Инструменты для анализа социальных медиа в Рунете
Чтобы построить сильное сообщество вокруг компании, ее бренда и продуктов, нужно слушать и слышать своих клиентов, вовремя реагировать на критику. Для этого существует множество сервисов мониторинга и аналитики. Однако большинство из них зарубежные и не умеют работать с российскими социальными медиа. К счастью, есть и целый ряд российских сервисов, работающих с отечественными площадками — о них мы и поговорим в этой статье.
Публикуется на правах рекламы
Brand Analytics
Система проводит мониторинг упоминаний бренда, товаров и услуг компании в социальных медиа и автоматически определяет тональность сообщений, которая анализируется лингвистическими методами, что позволяет разработчикам говорит о точности порядка 90%. Обширный список источников для мониторинга — крайне важный параметр для подобных сервисов, и здесь с этим все в порядке: помимо привычных Twitter, Facebook, «ВКонтакте» cистема Brand Analytics умеет мониторить «Одноклассники», Instagram и LinkedIn.
Упоминания отслеживаются в режиме реального времени (1–2 секунд для Twitter, несколько минут для остальных источников). Кроме того, прямо из интерфейса системы можно отвечать пользователям соцсетей — такая возможность есть для Twitter, Facebook и «ВКонтакте». Также в Brand Analytics есть возможность групповой работы одновременно нескольких человек.
Эффективная и выгодная реклама с сервисом от МегаФона
Широкий выбор рекламных каналов, более 100 параметров по интересам, подробная аналитика и другие возможности уже ждут в Личном кабинете. А еще кешбэк 100% за запуск рекламы в первый месяц и еще 10% — каждый месяц.
Собранные данные затем можно экспортировать в форматы Excel, PDF, JSON. Помимо стандартных отчетов по источникам и авторам, в Brand Analytics есть и специфические, например «Популярные слова», в который попадают слова, чаще всего встречающиеся в сообщениях, и «Популярные ссылки», который показывает, на какие страницы чаще всего ссылаются пользователи соцмедиа в контексте исследуемой тематики. Кроме самих сообщений, система анализирует и их авторов — есть фильтрация по географии, полу и возрасту.
А вот так выглядит сводный отчет упоминаний Cossa.ru (фильтровать выдачу можно по нескольким параметрам):
Существует возможность 14-дневного бесплатного пробного доступа.
Цена: от 35 000 руб в месяц.
Brandspotter
Как значится в презентации проекта, Brandspotter отслеживает упоминания по более чем 60 млн источников, умеет автоматически оценивать тональность упоминания, выстраивать облако слов и находить лидеров мнений, а также генерировать отчеты по различным метрикам.
На сайте проекта есть несколько вариантов таких отчетов. Вот так выглядит один из них (по метрике «Количество упоминаний»):
Доступны различные фильтры — по эмоциям (тональностям), темам, конкурентам и источникам.
Цена: экономичный тариф «Автомат» стоит от 19 350 руб в месяц, есть демодоступ.
BuzzLook
Сервис собирает упоминания из различных социальных сетей и блогов в единую ленту. Упоминаниям можно присваивать тональность, проставлять значимость и добавлять к ним теги для выделения категорий. Существует возможность выгрузки найденных упоминаний в CSV-файл, а отвечать на сообщения в Twitter можно прямо из интерфейса системы — удобно в ситуациях, когда важна каждая секунда (например, при работе с негативом во время крупного сбоя важного сервиса).
Клиенты могут протестировать систему в течение 14-дневного периода, а затем приобрести один их трех тарифов. Очевидный минус системы — слабые возможности по аналитике.
Цена: от 2145 рублей.
IQ Buzz
Сервис IQ Buzz (Айкубаз) обрабатывает информацию из Facebook, Twitter, Вконтакте, YouTube и т.п. (существует возможность подключения собственных источников). Сервис осуществляет мониторинг в круглосуточном режиме, также есть возможность коллективной работы. IQ Buzz умеет автоматически выделять упоминания темы в позитивном и негативном контекстах, что позволяет разбивать все упоминания по четырем тональностям: негативной, позитивной, смешанной или нейтральной. Кроме того, система анализирует социально-демографические характеристики авторов сообщений на основе данных из профайлов в соцсетях и определяет их местоположение.
По найденным упоминаниям можно построить графические отчеты. Их можно строить, как по конкретной теме («рубрике»), так и по нескольким сразу, что удобно для проведения сравнительного анализа. Пример такого отчета:
Цена: от 4 900 руб в месяц.
