От эргономики к Human Experiens c Дмитрием Сатиным. Читайте на Cossa.ru

В этом разделе материалы размещаются пользователями сайта и публикуются после одобрения модератором. Редакция не несет ответственности за орфографические и другие ошибки, хотя и старается исправлять их по мере возможности.
Добавить свою заметку вы можете на этой странице.
11 января 2012, 09:18

От эргономики к Human Experiens c Дмитрием Сатиным

Могут ли московские специалисты эффективно вести бизнес на Урале?
Что дает персонализированный маркетинг вашей компании?
О чем стоит задуматься, перед тем как открывать интернет магазин?

Полный текст интервью с Дмитрием Сатиным:

Дмитрий, расскажи, как ты пришел к теме юзабилити?

Это довольно загадочная история, полная неожиданностей. Я психолог по образованию, закончил МГУ им. Ломоносова. В юзабилити я попал случайно.
Одна часть моей личности хотела заниматься философией, но философия в советские времена это Марксизм и Ленинизм… В один момент мне подсказали, что есть такая вещь, как психология и я подумал, что психология это и есть философия, но только экспериментальная. Еще до ВУЗа я был заядлым компьютерщиком. Отсюда получается, что мое гуманитарное начало, сочетается с техническими склонностями.
Когда я закончил факультет психологии, меня пригласили поработать в некий аналитический отдел когнитивной эргономики, тогда это еще не называлось юзабилити. Задача была конкретная. Трейдеры РТС пользовались неким софтом, который был плох. Нужно было, в техническом смысле, его модернизировать и заодно сделать нормальные графические интерфейсы. Соответственно для этого были необходимы люди, которые скажут, какие интерфейсы нужны. Мы начали этим заниматься, быстро втянулись в профессию с экспериментально – психологическими навыками. Потом, мы начали развиваться, читать западную литературу и поняли, что теперь мы юзабелисты.

МегаФон ПроБизнес

Получите Кешбэк 100% за запуск рекламы с МегаФон Таргетом!

Узнать больше >>

Реклама. ПАО «МегаФон». ИНН 7812014560. ОГРН 1027809169585

Ты второй раз приехал к нам на Урал. Что это за место лично для тебя? Место поиска клиентов, кадров, источник вдохновения?

Если ты спрашиваешь о нашей экспансии, о том, что мы вышли за пределы МКАДа, то мы сделали это не для того, чтобы захватить мир и найти новых клиентов. Это все условные шаги. На самом деле истинный мотив в другом. Мы понимаем, что сидя в Москве, нам не создать филиалов, потому что мы не можем бросить уже наработанную клиентскую базу и на что – то переключиться. Наше появление в других городах связанно не с тем, что мы посидели и стратегически сказали, нам нужен Урал. Мы появляемся там, где появляются люди, которые разделяют наши ценности, готовы развиваться.
Некоторые уральские компании стремятся нанять людей из Москвы, но я считаю, что с уральскими компаниями должны работать уральские специалисты. На деле москвичи не могут быть максимально эффективными, потому что они не адекватны к уральским ценам. Можно им заплатить один раз, но второй раз подумаешь, а стоит ли. Они приезжают со своими московскими представлениями о том, как устроен мир. А мир для них устроен специфически, он ограничен экраном. Я просто иронизирую, но они на самом деле могут не чувствовать то, чем живут люди на Урале. Для них ценности организованны совсем по-другому.
Одна из наших западных коллег Апало Чиван сказала, что невозможно быть успешным, когда ты вырван из культурно-социального контекста. Ты должен быть внедрен туда. Ей достаточно легко было это обосновывать, потому что Индия, это другая планета. Ты никогда не догадаешься, что они делают в стиральной машине. Это другая культура и мы со своими универсальными технологиями можем не попасть в цель. Поэтому люди должны быть здесь, они должны быть местные, а мы можем только дать некоторую свою культуру, свое видение, можем контролировать или сопровождать работу.
И все же, для меня Урал, как и все остальные места, где мы появляемся, это возможность получить разнообразие опыта и только в этом смысле для меня есть ценность расширения. Профессиональный же смысл расширения заключается в том, что разрозненные географические коллективы, которые, тем не менее, интегрированы внутри, создают информационный обмен. Это способствует быстрому профессиональному росту. Мне кажется это отличная модель для бизнеса в консалтинге. Урал – это точка разнообразия, Урал есть и он самобытен, он отличается. Это для меня возможность открытия новых людей.

Видишь ли ты UsabilityLab за рубежом?

Вижу. У нас был такой опыт в Израиле, пусть и не удачный, но все же опыт. В этом году мы пообщались с людьми из Калифорнии, которые были бы рады поддержать нас в этом развитии. Но тут мы немного испугались и пока решили отложить это. Америка, это страна из которой все пришло, она достаточно сильно населена юзабилистами.

Ты несколько лет ездишь по России, Украине, Беларуси и выступаешь на конференциях. Что для тебя эти выступления?

