Кому нужна digital стратегия или что вы едите на завтрак?
Еще до создания digital стратегии бренда необходимо изначально задать себе и компании два вопроса: каковы цели создания стратегии и кому она нужна? Если ответ на первый вопрос достаточно очевиден (количественные и качественные показатели отдельных проектов и в целом положение бренда на рынке после определенного времени), то ответ на второй вопрос может прийти не сразу. Решение есть: подумайте, что и зачем вы едите на завтрак, и ответ придет сам собой.
Многие компании стремятся создать стратегию развития бизнеса, доказывая тем самым, что бизнес перспективный и имеет шансы на успешное будущее. Эти же компании часто создают стратегии обоснованно, то есть их стратегии кому-то нужны и кем-то соблюдаются. Но мир меняется, меняются и стратегии:
- Мир рекламы меняется. Прямая реклама работает хуже, нужны новые форматы продвижения, отчего возникает больше неопределенности и еще большая необходимость в новых форматах продвижения;
- Мир брендов меняется. Цели в digital среде перерождаются из «хочу продвижение» на «хочу положительный эффект на бизнес»;
- Восприятие людей меняется. Происходит переход от восприятия рекламы к прямому обоюдному общению;
- И, наконец, критерии оценки меняются: от оценки единичного проекта до оценки его интегрированного эффекта.

Упускаете лиды?
Уже сегодня ваш трафик может стать в разы полезнее — при малых затратах по сравнению с «большой» рекламной кампанией.
Ведь в идеале вы хотите работать со всеми, кто вообще интересовался продуктом. А так можно было?
В этом неустойчивом мире стабильной остается и будет оставаться одна необходимость — необходимость в правильном завтраке. У полезного завтрака и современным пониманием digital стратегии есть кое-что общее:
- Осознанность (понимание того, что вы «едите» и зачем);
- Баланс (соблюдения баланса «полезных веществ»);
- Назначение (обеспечение энергией — вас или бизнеса).
Итак, кому же нужна такая digital стратегия, которая включает в себя вышеперечисленные параметры?
Для этого рассмотрим несколько ситуаций взаимоотношений между клиентом и агентством:
| «Хочу» | «Надо» |
| |
---|---|---|---|---|
Клиент | Что хочет клиент | Что клиенту действительно нужно | ||
Агентство | Что предлагает агентство | Что агентство должно предлагать |
1. Идеальный мир — вкусный и полезный завтрак
К этой ситуации, конечно же, нужно стремиться. Помните, что говорят врачи о полезном начале дня? Да, это залог его успешного продолжения. Так и с digital стратегией: если во взаимоотношениях с самого начала «надо» клиента совпадает с пониманием «надо» агентства, то разработанная digital стратегия имеет все шансы на ее успешную реализацию и эффективность результатов. Такая стратегия нужна в первую очередь, а еще она нужна вот этим игрокам бизнеса:
- Бренд — менеджеру, так как именно он в курсе всех активностей бренда и утверждает единую картину продвижения;
- Digital менеджеру, так как именно он является связующим звеном между production и недостаточной digital экспертизой;
- Всем тем, кто принимал участие в проекте со стороны агентства, т. е. присутствует интерес не только денежный, но и смысловой (почувствуйте разницу между «все работают над единой задачей/целью» и «все работают над единым заданием/целью», где первый вариант правильный).
Такой мир не является утопией, он становится реальностью, когда одна сторона мотивирует другую.
2. Когда желания не совпадают со здравым смыслом — ситуация № 2
Очень стандартная ситуация, к сожалению, когда «хочу» клиента превосходит все здравые смыслы. Такой подход приводит к:
- Неправильному распределению бюджета (например, печать брошюр с QR кодами и использование их там, где ЦА не знает, как ими пользоваться или, в принципе, не пользуется смартфонами);
- Несоответствию единой стратегии бренда (например, создание непринужденного общения в группе в vk.com, тогда как бренд в целом должен следовать эксклюзивному позиционированию);
- Искажению приоритетов: агентство имеет больший интерес предлагать дорогостоящую идею, которая по факту может быть не самой эффективной для бренда в долгосрочной перспективе.
