Добавить свою заметку вы можете на этой странице.
Зачем веб-студии делают сайты в убыток
На рынке настолько большой разброс в ценах на создание
Недавно мы провели мониторинг цен на сайты в Москве. Из исследования явно следует, что большинство студий, предлагаю сайт с очень низкой наценкой, а то и себе в убыток. Зачем они это делают, и какие в этом есть риски для клиента?
Конечно, приятно купить что-то очень дешево, с огромной скидкой. Однако, как у любого товара на распродаже, дешевые или, точнее, убыточные сайты имеют ряд ограничений. Давайте их обсудим.
Демпинг на типовые сайты
Большинство студий сегодня предлагают клиентам так называемые типовые или готовые сайты. Типовой сайт не требует работы программиста, а если не требуется уникальный дизайн, то часы дизайнера и верстальщика в проекте тоже будут значительно сокращены. Это, безусловно, позволяет в разы сократить стоимость сайта.
Однако, сравнение наших расчетов себестоимости на популярные типовые сайты, такие как сайт-визитка или интернет-магазин, с ценами на рынке показало, что многие студии продают в убыток даже типовые сайты.
Расчет себестоимости сайта-визитки
По данным, накопленным в системе учета рабочего времени нашей компании, сайт-визитка на «Битриксе» с уникальным дизайном делается в среднем за 20 часов (работа продавца, менеджера проекта, дизайнера, верстальщика, программиста, контент-менеджера, тестировщика).
Что такое 20 часов работы студии? Если оценивать это в зарплатах (40-60 т. р.) + стоимость рабочего места + выплаты в фонды страхования и налоги с зарплат + расходы на рекламу, то в среднем час работы в студии с опытным персоналом стоит от 850 рублей.
Таким образом, себестоимость сайта-визитки на платной CMS, по самым скромным подсчетам, составляет 22 000 рублей. Нормальная студия заложит сюда еще прибыль, заплатит налог, вложит в свой фонд развития, учтет риски задержки проекта со стороны клиента.
Средняя цена на сайт-визитку на рынке — 36 000 руб.*
*по данным мониторинга компании «Интернет-клиент» для студий Москвы
Причины продажи сайта студией «в минус» или «в ноль» могут быть следующими:
- Студия не использует платные CMS;
- Не вкладывают в фонд развития и рекламу;
- Рассчитывают заработать в будущем на продвижении или поддержке;
- Не платят налоги, белые зарплаты;
- В регионах зарплаты меньше, чем в Москве, на Украине еще меньше, а в Китае рабство…;
- Не арендуют помещение или арендуют «гараж»;
- Молодые студии готовы работать в убыток ради опыта и портфолио.
Это неопасные для заказчика причины, они могут и не повлиять на качество и сроки. Такая ценовая политика скорее опасна для самой студии, ее существования и развития. Для клиента единственный риск состоит в том, что студия может просто не дожить до конца проекта…
А вот и опасные для заказчика «Скидки»:
- Обманывают (выдают шаблонный дизайн за уникальный, продают чужой сайт как есть, взламывают ключи от платной CMS);
- Программисты и верстальщики не знают SEO-требований к сайту и не делают соответствующих работ. В итоге — сайт не готов к SEO;
- Сайт в аренду или SAAS (нужно платить за сайт крохи, но всегда и невозможно воспользоваться услугами других студий);
- Используют дешевый неквалифицированный труд (зарплата ниже 30 т.р.);
- Нет гарантии и договора.
Выбирая разработчика, стоит определиться с какими факторами накрутки на себестоимость и «скидками» вы готовы согласиться, а что неприемлемо, — с каким уровнем зарплаты должны работать специалисты в вашем проекте. Хотите ли вы поддерживать китайского производителя и требовать от будущих российских программистов читать комментарии к коду на китайском, английском или украинском. Попробуйте с разработчиком сразу откровенно обсудить состав цены.
Сложные сайты тоже в убыток? А как же «Битрикс всемогущий»?
К сожалению, частенько сложные сайты тоже предлагаются по нереальным ценам!
Каждый месяц к нам приходит очередная жертва с брошенным недоделанным сайтом от исчезнувшей студии. Все как один заказывали сложный нетипичный сайт за недорого.
Кроме причин снижать цену, перечисленных выше, при оценке сложных проектов менеджеры молодых студий и, тем более, частные специалисты часто ошибаются.
Ошибки в оценке сроков и стоимости связаны, как правило, с отсутствием опыта аналогичной работы, отсутствием должного проектирования (составления технического задания, прототипа, архитектуры сайта) и незнанием возможностей движка. Начинающие программисты и проектировщики часто слишком наивно полагаются на функционал CMS, который может быть и с ошибками, и сырой, и не подходить клиенту в какой-то мелочи, но эта мелочь потребует серьезной переделки, на которую студия не рассчитывала.
Мы и сами постоянно ловим своих молодых специалистов на некорректной оценке сроков. Однако у нас есть страховка в виде опыта менеджеров и старших специалистов, а у клиента такой страховки — нет. И он искренне радуется, что нашел выгодный вариант.
Некорректная оценка сроков и стоимости — самая неприятная «скидка» от веб-студий. Ведь все вышеперечисленные «скидки» студии делают сознательно, а эту нет. Столкнувшись с осознанием того, что сайт в убытке, график сорван, клиент недоволен (и вряд ли купит продвижение и поддержку с таким настроением), студия может бросить проект, исчезнуть, сдать как-нибудь и когда-нибудь, делая проект ночами в свободное от работы время, свободными руками.
Как заказчику избежать такой ситуации? Все просто:
- Нетиповые сайты стоят дорого, от 300 000 руб. за самый простой нетиповой интернет-магазин;
- Нестандартные сайты делают опытные специалисты с хорошей зарплатой, а не студенты;
- Сложные сайты требуют длительного и детального проектирования. Так, если за сложный сайт с вас не просят денег за техническое задание и не предлагают прототип — это уже очень подозрительно;
- Сложные и высоконагруженные сайты — это всегда продукт командного творчества, так как требуются углубленные знания в каждой области (менеджмент, дизайн, программирование, проектирование, тестирование, серверное администрирование и др.). Поэтому сложный сайт не может создать команда численностью менее 8 человек (менеджер, проектировщик, дизайнер, верстальщик, программист, серверный администратор, тестировщик, контент-менеджер), и, тем более, один фрилансер или штатный «компьютерщик».
Резюмируя все вышесказанное, можно посоветовать владельцам веб-ресурсов при выборе студии для создания сложного или высоконагруженного сайта ориентироваться на крупные веб-студии, которые специализируются на сложных сайтах много лет.
И закончить статью хотелось бы анекдотом, к сожалению, очень актуальным на нашем рынке.
Телефонный разговор:
— Вы сайты делаете?
— Да! — отвечает голос шепотом.
— А почему вы говорите шепотом?
— Я на алгебре…
Автор: Смирнова Мария, директор web-студии «Интернет-клиент»