Почему логотип не защитит от копирования дизайна: гид по выбору между товарным знаком и патентом

Товарный знак — это средство индивидуализации. Он нужен, чтобы отличать товары и услуги одного предпринимателя от товаров и услуг других. Он отвечает на вопрос "чей это товар?".
Примеры из практики патентного бюро “Железно”. Словесный товарный знак для блогера Александры Митрошиной:
Комбинированный товарный знак “Грандцветы”:
Когда регистрировать:
Если вы выводите продукт на рынок под уникальным названием или логотипом, регистрируете личный бренд.
Вам важно, чтобы конкуренты не могли использовать схожее обозначение.
Вы планируете франшизу, лицензии и продажи через маркетплейсы.
Вывод: товарный знак защищает ваш бренд.
Что такое промышленный образец?
Промышленный образец (промобразец) — это охрана внешнего вида изделия. Он нужен, чтобы защитить уникальный дизайн, форму, элементы декора. Он отвечает на вопрос "как выглядит товар?".
Примеры из практики патентного бюро “Железно”:
Автомобиль для официального дилера “КАМАЗ”. № в реестре: 46879
Декоративный светильник № в реестре: 143574
- Массажный ролик № в реестре: 145006
Вывод: промобразец защищает дизайн конкретного товара.
Почему бутылка Coca-Cola — это товарный знак?
Существует много разновидностей товарных знаков. Словесный, изобразительный и комбинированный — самые распространенные. А еще есть цветовые, звуковые, обонятельные и объемные. К последним, например, относится известная фирменная бутылка Coca-Cola.
А разве это не про дизайн? Ведь речь об уникальной форме. Нет, тут ключевое слово — известная.
В случае с Coca-Cola бутылка является как бы идентификатором бренда. Покупатель по ее форме уже узнает, что это за газировка. Таким образом товарный знак защищает бренд. Если бы на бутылку оформили промышленный образец, он защищал бы только дизайн — ее форму.
Что проверяет Роспатент
И товарный знак, и патент на промышленный образец регистрируются в Роспатенте. Специалисты ведомства оценивают разные критерии при регистрации этих объектов.
При регистрации товарного знака:
Различительная способность — знак не должен быть описательным.
Уникальность — отсутствие тождественных или сходных знаков.
Законность — соответствие общественным интересам, морали.
При регистрации промышленного образца:
Новизна — решение неизвестно из открытых источников.
Оригинальность — существенные признаки обусловлены творческим характером.
Важное отличие: для товарного знака проверяется уникальность среди знаков в определенных классах МКТУ (сферах, нишах), для промышленного образца — среди всех известных дизайнов изделий данного типа.
Давайте посмотрим в таблице, чем отличаются товарный знак и промобразец по разным критериям.
Различия товарного знака и промышленного образца
Как не ошибиться с выбором?
Если вы продвигаете бренд — регистрируйте товарный знак.
Если ваша цель защитить внешний вид вашего товара от копирования — промобразец.
А еще лучше зарегистрировать оба вида, чтобы перекрыть все риски. Товарный знак и промышленный образец не конкурируют, а дополняют друг друга. Первый укрепляет бренд, второй делает дизайн недосягаемым для копирования.
Для бизнеса, где дизайн играет важную роль в потребительском выборе, регистрация только товарного знака — это защита наполовину. Конкурент может легально скопировать ваш дизайн, просто поставив на него свой логотип.
Инвестиции в комплексную защиту окупаются: вы получаете монополию не только на бренд, но и на визуальное воплощение вашей идеи. В мире, где потребитель выбирает глазами, это может стать решающим конкурентным преимуществом.
Если вам нужна консультация по регистрации любого вида патента, обращайтесь в “Железно”. Оставьте заявку на сайте, в WhatsApp по номеру +79229092784 или Telegram @zhelezno_pb.