Аннулирование товарного знака за неиспользование. Как не потерять бренд

Что означает неиспользование товарного знака
Компания регистрирует товарный знак, чтобы использовать его в бизнесе — маркировать товары, размещать на вывесках, в рекламе. Но если компания закрывается или меняет направление деятельности, зарегистрированный бренд «простаивает».
Например, IT-стартап разработал уникальный сервис для логистики, а его название компания зарегистрировала как товарный знак. Спустя год проект остался без финансирования, разработку прекратили, компания закрылась. Однако бренд остался в реестре зарегистрированных товарных знаков, хотя и не использовался в бизнесе.
Роспатент не отслеживает неиспользование, зато это могут сдать конкуренты. Если они хотят зарегистрировать схожий знак, то вправе аннулировать мешающий бренд в Суде по интеллектуальным правам (СИП).
Особый случай неиспользования: компания работает под зарегистрированным брендом, но при этом меняет его элементы. Например, добавляет или новое слово, фразу или картинку — или убирает часть обозначения. Это тоже рискованно: конкурент может использовать ситуацию в свою пользу и аннулирует товарный знак компании.
Что нужно знать о процедуре аннулирования
Для понимания расскажу, каких действий ожидать, если кто-то попытается забрать ваш товарный знак.
1. Досудебные процедуры. Владельцу товарного знака, который по тем или иным причинам мешает другой компании зарегистрировать бренд, отправляют письмо. В нём предлагают добровольно отказаться от знака или продать его.
Бывают случаи, когда продажа – это действительно выгодно. Я уже рассказывала историю, как один из наших клиентов смог заработать на этом 800 тысяч рублей.
2. Обращение в СИП. Дело доходит до суда, если письмо осталось без ответа или в ответе был отказ.
Для суда истец представит доказательства, которые будут показывать намерения использовать похожий знак для конкретных товаров. Например, он покажет:
реальное производство похожей продукции,
возможность производить товары,
такой же или сходный знак за рубежом,
такое же или сходное фирменное наименование,
заявка на регистрацию такого же или сходного знака.
3. Для подкрепления своих намерений истец может собрать дополнительные документы:
договоры на создание упаковки или вывесок с похожим обозначением,
договор аренды производственного помещения,
договоры, в которых вы указаны как производитель,
договоры на поставку товаров или услуг,
договоры на создание упаковки или вывесок с похожим обозначением.
Как не потерять знак из-за неиспользования
Используйте товарный знак в том виде, в котором он зарегистрирован. Защищается только тот вариант, который стоит в свидетельстве на знак.
В случае существенных изменений знак защиту потеряет. А именно, если произошло следующее:
перевод на иностранный язык: Sunny Light → «Солнечный свет»;
транслитерация (передача буквами другого языка): «Золотая рыбка» → Zolotaya rybka;
добавление текста или картинки, меняющее суть знака;
удаление текста или картинки, меняющее общее восприятие знака.
Используйте знак для товаров и услуг, которые указали при регистрации. Иногда компания регистрирует бренд для одних товаров, а продает под ним другие. Так вы можете лишиться знака, а также получить жалобу от владельца схожего обозначения.
Фирма N зарегистрировала товарный знак для косметики, но продавала одежду. Это заметил ИП с похожим названием, официально оформленным для одежды. Предприниматель не давал разрешение торговать под его брендом, поэтому направил компании N претензию. В ней он потребовал прекратить продажу товаров и выплатить компенсацию 100 000 рублей. Компании N пришлось заплатить и убрать товары с продажи.
Сдайте знак в аренду. Если вы понимаете, что товарный знак не используется, то его можно передать в аренду. Так вы спасете знак и заработаете на нем. Для оформления аренды потребуется лицензионный договор. Его нужно обязательно зарегистрировать в Роспатенте.
Например, владелец спортивного магазина зарегистрировал знак 25 класса МКТУ (одежда) и 28 класса (игрушки и спортивные товары). Пока ему нужен лишь 25 класс для одежды, 28 он зарегистрировал на перспективу. Чтобы не лишиться знака, бизнесмен заключает лицензионный договор на два года с производителем спортивного оборудования (28 класс).
Если у вас есть вопрос по защите интеллектуальной собственности, обращайтесь в патентное бюро «Железно». Мы подробно проконсультируем по выбору нужных и перспективных классов МКТУ. Проведем предварительную проверку вашего обозначения и скажем, можно ли зарегистрировать его в неизменном виде или потребуется доработка. Деньги берем не за процесс, а за результат!
Оставить заявку можно на сайте «Железно», в WhatsApp по номеру +79229092784 или Telegram @pb_zhelezno.