OLYMPIA
24 августа 2011, 00:00
4353
0

Социальные медиа и массовые беспорядки

Последнюю неделю главной новостной темой стали погромы в Лондоне. Вчера появилось сообщение о том, что беспорядки угасают, а мэр города Дэвид Кэмерон выступил с речью. Она содержала несколько тезисов, в том числе не последняя роль в событиях отводилась социальным сетям.

В Западных СМИ нередки заголовки о «роли social media в лондонских погромах». Но нужно ли говорить о том, что Интернет сегодня стал таким же обычным инструментом коммуникации, как когда-то были почтовые письма и телефон? Не использовать новые возможности значит вернуться назад лет на пятьдесят. И было бы просто глупо, обращаясь к ним ежедневно, забыть о них тогда, когда конкретная идея требует привлечения широких масс.

Интернет упрощает путь к популярности и мировым переворотам. Мы это поняли, когда появились первые звезды ютьюба и закрепили, когда в социальные сети пришел бизнес. В период «революций нового типа», они же «твиттерные революции», СМИ объясняли, что Twitter — не игрушка, а важный политический инструмент. Редкий читатель, увидев в новостях про лондонские погромы знакомые Facebook и Twitter, обратил на них внимание — кого этим удивишь? Только слова Дэвида Кэмерона о контроле за доступом к social media все же вызвали интерес.

Профессор Янг (Yong) в статье «The Revolt of China’s Twittering Classes» отметил, что за последние годы Twitter стал ведущей платформой многих кампаний за права человека, и это приведет к реальным изменениям. Марк Файфл (Mark Pfeifle), бывший советник по безопасности США после волнений в Иране даже предлагал выдвинуть создателей Twitter на соискание Нобелевской премии. По его словам, Без Twitter жители Ирана не смогли бы почувствовать себя уверенно и встать на защиту свободы и демократии.

Стоит ли придавать социальным сетям такое значение? У группы в Facebook, посвященной памяти Марка Дуггана, почти 29 000 читателей. Каждое сообщение одобряют около 150 человек. Но можно ли сказать, что без этой страницы они отнесутся к смерти Марка по-другому? Социальные сети служат скорее отражением мыслей и чувств — люди привыкли делиться информацией в Facebook, где можно объединиться вокруг страницы, они сделали это и сейчас.

Все же, не все соглашаются с ролью социальных платформ как двигателя массовых беспорядков. В период «твиттерных революций» политолог Игорь Джадан писал: При анализе революционных событий последней волны нередко преувеличивается роль новых информационных технологий, и упускается значение этно-культурного единства, без наличия которого технологии не имели бы никакого значения. Ведь прежде чем со-организоваться в блогах, активисты арабских беспорядков должны были изначально говорить и думать на одном языке, обладая при этом чувством солидарности и сочувствия. Иначе никакой организации не получилось бы, а дело закончилось бы элементарной грызнёй в лагере оппозиционеров — хорошо знакомая в России ситуация.

Кроме того, полгода назад существовали очевидные предпосылки: арабский мир устал мириться с коррупцией, бедностью и авторитарным режимом.

Самым ярким оппозионером такого преувеличения стал корреспондент New Yorker Малкольм Гладуэлл (Malcolm Gladwell). Еще в октябре 2010 года его статья «Why the revolution will not be tweeted» вызвала сильный резонанс в США. В интервью CNN автор отметил, что Twitter или Facebook могут использоваться демонстрантами, чтобы поддерживать связь, но они не играют решающей роли, когда речь заходит о таком явлении, как революция. В качестве примера Малькольм вспоминает демонстрантов в Восточной Германии, которые добились краха Берлинской стены без социальных сетей. Малькольм утверждает, что двигатель массовых протестов — «крепкие связи».

Недостаточно быть другом в Facebook — поднять революцию может только недовольная масса, объединенная общей целью.

В книге американского политолога Евгения Морозова (родился в Белоруссии) «Сетевой обман: темная сторона интернет-свободы» (The Net Delusion: The Dark Side of Internet Freedom) описано, как государство использует интернет для подавления свободы слова и успокаивает население цифровыми развлечениями. Евгений отмечает, что обращая внимание на новые возможности сети, страны не отмечают ее влияние на закрепление власти и делает движение к демократии еще более сложным. Кроме того, государство легко может отслеживать действия людей в Twitter, чтобы предвосхищать нежелательные события или использовать социальные сети в своих целях.

Американский социолог Марк Грэноветтер, (Mark Granovetter) называет результатом общения в Twitter развитие «силы слабых связей». Люди передают информацию друг другу, разделяя общую идею. Они обмениваются роликами, приглашают на встречи, предлагают принять участие в мероприятиях или политических акциях. Нельзя отрицать, что социальные сети как ничто другое позволяют собирать огромные массы, и именно этого опасаются главы государств.

Постоянный поток в Facebook или Twitter заставляет людей мыслить быстро и зачастую воспринимать информацию поверхностно. Есть ли у нас время серьезно обдумать свое решение? По мнению Малькольма Гладуэлла, раньше массовые действия приходилось заранее четко планировать и прорабатывать, а сейчас это во многом происходит неосознанно. По-прежнему невозможно точно сказать, что побуждало лондонцев участвовать в погромах: защита прав человека, социальное неравенство, желание неблагополучных подростков развлечься или просто стадное чувство, усиленное социальными медиа.

Добавим, что история благоприятно сказалась на работе британских СМИ: исследование Newspaper Society отмечает резкое увеличение посещаемости порталов, а печатные газеты выпускают дополнительные тиражи.

Стань перформанс-маркетологом за 19 недель!

Перформанс-маркетинг — это комплексный маркетинг в диджитал-среде. Знакомые каждому маркетологу понятия тут приобретают новый потенциал, ведь в диджитал можно измерить буквально каждое движение!

Научиться перформанс-маркетингу — значит научиться мыслить точно измеряемыми категориями. Освоить инструменты, усиливающие вашу интуицию чёткими цифрами. Изучить тонкости оперативной аналитики.

Хотите успеха в интернет-продвижении — без перформанс-маркетинга вам не обойтись. Для его изучения Cossa рекомендует онлайн-курс курс Перформанс-маркетолог.

Старт занятий уже в ближайшее время!

Реклама

✉️ Самое интересное шлём по почте, не чаще двух раз в неделю.

Комментарии:

Ответить?
Реклама

Чем живёт digital.
Главное — в рассылке:




Вход на cossa.ru

Уже есть аккаунт?
Выбирай любой вариант входа:
Facebook Twitter Vkontakte

Используйте свой аккаунт в социальной сети Facebook или Twitter, чтобы пользоваться сайтом

Не забудьте написать email на странице своего профиля для управления рассылкой