Каждая третья крупная компания в России работает с фрилансерами на постоянной основе
Исследование Solar Staff, TenChat и Всероссийского бизнес центра.
Инфраструктурная платформа для работы с внештатными специалистами Solar Staff, крупнейшая деловая соцсеть в России TenChat и Всероссийский Бизнес Центр опросили более 1500 российских компаний из ключевых отраслей и выяснили, что 70% из них хоть раз работали с фрилансерами, а каждая третья компания регулярно прибегает к «внештатной» помощи.
По данным TenChat, в 2025 году около 30% крупных компаний в России сотрудничают с фрилансерами на постоянной основе. При этом 57,3% опрошенных заявили, что за последние три года стали чаще привлекать внештатников, 27,3% — что объемы не изменились, и лишь 14,6% сообщили о снижении взаимодействия.
Почему крупный бизнес работает с фрилансерами
Среди ключевых причин сотрудничества:
-
упрощённый найм в условиях дефицита кадров (35%),
-
доступ к узким специалистам (22,3%),
-
гибкость в управлении бюджетом и командами (20%),
-
быстрый запуск и завершение проектов (16%),
-
оптимизация постоянных издержек (5,8%).
Наиболее активно внештатников привлекают компании из сфер маркетинга,
Какие задачи передают фрилансерам
Чаще всего компании делегируют:
ИТ-разработку (30%),-
бухучёт и финансы (17,5%),
-
дизайн и креатив (16,7%),
-
маркетинг и рекламу (16,8%).
Реже — юридические задачи (10%) и HR (8,8%).
Задачи, которые бизнес предпочитает сохранять внутри компании:
-
управление командами (32%),
-
стратегическое планирование (27%),
-
ключевые
бизнес-функции (17%), -
продажи и клиентский сервис (16,3%).
«Для стратегических или чувствительных к конфиденциальности задач инхаус остается приоритетным. Но если нужно быстро закрыть конкретную проектную функцию — внештатный формат отлично справляется с этим без нагрузки на основную команду», — говорит Роман Шинкаренко, генеральный директор Solar Staff.
Сколько зарабатывают фрилансеры
По данным Solar Staff, среднемесячный доход внештатников в первом полугодии 2025 года составил 42 000 ₽ — это на 31,2% выше, чем за тот же период 2024 года. В компании проанализировали среднемесячные доходы более 20 000 исполнителей.
Среднемесячный доход по специальностям:
Веб-разработчик — 188 942 ₽ (+8%)-
Программист — 185 000 ₽ (+27%)
-
Менеджер проектов — 143 712 ₽ (+18%)
-
Монтажник — 133 436 ₽ (+11%)
-
Менеджер по маркетингу — 115 210 ₽ (+22%)
-
Аналитик — 108 522 ₽ (+23%)
-
Ивент-менеджер — 96 063 ₽ (+30%) -
Графический дизайнер — 71 107 ₽ (+25%)
-
Редактор — 68 801 ₽ (+13%)
-
Дизайнер — 66 676 ₽ (+20%)
-
Бухгалтер — 61 602 ₽ (+60%)
-
Контент-менеджер — 60 078 ₽ (+13%) -
Менеджер по продажам — 59 720 ₽ (+29%)
-
Юрист — 60 864 ₽ (+20%)
-
Переводчик — 78 119 ₽ (+19%)
-
Журналист — 54 061 ₽ (−2%)
-
Копирайтер — 51 523 ₽ (+31%)
-
Корректор — 41 136 ₽ (+23%)
-
Преподаватель — 34 268 ₽ (+7%)
-
Оператор
колл-центра — 25 872 ₽ (без изменений)
Из каких стран работают фрилансеры
Наиболее популярные страны, откуда работают исполнители, сотрудничающие с российскими компаниями:
Россия, Беларусь, Казахстан, Армения, Грузия, Узбекистан, Сербия, Испания, Молдова, Кыргызстан.
Также встречаются фрилансеры, проживающие во Франции, Португалии, Великобритании, Турции, США и Китае — в основном это релоканты.
«Компании всё чаще взаимодействуют с исполнителями из разных стран. При этом им важно, чтобы процесс оставался прозрачным — с точки зрения документооборота, комплаенса и налогов. Это требует надежной инфраструктуры, особенно когда речь идёт о международной юрисдикции», — подчёркивает Роман Шинкаренко, генеральный директор Solar Staff.
В Solar Staff и TenChat отмечают: внештатная занятость становится не временным решением, а устойчивым элементом операционной модели для многих крупных компаний. Гибкие форматы позволяют бизнесу быстрее адаптироваться к задачам, сохраняя фокус на эффективности и контроле.
«Для нас в ВБЦ фриланс — это не модный тренд, а рабочая часть
По сути, мы видим, как внештатная занятость становится новой нормой: она позволяет бизнесу быть гибким, не теряя в качестве и скорости. Но важна не только гибкость — также необходимо, чтобы процесс был прозрачным и управляемым. Именно над этим мы системно работаем внутри платформы», — комментирует Геннадий Хорбенко, первый заместитель генерального директора Всероссийского Бизнес Центра (ВБЦ).
Присылайте свои комментарии к ситуации на digital-рынке (короткие или развёрнутые, во втором случае сделаем вам полноценную колонку в статейной ленте Коссы):
Email: 42@cossa.ru
Телеграм: @cossawer
VK: vk.com/cossa

Тест SEO 2 недели
В топ за 2 недели бесплатно. Предоплата не нужна.
Подключай тест-драйв SEO в PromoPult:
- Подберем ключевые слова.
- Выполним задачи по базовой оптимизации.
- Проставим ссылки с надежных сайтов.
- Создадим контент под информационные запросы.