Крибрум
Сервис, созданный совместными усилиями компаний InfoWatch и «Ашманов и партнеры», в автоматическом режиме собирает отзывы и упоминания бренда, продуктов, услуг и ключевых людей компании.
Специальная «лингвистическая технология» помогает системе анализировать связи между словами и автоматически определять тональность высказывания (создатели заявляют точность более 80%) и генерировать различные отчеты с возможностью рассылки по email.
Среди достоинств системы:
- Правильная обработка отрицания («думал, это нормальный банк, а оказалось нет»);
- Способность различать усиления («самый перспективный продукт», «не самый перспективный продукт») и сравнения («Apple лучше Samsung», «Samsung хуже всех»);
- Оценка характеристик объекта по отдельности («У Аэрофлота отличные самолеты, но кормят в полете плохо» — самолеты оценены положительно, а еда — нет).
Присутствует в системе и специальный спам-фильтр, который отсеивает «мусорные» упоминания бренда (напр. «Жду тебя в Старбаксе за углом»), а также возможность коллективной работы. Упоминания попадают в систему за время от 15 минут до 2–4 часов после публикации — в сравнении с другими сервисами, не молниеносно.
Цена: по запросу.
Wobot
Система работает со всеми ключевыми ресурсами (Facebook, «ВКонтакте», Twitter, YouTube и др.) и, что немаловажно, предоставляет значительную «глубину» поиска по времени: можно проследить ретроспективу упоминаний бренда аж до 2005 года — такого нет ни у кого из конкурентов.
Пользователям системы доступен довольно значительный набор метрик для оценки вовлеченности, социального графа пользователей и величины аудитории. Фильтровать результаты можно по типу источника, географии, полу пользователя и т. п.
Существуют и возможности одновременной работы нескольких пользователей, подключения новых источников и экспорта отчетов.
Кроме того, аналитический отдел компании Wobot может брать на себя подготовку аналитических отчетов для клиентов по собранным системой данным.
Цена: от 1490 рублей в месяц (1 тема). Кроме того, в данный момент действует новогодний тариф — от 27 600 рублей в месяц.
YouScan
Один из старейших сервисов интернет-мониторинга (работает с 2010 года) предоставляет отчеты по количеству сообщений с ключевыми словами, по авторам, тональности и источникам. В октябре 2013 года в сервисе появилось и автоматическое определение тональности. Как и у других продуктов, существует возможность одновременной работы нескольких пользователей.
В сводном отчете показывается основная статистика по выбранной теме. Отображаются данные по количеству сообщений, авторов, источников, динамика и «увлеченность» (насколько часто пользователь упоминает бренд). Фильтровать найденные упоминания можно по авторам, источнику (сайту), тональности или сообществу. К упоминаниям можно добавлять собственные заметки. Существует возможность экспорта аналитических отчетов в Excel.
Кроме того, пользователь может отвечать на записи в Twitter прямо из интерфейса YouScan.
Присутствует 14-дневный тестовый период.
Цена: от $1 990 в год.
Будущее систем мониторинга
Социальные медиа и, как следствие, интернет-маркетинг в последующие годы будут довольно активно развиваться. Профессионализм сотрудников отделов маркетинга (не говоря уж о рекламных агентствах) постоянно растет, потребности брендов в плане коммуникации с аудиторией расширяются, поэтому создатели систем аналитики будут и дальше расширять количество доступных для анализа источников. Очевидно, что продолжит расти и число сервисов мониторинга и аналитики (хотя некоторые, как Buzzware, не выдерживают конкуренции и закрываются).
Для измерения успеха своей активности в социальных сетях брендам нужны цифры — и чем их больше, тем более гибкую схему продвижения и оценки можно выработать, так что количество доступных в сервисах аналитики и мониторинга метрик также будет увеличиваться.
При этом, разным брендам в зависимости от их специфики могут быть интересны различные функции систем мониторинга. Кому-то необходимо моментальное реагирование, а значит, и реалтайм-мониторинг с возможностью отвечать на сообщения прямо из интерфейса системы, кому-то важны гибкие настройки аналитической панели и возможность совместной работы, а для других главное — простота, легкость и наличие только необходимых функций. Принимая во внимание этот факт и растущую конкуренцию, логично ожидать дальнейшее «расслоение» сервисов мониторинга и аналитики, каждый из которых будет искать собственную аудиторию.