, всё здесь было сделано в пику iPad и оставляет некое ощущение вторичности.
Microsoft творчески переработала концепцию Smart Cover, снабдив планшеты обложкой со встроенной клавиатурой. Также аппараты получили USB-гнёзда и открытую файловую систему (в противовес отсутствию того и другого в айпадах). Планшеты обзавелись ещё более внушительными экранами диагональю 10,6 дюймов с качеством картинки примерно на уровне iPad 2. Ряд технических характеристик устройств пока хранится в секрете, но уже понятно, что гаджеты получат процессор, сопоставимый с «сердцем» планшетов-конкурентов.
Основное преимущество Surface вполне предсказуемо: платформа Windows, адаптированная версия которой будет управлять начинкой Surface, может стать плюсом для аудитории, не готовой к обучению работе с iOS или Android. Объявленная стоимость устройств — порядка $400 в США — оказывается ближе к верхней границе возможного ценника. Для Microsoft было бы проблематично продать свой продукт дороже.
Впрочем, серьёзный настрой компании, находящейся в позиции догоняющего, не оставляет сомнений в том, что к освоению рынка она подойдёт максимально решительно.
Антагонист
Наконец, через неделю после премьеры Microsoft о первой фирменной таблетке рассказал и Google.
Пожалуй, именно здесь разворачивается самая настоящая планшетная драма. Google Nexus 7 демонстрирует не самое выдающееся, но вполне достойное оснащение (7-дюймовый LCD-экран с разрешением 220 пикселей на дюйм, 4-ядерный процессор и 12-ядерный графический ускоритель) при крайне низкой цене — $199 за 8-гигабайтную версию и $249 за версию с 16 гигабайтами на борту. Великая сила демпинга сделала своё дело. Ажиотажный спрос вынудил приостановить продажи верхней модели, чтобы профорсировать реализацию более простой версии.
Google борется с собственным врагом — планшетом Amazon Kindle Fire. Флагман гиганта-ритейлера стоимостью $200 снабжён ограниченной версией платформы Android, которая стала, пожалуй, главной претензией потребителей к продукту. Таблетка Google, разумеется, более дружелюбна к пользователям, и позиционируется как устройство для активного медиа-потребления. В рамках предпродаж в довесок к планшетам Google дарил покупателям купоны номиналом $25 на покупки в Google Play. К слову, в Nexus 7, как и в Kindle, теперь можно приобрести журналы, фильмы и ТВ-шоу.
Тем временем, Amazon грозится выпустить на рынок ещё несколько устройств. И хотя официальных премьер ещё не состоялось, в одном можно быть уверенным заранее: планшет Амазона получит достойные характеристики и достаточно скромный ценник, чтобы в пору ценовой войны с Google обеспечить таблетками всех нуждающихся. Если конкурентов эти двое не разгонят, то на объёмы рынка повлияют наверняка.
| Продукт | Apple
New iPad | Google
Nexus 7 | Miscrosoft Surface |
|
---|---|---|---|---|---|
Процессор | A5X с частотой 1 ГГц | Nvidia с частотой 1,3 ГГц | Nvidia | ||
Объём жёсткого
диска, ГБ | 16/32/64 ГБ | 8/16 ГБ | 32/64 ГБ | ||
Диагональ экрана,
дюймов | 9,7 | 7 | 7 | ||
Разрешение экрана, пикселей на дюйм | 264 | 220 | 169 | ||
Операционная система | iOS | Android | Windows | ||
Цена в США | $499–829 | $199/249 | Порядка $400/500 |
Гости из будущего
Похоже, впервые за три года с момента появления на свет планшетов их ассортимент расширился настолько, что стал способен удовлетворить практически любой запрос потребителей — как по начинке, так и по ценнику. При этом ни одно из устройств не проигрывает конкурентам настолько, чтобы стать аутсайдером.
Перспективы планшетов по-прежнему завораживают мобильных наблюдателей. Таблетки уже прозвали телевизором нового поколения — или первым компьютером, который, наконец, стал персональным. Однако «посткомпьютерная эра», объявленная Стивом Джобсом во время премьеры iPad 2, до сих пор являлась для мобильных издателей и маркетологов прекрасным, но туманным будущим.
Тем временем, прекрасное далёко уверенно становится повседневностью. Три премьеры-2012 смогут предоставить в распоряжение рекламодателей не только дорогую аудиторию продуктов Apple, но и выходцев с обеих границ среднего класса. В этом смысле события развиваются вполне закономерно: планшеты перестали быть уделом избранной тренди-публики и начали экспансию в широкие массы.
Аналитики пророчат рынку планшетов светлое будущее, через которое уже однажды прошли смартфоны. По оценкам Gartner, за 2012 год продажи таблеток вырастут на 98%, достигнув уровня порядка 120 миллионов устройств. Transparency Market Research прогнозирует дальнейшее ускорение в течение ближайших лет до 250 миллионов устройств в 2015 году — против миллиарда реализованных смартфонов. Глобальные продажи стационарных ПК и ноутбуков, между тем, стагнируют и добавляют всего порядка 10% в год.
Планшеты (вместе с MP3-плеерами и другими «нетелефонными» устройствами) постепенно двигают смартфоны и на рынке медийной рекламы. Согласно отчёту Millenial Media, на «не-телефоны» приходится примерно пятая часть показов рекламы, за год эта доля выросла на треть. По прогнозам аналитиков Yankee Group, к 2014 году планшеты освоят 53% доходов от мобильной рекламы, а в 2016-м эта доля увеличится до 60%.
Планшетная реклама позиционируется как потенциальный хит продаж, обеспечивающий взрывной микс — презентабельность глянца, помноженную на интерактивность и масштабы веба. Аппаратные характеристики новинок открывают перспективы по созданию нового уровня взаимодействия потребителя с рекламой, расширяя горизонты далеко за пределы размещения в медийных сетях.
Инертность рекламного рынка (особенно отечественного) пока не позволила таблеткам занять достойное место в миксе — количество доступных возможностей пока значительно превосходит частоту их использования. Но последние известия с рынка показывают, что на эти возможности, как минимум, стоит обратить внимание. Игнорировать новую расстановку сил для маркетологов отныне станет и вовсе опрометчиво.
Автор: Игорь Лобанов, digital-директор агентства мобильного маркетинга «Моби Марк»