Как зарегистрировать товарный знак с неохраняемым элементом

19 августа 2025, 09:12
0

Как зарегистрировать товарный знак с неохраняемым элементом

Казалось, что регистрация товарного знака станет для владельца шоу-рума формальностью. Но Роспатент отказал: в названии оказался неохраняемый элемент. История могла закончиться потерей бренда.
Как зарегистрировать товарный знак с неохраняемым элементом

Расскажу, как удалось оспорить решение ведомства.

Регистрация бренда: проблемы

Предприниматель обратился в «Железно», чтобы зарегистрировать для шоу-рума товарный знак MIO BOUTIQUE. Случай был непростым по нескольким причинам:

  • Зарегистрировано уже много похожих брендов. 

  • У знака есть неохраняемый элемент. Это могло стать преградой при регистрации.

Неохраняемые элементы – это слова, права на которые нельзя зарегистрировать. Они не могут кому-либо принадлежать. С их помощью продавцы могут описывать свои товары, услуги или компанию. 

К неохраняемым элементам относятся: 

  • Общие названия видов деятельности (бутик, булочная, кафе).

  • Термины из науки и техники (кадастр, вакцина, интернет)

  • Названия товаров (мебель, хлеб, стол).

  • Описательные слова (цветочный, свежий, online).

  • Буквы, цифры и их простые сочетания (А, 9, 36, SDVK).

  • Простые картинки и символы (линии, геометрические фигуры, значки ?, #, °C).

  • Реалистичные изображения.

  • Частые фамилии (Иванов, Петров, Сидоров).

  • Доменные зоны (.рф, .com,  .kz).

  • Государственные символы (флаг, герб, эмблема).

  • Географические названия (Москва, Аляска, Киров).

Защита бренда

Менять название клиент не хотел. Наши эксперты решили дать знаку шанс на регистрацию. Мы подали заявку и получили предварительный отказ. Мешали три обозначения:

  • MIO

  • MIO shoes & accessories

  • МИО обувь & аксессуары

Также Роспатент проверял каждое слово отдельно:

  • MIO – местоимение со значением «мой». Это слабый элемент – он не влияет на значение знака.

  • Слово BOUTIQUE указывает на вид магазина. Это неохраняемое слово. И регистрация с ним запрещена.

Как мы выстроили защиту для бренда MIO BOUTIQUE:

Во-первых, подчеркнули различие знаков по значению. MIO BOUTIQUE на итальянском – «мой бутик». Это цельное словосочетание. Тогда как знаки MIO/МИО – это просто местоимение.

Во-вторых, доказали различие знаков по звучанию – букв и звуков в заявленном названии больше, чем в трех других. А слова shoes & accessories / обувь & аксессуары  – неохраняемые.

В-третьих, нашли примеры брендов, где слово BOUTIQUE охраняется. 

Специалисты Роспатента приняли доводы и вынесли решение в нашу пользу. Товарный знак зарегистрировали, хотя шансы были невелики.

Как доработать товарный знак 

Если предприниматель уже сформировал свой бренд, а в нем неохраняемая часть, её можно вынести из-под охраны. Такие элементы не будут защищены исключительным правом владельца знака. Это означает, что другие лица могут использовать эти элементы, даже если они включены в зарегистрированный товарный знак. 

Чтобы вынести часть товарного знака из-под охраны, достаточно указать указать это в заявке какие элементы исключаются из охраны. Также нужно предоставить обновленное изображение знака. 

Если вы не хотите делить название с другими компаниями, способ отстоять знак – доработать его.

Первое – создайте фантазийное слово. Для этого достаточно добавить к исходному слову отдельные буквы, приставки, суффиксы или целые корни.

Посмотрим, как можно доработать слово «аптека»:

Второе – добавить к «слабому» не охраняемому слову более «сильное» охраняемое. Словосочетание должно иметь смысл и вызывать новые ассоциации.

Сегодня в России зарегистрирован почти миллион товарных знаков. Это значит, что у предпринимателей все меньше шансов придумать уникальный бренд для бизнеса. Но если подобрать правильные аргументы, регистрацию пройдёт и знак с неохраняемым элементом.

Проверьте свой бренд на уникальность. В патентном бюро «Железно» проводим экспертную проверку бесплатно! Оставьте заявку:

Ответить?
Введите капчу