Авторское право на произведение: можно ли присвоить себе народный орнамент?
Кто прав в этом споре — и можно ли вообще «владеть» народными орнаментами?
Четыре вида интеллектуальной собственности в одном конфликте
«Крестецкая строчка» — это фабрика, которая создает изделия по традиционной технологии вышивки с 1860 года. Она выпускает коллекции столового и домашнего текстиля с уникальной ручной вышивкой. Спор с брендом Zarina возник, когда она выпустила лимитированную коллекцию с использованием вышивки. Ссылки на модели этой коллекции уже недоступны, но цифровой след из фото в Интернете остался.

Слева - «Крестецкая строчка», справа - Zarina
Сложность конфликта в том, что в нем участвуют сразу несколько видов интеллектуальной собственности.
Авторское право. Оно возникает автоматически в момент создания произведения. Мастерица, создавшая уникальную вышивку или узор, получает права на свое творение без регистрации. Чтобы владельцу фабрики, где работает эта мастерица, получить исключительные права на произведение, нужно заключить с ней договор авторского заказа или договор отчуждения авторских прав. Есть и еще важный нюанс: фабрика «Крестецкая строчка» возрождает народный промысел. По закону он не может принадлежать кому-то одному.
Товарный знак, который имеется у владельца фабрики Антона Георгиева, оформлен на обозначение “Крестецкая строчка” и индивидуализирует товары компании. Но название бренда не защищает уникальный орнамент. Для этого нужен патент на промышленный образец. А его у фабрики нет. С получением такого патента могут возникнуть вопросы, потому что, опять же, народный орнамент не может принадлежать кому-то одному.
Региональный бренд (наименование места происхождения товара, НМПТ) — особый вид обозначения для товаров, свойства которых определяются географическим происхождением. «Крестецкая строчка» зарегистрирована как НМПТ и защищена законом. Использовать это название могут только производители из Крестецкого района Новгородской области. Zarina таким не является.

Кто прав в споре Zarina и «Крестецкой строчки»
Ключевой вопрос: являются ли орнаменты на одежде Zarina копией конкретных авторских работ или просто стилизацией под народный промысел?
Позиция фабрики: «Они скопировали наши паттерны, которые создали наши мастерицы». Если это так, то речь о нарушении авторских прав на конкретные произведения.
Позиция Zarina: «Мы использовали филейно-гипюрную вышивку — самостоятельный вид народного искусства, доступный всем». Иными словами — черпали вдохновение из общедоступного культурного наследия.

Пример филейно-гипюрной вышивки
Визуальное сходство есть, но юридически разница критическая. Народный орнамент как таковой не защищается авторским правом — это общее достояние. Но конкретная авторская интерпретация традиционного узора, выполненная мастерицей фабрики, может быть защищена.
Важно, чтобы:
Она обладала творческой новизной (не была просто механическим повторением канона).
Можно было доказать копирование конкретной работы.
Права на произведение, выполненное мастерицей, правильно переданы владельцу фабрики.
Как правильно передавать авторские права
Распространенная ошибка: компания нанимает дизайнера или мастера для создания орнаментов, но не оформляет передачу прав документально. В результате авторские права остаются у создателя. И он может:
продать результат работы конкуренту;
использовать на собственных ресурсах для получения прибыли;
запретить использовать произведение по закону и обратиться в суд за компенсацией.
Правильный алгоритм:
заключить договор авторского заказа (заключается с автором, чьим творческим трудом будет создаваться произведение)
или договор отчуждения исключительного права (когда передается уже готовое произведение).
Подробнее об этом я писала в предыдущей статье.
Используйте комплексную защиту и позаботьтесь не только об авторских правах на произведение. Если орнамент стал частью фирменного стиля — зарегистрируйте с ним логотип как товарный знак. Если узор является ярким оформительским элементом — вам нужен патент на промышленный образец.
Штрафы за плагиат растут: изменения 2026 года
С 4 января 2026 года в России ужесточается ответственность за нарушение интеллектуальных прав:
Компенсация за нарушение авторских прав и незаконное использование товарного знака:
Было: от 10 000 до 5 млн руб.
Станет: до 10 млн руб.
Уголовные штрафы за авторские права увеличатся в 5 раз:
Было: до 200 000 руб.
Станет: до 1 млн руб.
Народное достояние vs частная интеллектуальная собственность
Народные орнаменты, традиционные техники вышивки, фольклорные мотивы — это культурное наследие, которое не может принадлежать одной компании. Даже если она зарабатывает на возрождении традиций. Любой дизайнер вправе черпать вдохновение из «Крестецкой строчки», гжели, хохломы или дымковской игрушки. Это законно.
Но есть грань, которую нельзя переступать: нельзя паразитировать на чужой репутации, создавая подделки.
Защита собственного бренда от копирования — не жадность, а необходимость. Регистрируйте товарные знаки, оформляйте авторские права, создавайте уникальный дизайн и защищайте его патентом. И тогда никакие подражатели не смогут украсть ваш успех, прикрываясь «вдохновением народными мотивами».
В случае Zarina и «Крестецкой строчки» главный урок очевиден: народное достояние принадлежит всем, но ваш бренд — только вам. И защищать его нужно с первого дня.
Специалисты патентного бюро "Железно" рады помочь! Для бесплатной консультации напишите в WhatsApp по номеру +79229092784 или Telegram @zhelezno_pb.