Началось все с того, что мы поймали некоторую золотую жилу, я имею ввиду, осознали каким должен быть наш маркетинг. Не имея опыта ни в рекламе, ни в продвижении мы стали ездить на конференции. Наши первые выступления были унылыми. Но, тем не менее, мы бросились в омут с головой, обросли мускулами, навыками и поняли, что мы можем действительно рассказать что-то важное, стоящее.
Отметившись одним хорошим докладом, тебя начинают приглашать на конференции все чаще и чаще, надеясь, что ты сделаешь лучший доклад. Ты попадаешь в некоторый порочный круг, начинаешь конкурировать сам с собой, боишься, что тебе скажут все, Сатин начал повторяться. Каждое выступление, это большой труд.
Поймав жилу персонализированного маркетинга мы поняли, что наша компания должна продвигать себя, через своих фронт менов. Всем нужно быть на виду, это конкретное бизнес значение.
Расскажу одну историю. Мы работали на одну крупную Российскую страховую компанию. По задачам нашего проекта мы всегда настаиваем на том, чтобы мы разобрались в бизнес задачах, для этого нам необходимо поговорить с людьми, принимающими решения. У нас молодой коллектив 20, 25 лет. Эта молодежь должна проинтервьюировать вице-президента компании заказчика. Часто получается так, что нашего сотрудника просто не допускают до главы, мол, вице-президенту не прилично говорить со столь молодыми людьми. В этот момент я понимаю, что время было упущено. На самом деле рынок и наш клиент должен был знать нашего сотрудника, как эксперта значительно раньше. Он должен был выступать на конференциях, много и вкусно показывать, как он работает, чтобы, когда он придет к вице-президенту ни кто бы, ни указывал на возраст. Мы понимаем, что наша задача, это быть абсолютно открытыми, показывать свой персонал, воспитывать этот персонал и выталкивать на конференции.

Если говорить про интернет магазины. Как ты считаешь, имеет ли смысл открывать интернет магазин наобум, не заказывая его у профессионалов по проектированию?

Представь себе, что человек не умеет водить автомобиль, а мы ему говорим, давай попробуй, но только еще для веселья завяжи глаза и хорошенько выпей. Исход понятен. Метафора конечно глупая. Понятно, что человек не пострадает физически. Финансово да, он потеряет. Быть может, это его чему-то научит. Многие тратят большие деньги, пытаясь сделать что-то сами не обращаясь к профессионалам. Они теряют деньги. Конечно, есть много источников, которые можно изучить, например, мы часто выкладываем на нашем youtube канале обучающие лекции. Но изучая все самостоятельно, вы тратите время.
Последняя время, выступая на конференциях, я пытаюсь донести до людей, что такое бизнес. Я намекаю, что бизнес, по сути своей не должен заканчиваться только получением прибыли, он основан на том, что мы удовлетворяем чьи-то потребности. То – есть получается бизнес, это некая служба и поняв это, мы можем сказать, что мы клиентоориентированны. Тогда получается, что интернет магазин в твоем примере не должен начинать с того, что у меня есть видение и я хочу его попробовать. Это не бизнес. Первое, что я должен сказать себе, это какую потребность я хочу удовлетворить и у каких людей. Не обязательно идти к юзабелистам, пойди к тем людям, чью жизнь ты хочешь изменить и тогда, ты точно узнаешь, что ты сможешь делать иначе. Именно когда ты смотришь на разные ошибки, ты понимаешь, люди не достаточно смотрели на своего потребителя.

Думаешь ли ты о переезде за границу или хочешь жить и работать в России?

Этот вопрос для меня достаточно тяжелый. Ответ на него я знаю, но он мне не нравится. Да я хочу жить в России, потому что думаю, что с теми талантами, которые я в себе развил, я нужен России. Я не уверен, что могу быть столь же успешен в других языковых культурах. Мне придется очень много времени потратить на изучение этих культур и я, можно сказать, начну со стартапа, а мне бы этого не хотелось. С другой стороны в России нужно много чего менять и иногда кажется, что жизни не хватит. Мы все время переживаем, какие-то потрясения, которые заканчиваются тем, что наша молодежь начинает говорить, что нужно уезжать. Конечно, меня тоже затрагивает такая тенденция, я думаю о будущем детей. Но как профессионал я нужен здесь, а вот нужен ли я где-то еще это не известно.

Спасибо вам Дмитрий за очень интересное интервью!

Телеграм Коссы — здесь самый быстрый диджитал и самые честные обсуждения: @cossaru

📬 Письма Коссы — рассылка о маркетинге и бизнесе в интернете. Раз в неделю, без инфошума: cossa.pulse.is

✉️✨
Письма Коссы — лаконичная рассылка для тех, кто ценит своё время: cossa.pulse.is


Вход на cossa.ru

Уже есть аккаунт?
Авторизуйся через VK:
Vkontakte
Не забудьте написать email на странице своего профиля для управления рассылкой