Добавить свою заметку вы можете на этой странице.
Маркетинг — это «новая коррупция»
И я сейчас попытаюсь объяснить, что я имел в виду под этими словами.
Смелый заголовок, не правда ли?
И я сейчас попытаюсь объяснить, что я имел в виду под этими словами.
Как известно, маркетинговые бюджеты крупных компаний составляют примерно 3-5% от годового оборота. Разумным будет полагать, что этот показатель — “средняя температура по больнице” и часто бюджет на маркетинг может быть в разы больше.
Еще многим известно ставшее знаменитым выражение одного предпринимателя: “Половину маркетингового бюджета я трачу впустую. Беда в том, что я не знаю какую именно половину”.
По своему профессиональному опыту, анализируя расходы на маркетинг (на основном рабочем месте, по просьбе друзей, знакомых и т.д.), часто сталкивался с тем, что некоторые предприниматели не тратят половину бюджета впустую. Они выбрасывают на ветер часто намного больше половины, а случается, что и полностью.
Маркетинг, как и любая другая статья расходов, повышает для конечного потребителя отпускную цену продукта. Не беда, если продукт при этом все равно худо-бедно, но продается (как известно, ценность продукта должна быть выше цены). Но беда в том, что заплаченные потребителем деньги за продукт расходуются неэффективно: на оплату труда неквалифицированного персонала (и налоги), на оплату завышенной арендной платы и т.д.
Так почему же маркетинг это коррупция? Для начала отмечу, что речь идет оплохом маркетинге. Аналогия тут напрашивается сама собой. Смотрите сами.
Давая взятку чиновнику за то, чтобы он просто выполнял свои обязанности, вы выбрасываете деньги, которые потом вам возмещать будет потребитель. Т.е. за коррупцию платит конечный потребитель, но вряд ли предприниматель, т.к. в формулу ценообразования заложена эта взятка тоже.
И эти деньги уходят по сути в никуда, они “проедаются”, не создавая никаких ценных благ в экономике. Та же история и с плохим маркетингом: неквалифицированный маркетолог (в штате или на подряде) только увеличивает стоимость продукта, не создавая в экономике опять же ценных благ.
А что такое хороший маркетинг? — спросите вы.
Хороший маркетинг это когда деньги не тратятся, а когда экономятся. Экономия заключается в более эффективном расходовании маркетингового бюджета: правильное четкое позиционирование, анализ каналов и выбор наиболее эффективных, улучшение качеств как самого продукта, так и обслуживания потребителя: дать клиенту то, что ему необходимо и дать это быстро, просто, по доступной цене.
Приведу пример. У нашей компании есть давний клиент — довольно крупная в своей сфере производственная компания федерального масштаба. У компании есть деньги и они их готовы тратить, в т.ч. и на маркетинг. Однажды они обратились к нам, чтобы освоить часть средств по статье “SEO (поисковая оптимизация сайта)”. Сайт был совсем новый, мы его запустили буквально за пару недель до этого обращения. Естественно, ни в одном поисковике сайт не был виден, потому что времени прошло еще слишком мало.
Они выделили бюджет и попросили нас провести эту самую оптимизацию. Мы могли бы её провести, освоить выделенные средства и спокойно работать дальше. Не проблема.
Но мы этого делать не стали. А все потому что компания настолько узкоспециализированная, что других таких в стране еще 1-2-3. Мы отговорили их тратить деньги на SEO, потому что по прошествии месяца-двух сайт и так будет виден. А если даже и не будет виден, то и не беда, потому что их потенциальные клиенты очень редко пользуются интернетом и, тем более, поисковиками, потому что это большие занятые дяди. Поисковые машины для этой компании канал совсем неподходящий и вкладывать туда бюджеты (хоть на оптимизацию, хоть на контекст) СМЫСЛА НИКАКОГО.
Деньги (пусть в данном случае и небольшие) сэкономлены, не проедены и не потрачены без создания ценных благ.
Приведу другой пример.
Региональная сеть магазинов разместили на местном тематическом портале баннер сроком на один месяц. После анализа статистики выяснилось, что один ПРОСМОТР стоил компании порядка 5 рублей. За такую цену в контекстной рекламе можно получить уже целевой переход.
Стоит ли напоминать, что баннеры почти никто сейчас не смотрит? Думаю, нет.
Но это еще не конец истории. Стоимость перехода получилась ровно 1000 рублей. Умножаем на коэффициент конверсии, который вряд ли будет больше 1% (данных нет, но даже 1% это высокий показатель для этой отрасли), и понимаем, что в реальности ни одного покупателя с этого баннера не нашлось.
Медийка нужна для узнаваемости, скажете вы мне. Да, но при охвате порядка 1000 уникальных пользователей за целый месяц и RF=5 за тот же период о каком либо охвате говорить сложно.
Деньги потрачены впустую чуть более, чем полностью (включите сюда еще работу менеджера сети по согласованию баннера и прочим сопутствующим работам).
Хороший маркетинг в этом и состоит — тратить деньги на увеличение продаж с умом: улучшать продукт, находить наиболее эффективные каналы, улучшать обслуживание клиентов и т.д. и т.п.
К сожалению, некоторые руководители этого еще не понимают.
Потратить деньги легко. Потратить деньги эффективно и увеличить их — это и есть маркетинг, бизнес.
Радует, что количество заинтересованных в успехе предпринимателей все-таки увеличивается. Жаль не так быстро, как хотелось бы.