Digital стратегия здесь не поможет и никому не нужна. Необходимо первично разобраться с проблемами внутри компании (зачастую третьей стороне виднее).
3. Когда вы хотите фаст-фуд и вам его рекламируют — ситуация № 3
Эта ситуация из серии тех, когда клиент недоволен работой агентства. Можете сказать, что это обычная ситуация, но это не совсем так. В данном случае нет правых — все следуют неправильным приоритетам, думая о своих «хочу», а не о здравом смысле (как клиент, так и агентство). Похоже на рекламу вредного фастфуда — она вездесуща и вы «ведетесь», не думая о последствиях.
Что происходит?
- Бюджетные рамки клиента и идеи агентства не находят друг друга;
- Между агентством и клиентом нет доверия, ведь каждый следует своим желаниям;
- Практически нет возможности прийти к единому мнению, засчет чего бренд стоит на месте. Можно провести аналогию с известной фразой, которая ни к чему обычно не приводит — «мы вам перезвоним».
И здесь digital стратегия не поможет и никому не нужна. Необходимо устранить недоверие, а лучший способ этого достичь — повысить компетенцию как клиента, так и агентства.
4. Когда фастфуда слишком много и вы не знаете, что выбрать — ситуация № 4
Это digital рынок России. Да простят мне агентства, но есть куда стремиться. Здесь возникает ситуация выбора лучшего из того, что не очень подходит в целом, по мнению клиента.
- В таких ситуациях главную роль играет случай, а не стратегическое развитие. Не правда ли так знакомы бесчисленные digital кейсы без конкретных положительных эффектов на бизнес? Хотя они сами по себе интересны и привлекательны;
- Мало экспертизы;
- Существует, тем не менее, высокая вероятность, что клиент и агентство придут к общему мнению, но слишком маловероятно то, что решение будет эффективным.
Как и с вредным фастфудом, просто не выбирайте его. Digital стратегия не нужна до тех пор, пока клиент не начнет работать с партнерами с высокой экспертизой (или достаточной).
5. Когда вы пытаетесь найти что-то полезное, но вам предлагают только фастфуд — ситуация № 5
Практически идеальная ситуация. Клиент знает, что действительно нужно для эффективного развития бренда, но просто не получает качественных предложений со стороны.
В данном случае digital стратегия возможна и может быть реализована при определенном контроле. Digital менеджер разрабатывает стратегию и обладает соответствующей экспертизой, сам выбирает, с кем работать, сам принимает решения и несет ответственность за результат.
6. Когда вы продолжаете есть фастфуд, хотя вам предлагают более полезный вариант — ситуация № 6
Ситуация, когда клиент не обладает digital экспертизой и не принимает ее со стороны. Не думайте, что в данном случае digital стратегия кому-либо нужна. Даже если и нужна, то работать эффективно она не будет.
На тему могут быть два критикующих мнения: «это все теория» и «где здесь digital». Но зная теорию, мы можем принимать правильные решения на практике. К сожалению, до сих пор распространен стереотип, что digital — это отдельная индустрия. Digital — это бизнес, а бизнес делают люди. Возможно ли игнорировать вопрос взаимоотношений?
Источник картинки на тизере: Memeburn
Лично мне имея понимание зачем нужны эти ваши стратегии, после прочтения стало не понятно.
Возможно на тех кто и правда не понимал зачем и кому, стало наоборот понятно.
1) что он хочет
2) что ему на самом деле нужно
3) каким образом этого можно максимально эффективно добиться.
До тех пор, пока агентства будут приходить на встречу не с вопросами, а с прайсом,
ситуация сильно не изменится.
И даже пресловутая "тупость" клиента, когда он настаивает на заведомо невыгодном для себя варианте - не оправдание для агентства: не смогли убедить в своем решении - плохо убеждали. А если вы не хотите выполнять бесполезную работу - имейте смелость отказаться от нее.
Стратегия состоит из текущего состояния, финальный целей и траектории движения к ним. Результат реализации стратегии должен сравниваться с предполагаемыми целями на каждом этапе - тогда будет возможность исправить или улучшить процесс без серьезных последствий.