OTM
19 апреля 2013, 13:25

Библиотекари будущего

Обработка данных обещает стать одной из самых востребованных профессий будущего. (Особенно среди «бездельников», которые не хотят работать руками и выращивать насекомых для обеспечения белком разросшегося населения Земли).

Уже сейчас американцы переименовывают librarians (библиотекарей) в cybrarians (проводников в интернете?). Профессия «knowledge broker», то есть «посредник по добыче знаний», давно красуется в футурологических списках рядом с голограммерами и водными трейдерами. Взяв чтение книг в качестве примера, мы решили изучить, как интернет помогает упорядочить всё обилие информации, которое сам же и порождает.

Переварите за меня

Если с краткими пересказами художественной литературы было покончено еще в школе, то дайджесты бизнес-книг пользуются спросом и среди взрослых.

Например, сервис за 10 долларов может прислать 12-тистраничную выжимку длиннющего бестселлера. Звучит заманчиво, даже книгоиздатель и автор книг по маркетингу Игорь Манн в свое время не удержался: Я попробовал пользоваться такими сервисами — и отказался от них. Это как с Вуди Алленом, который сказал: „Я освоил скорочтение, прочитал „Война и мир“ — это о России“. Я не готов читать чьи-то экстракты и выжимки — мне нужен оригинал, мне важны мои выводы и мое мнение по книге.


Однако для ознакомления с содержанием такие сервисы вполне могут подойти. Иногда даже не приходится платить — то же краткое содержание «7 навыков успешных людей» можно найти на Википедии. Корпоративная подписка на такой сервис представляется идеальным составляющим программы лояльности для сотрудников (ну, или намеком на то, что времени на полноценное чтение у них не останется).

Помогите мне казаться умным

Жители Интернета постоянно живут в состоянии «FOMO» — боязни что-то пропустить (fear of missing out), и списки must have’ов помогают им создавать иллюзию для самих себя, что они в курсе.

Afisha.ru периодически выдает спецпроекты с гарантирующими названиями: «200 нон-фикшн-книг и фильмов всех времен» или же «История российского Интернета». Портал lookatme.ru предлагает менее масштабные, но от того и менее предсказуемые обзоры типа «10 неочевидных способов скоротать время в аэропорту» или же «10 фильмов о теории заговора».

Избавиться от чувства вины, если дальше ознакомления со списком дело не пошло, поможет книга находчивого француза Пьера Байяра «Искусство рассуждать о книгах, которых вы не читали».

В ней автор успокаивает, что прочитанных книг вообще не существует. Есть лишь в разной степени не прочитанные. Но автор не так-то прост. Как истолковал Лев Данилкин в своей рецензии в «Афише»: Сама конструкция, выдуманная им, вовсе не сводится к „долой стыд, читать не надо“. Борхесианская, изощренная, парадоксальная мысль: контакт с непрочитанными книгами может дать больше, чем с прочитанными; рассуждать о непрочитанных книгах перспективнее, чем читать „по-честному“, потому что в таких беседах человек начинает выдумывать — и от пассивного потребления переходит к творчеству. Чем не чтение в стиле web 2.0., когда стартовый пост представляет собой, отчасти, лишь повод для дискуссии и мгновенно распадается на комментарии и отсылки к другим опытам?

Найдите за меня

Рекомендательная платформа Surfingbird — это классические data miner’ы, которые пытаются облегчить жизнь как и окружающим, так и себе. Тематические рассылки для более чем полумиллиона пользователей готовит команда из 15 человек. Редакторский контент составляет лишь 10%, остальное — чистая математика. Хотя отдельного сервиса по рекомендации книг нет, а в разделе «Книги» мне выпало w-o-s’овское гадание на «Критике чистого разума» Канта, вполне можно предположить, что кастомизированные обзоры книг возможны. Единственное их условие — получение максимально большого количества обратной связи от пользователя. Именно поэтому во время серфинга по Surfingbird мне настойчиво предлагают выразить свое мнение кнопкой нравится / не нравится. И именно поэтому рекомендациям книжных интернет-магазинов, теоретически, можно доверять, но только после плотного взаимного сотрудничества: вы им — периодические покупки и нажатие «нравится», они вам — все более точные рекомендации.

Дайте 100%-ную гарантию

Больше всего мы доверяем советам от проверенных людей. Собственно, на этом и построены книжные социальные сети. Автор статьи в свое время зарегистрировалась в Goodreads. Правда, второй раз зашла туда спустя много месяцев, во время написания этой статьи, и с интересом обнаружила, что 6 из 36 Facebook-друзей там весьма активны. Я не воспринимаю Goodreads как социальную сеть, — рассказывает Оксана Гошва, основатель агентств HOSHVA PR & HOSHVA Digital, сейчас учится в бизнес-школе IE, — Для меня это скорее мобильный архив собственной библиотеки. Я люблю все раскладывать по полочкам, а Goodreads помогает увидеть картинку прочитанного и придерживаться плана чтения из New Year resolutions”.

От того, что в интернете сейчас можно услышать мнение любого, совет по-настоящему умного человека не стал менее ценен. Макс Бурцев, креативный директор рекламного агентства Arriba!, полагается только на проверенных людей: Слежу за блогами трех креативных директоров: Дейв Тротт, автор книги Creative Mischief, Bob Hoffman, автор книги 101 Contrarian Ideas on Advertising и Luke Sullivan, автор книги Hey, Whipple, Squeeze This. К их рекомендациям о книгах прислушиваюсь, в остальном процесс носит хаотичный характер.

Что и говорить, Интернет предоставляет множество инструментов поиска книг. Жаль, что все еще нет онлайн-сервисов, помогающих сформулировать собственное мнение о прочитанном, интерактивных заменителей литературного вкуса и симуляторов интеллекта.

Не пропустите!

Как делать рассылку, от которой не отпишутся: главные принципы полезной и интересной рассылки
Паразайт — отложенный постинг, аналитика и личные сообщения в Инстаграме.
Как в три раза снизить стоимость заявки из Google Рекламы, даже если вам кажется, что с кампанией вс...
5 способов создания креатива в Instagram. Советы креативного стратега Facebook
Кровь, менструация и Каннские львы. Кейс на сложную тему из Украины
План обучения младшего дизайнера в IT-Agency
Ссылки в Instagram: где ставить, куда вести, что рекламировать
Кейс. Заполняем ресторан с помощью соцсетей: у нас две недели и 60 $ на рекламу
15 базовых SEO-советов о том, что сделать при переносе сайта на новый движок
«Нет ничего глупее, чем мода». Мысли дизайнера о верстальщиках, трендах и самообучении
Под непрерывным прессингом. Всё чаще YouTube-блогеры переживают стресс и выгорание
Доступно каждому, пользуются единицы: 8 полезных инструментов интернет-маркетинга

Комментарии:

Реклама


📰 Чем живёт digital.
Главное — в рассылке:




Вход на cossa.ru

Уже есть аккаунт?
Выбирай любой вариант входа:
Facebook Vkontakte

Используйте свой аккаунт в социальной сети Facebook или Вконтакте, чтобы пользоваться сайтом

Не забудьте написать email на странице своего профиля для управления рассылкой