Госдума приняла закон о защите русского языка. Что это значит для бизнеса?

Разберем, каких сфер действительно коснутся ограничения и когда можно использовать англицизмы.
В чем суть нового закона?
Подобная инициатива уже была - в феврале 2023 года Государственная дума обновила закон “О государственном языке РФ”. В 3 статье ФЗ появились сферы, для которых использование государственного языка обязательно. Например, рядом с англоязычным описанием товара стало необходимо размещать перевод на русский. Причем, тем же цветом и шрифтом.
Вскоре появилась еще одна инициатива - о защите русского языка в общественном поле. Закон приняли 17 июня. Он распространяет ограничения в использовании иностранных слов на указатели, вывески, информационные баннеры, наклейки на дверях магазинов и др. Перемены коснутся как оффлайн-магазинов, так и онлайн-ресурсов и маркетплейсов.
Как закон о защите русского языка скажется на бизнесе?
С 1 марта 2026 года предприниматели должны будут преподносить всю информацию для потребителей на государственном языке - то есть на русском. Можно дублировать текст и на других языках - по желанию продавца. Но равнозначно русскоязычному варианту.
По словам законодателей, такая мера защищает права граждан и исключает трудности перевода. Каждый должен понимать содержание рекламы, вывески или этикетки.
Что это значит? Больше никаких SALE, ATTENTION и OPEN. Вместо них - “РАСПРОДАЖА”, “ВНИМАНИЕ” и “ОТКРЫТО”.
В законе прямо сказано, что нововведения не касаются товарных знаков и фирменных наименований. Если вы зарегистрировали свое название в Роспатенте, не нужно его менять! Спокойно продолжайте использовать использовать свой товарный знак привычными способами.
Что делать предпринимателям, работающим под иноязычными брендами?
Если ваш бренд уже зарегистрирован в Роспатенте или находится на рассмотрении ведомством - вы уже сделали все необходимое для его правомерного использования.
Остальным предпринимателям, чей бизнес носит иноязычное название, с 1 марта будущего года предстоит:
- выбрать другое наименование - на русском;
- зарегистрировать свой бренд в Роспатенте.
Первый вариант грозит полным ребрендингом. Предпринимателям придется по новой вкладываться в узнаваемость. Все вложения в продвижение старого бренда “сгорят”. Особенно от этого пострадает средний бизнес и крупные торговые сети - придется разрабатывать новые логотипы, дизайн вывесок, заказывать и тиражировать рекламу.
Минус еще и в том, что выбрать уникальное русскоязычное название будет непросто. Ежедневно Роспатент принимает порядка 500-700 заявок на товарные знаки. Только за прошлый год в ведомство было подано 52 182 наименования на кириллице, и их количество растет.
Второй вариант - более щадящий. Регистрация товарного знака позволит и дальше использовать бренд без всяких изменений. А кроме этого - закрепит права на название за владельцем на ближайшие 10 лет.
Запретит ли Роспатент регистрировать товарные знаки на латинице?
Не исключено, что такая инициатива появится. Одобрят ли ее? Вряд ли.
Примерно половина всех товарных знаков, которые регистрируют наши предприниматели - иноязычные. Помимо них есть бренды иностранных заявителей. И те, и другие обеспечивают существенный приток государственных пошлин.
Запретить регистрацию брендов на других языках = отказаться от поступлений в бюджет.
А вот новый закон, напротив, простимулирует приход пошлин. Не все предприниматели готовы поменять привычные латинские названия на русские и обнулить вложения в маркетинг. Регистрация товарного знака спасет их от этого.
***
До вступления нового закона в силу остается чуть больше 8 месяцев. Средний срок регистрации товарного знака - 6-8 месяцев.
Это значит, что у предпринимателей, чей бизнес носит иностранное название, еще есть время подать заявку в Роспатент и получить права на бренд.
Главное - не паниковать на волне новостей и подойти к регистрации с холодной головой:
- подобрать классы МКТУ в соответствии с товарами/услугами;
- проверить, свободно ли название;
- и только потом подавать заявку в ведомство.
Если вам нужна экспертная консультация по вопросам интеллектуальной собственности, свяжитесь с нами, оставив заявку на сайте федерального патентного бюро "Железно".
Также можете обратиться в WhatsApp по номеру +79229092784 или Telegram @zhelezno_pb.