Ожидание vs. реальность: топ-менеджеры хотят больше, чем им предлагают работодатели
В среднем ожидания управленцев превышают предложения работодателей на 20%.
Абсолютным лидером по разнице «хотят» и «готовы платить» стали директора по информационным технологиям (CIO): в мае 2025 года работодатели в среднем предлагали им 194,9 тысяч рублей, тогда как ожидания самих соискателей составили 282,1 тысяч рублей — разрыв сразу на более чем 87 тысяч рублей или 45%. Руководители отдела аналитики рассчитывают на 202,4 тысяч рублей, а им предлагают доход около 150,6 тысяч рублей (разница 51,8 тысяч или 34%). Даже генеральным директорам (CEO) предлагают заметно меньше, чем они ждут: 160,8 тысяч рублей против ожидаемых 200,8 тысяч рублей (разброс в 40%). Не сильно отстают технические директора (CTO): разница — 36,4 тысяч или 22%, и это при ожидании оплаты труда в 202,5 тыс. рублей. Также в пятерке «отстающих» — операционные директора (COO) (разрыв 16%) и начальники производств (24%) (подробнее в таблице 1).
Между тем есть и обратные примеры — позиции, где работодатели сами предлагают оплату выше ожиданий соискателей. Так, HR остается одной из немногих сфер, где соискатели «запрашивают» меньше, чем им предлагают: 130 тысяч рублей в резюме против 152,6 тысяч в вакансиях для директоров по персоналу (HRD) (ожидания ниже на 15%). Аналогичная ситуация у директоров по маркетингу и PR (CMO) — 179,8 тысяч против 198,8 тысяч (-10%), и у директоров юридических департаментов (CLO) — 101,1 тысяч против 117,6 тысяч рублей (-14%). В этих сферах работодатели стараются привлечь и удержать сильных специалистов, предлагая условия лучше ожидаемых.
Насколько медианные ожидания
Должность | Предлагаемая зарплата, руб. | Ожидаемая зарплата, руб. | Разница ожидаемого и предлагаемого дохода |
Директор по информационным технологиям (CIO) | 194 900₽ | 282 100₽ | 87 200₽ |
Руководитель отдела аналитики | 150 600₽ | 202 400₽ | 51 800₽ |
Генеральный директор, исполнительный директор (CEO) | 160 800₽ | 200 800₽ | 40 000₽ |
Технический директор (CTO) | 166 100₽ | 202 500₽ | 36 400₽ |
Операционный директор (COO) | 183 700₽ | 213 000₽ | 29 300₽ |
Начальник производства | 121 200₽ | 150 000₽ | 28 800₽ |
Руководитель филиала | 121 500₽ | 150 000₽ | 28 500₽ |
Финансовый директор (CFO) | 199 900₽ | 203 700₽ | 3 800₽ |
Руководитель отдела маркетинга и рекламы | 150 000₽ | 150 000₽ | 0₽ |
Коммерческий директор (CCO) | 202 100₽ | 200 200₽ | -1 900₽ |
Руководитель отдела логистики | 133 800₽ | 131 600₽ | -2 200₽ |
Руководитель отдела персонала | 115 400₽ | 101 700₽ | -13 700₽ |
Директор юридического департамента (CLO) | 117 600₽ | 101 100₽ | -16 500₽ |
Директор по маркетингу и PR (CMO) | 198 800₽ | 179 800₽ | -19 000₽ |
Директор по персоналу (HRD) | 152 600₽ | 130 000₽ | -22 600₽ |
Интересно, что даже на фоне разрыва в зарплатах число вакансий в ряде направлений снизилось. За первый квартал 2025 года относительно аналогичного прошлогоднего периода сильнее всего просели предложения для директоров по маркетингу и PR (-41%), CIO (-34%) и руководителей отдела персонала (-19%). А вот вакансий для начальников производств стало почти в полтора раза больше (+47%). Общая динамика показывает, что бизнес становится избирательнее: если позиция некритичная — предложения урезают. Но если есть необходимость в производственных ролях или операционном управлении — спрос растёт.
Вместе с тем конкуренция на рынке управленцев тоже усиливается. В апреле 2025 года hh.индекс был рекордным у директоров юридического департамента — 146,2. Это значит, что на одну вакансию претендует более 140 кандидатов. Высокие значения также у CEO (48,5), COO (45,5) и CIO (43,2). А вот наименее конкурентные позиции — у начальников производства (13,5), директоров по персоналу (16,5) и финансовых директоров (16,7).
«На рынке управленцев всё чаще сталкиваются две реальности — высокая конкуренция среди кандидатов и растущая осторожность со стороны работодателей. Компании не спешат разбрасываться предложениями, особенно если речь идёт о стратегических ролях. При этом сами соискатели, особенно с богатым опытом, не готовы занижать свои ожидания, что и формирует разрыв. На этом фоне выигрывают те, кто не просто показывает богатый профильный опыт, но и умеет адаптироваться под задачи бизнеса и говорить с работодателем на одном языке», — комментирует Мария Игнатова, директор по исследованиям hh.ru.
Рынок труда для
Присылайте свои комментарии к ситуации на digital-рынке (короткие или развёрнутые, во втором случае сделаем вам полноценную колонку в статейной ленте Коссы):
Email: 42@cossa.ru
Телеграм: @cossawer
VK: vk.com/cossa

WB + внешняя реклама
Управляй рекламой и анализируй конкурентов на Wildberries
Подключай бесплатные инструменты для селлеров в PromoPult:
- Биддер ставок.
- Мониторинг позиций в поиске и категориях ВБ.
- Дашборды с результатами рекламы.
- Аналитика продаж, выручки, ставок конкурентов.