Как фрилансеру планировать отпуск. Читайте на Cossa.ru

05 июля, 17:34

Как фрилансеру планировать отпуск

Сперва запланируй отдых: как digital-специалистам проработать work-life баланс.

Опытом делится Аня Галашева, создатель закрытого клуба Pro Content.

Глобальная проблема

Начинающие digital-специалисты обходят вопрос отпуска стороной: фраза «в следующей жизни отдохнём» звучит как профессиональное кредо. Многие работают не в штате, и поэтому кажется, что фрилансерам нельзя уходить в отпуск. Но подготовка текстов, видео- и аудиоконтента, своевременная выкладка публикаций, генерирование инфоповодов — всё это тоже интеллектуальный труд, от которого можно устать так же, как и от любого другого.

Я основатель закрытого сообщества Pro Content, где около 2000 продвинутых digital-специалистов обмениваются опытом, находят креативные идеи для контента и обсуждают насущные профессиональные проблемы, в том числе, уход в отпуск. Весной я решила провести опрос с целью узнать, как сммщики планируют отдых. Из 226 проголосовавших только 37% ответили, что уходят в отпуск, 12% отметили, что это решение зависит полностью от клиента. Оставшиеся 51% ни разу не брали отпуск и не были уверены в том, что фрилансеру так тоже можно.

Единые Рейтинги digital-агентств 2022

Ура, братский RUWARD после почти трёхлетнего перерыва опубликовал свежую серию рейтингов по всем ключевым диджитал-услугам (перформанс-маркетинг, веб-разработка, SEO, SMM и еще 6 других чартов)!

Реклама

Изображение предоставлено сообществом Pro Content

При этом, среди тех, кто отдыхал, в этом году в отпуске были только 40%, ещё 30% — больше года назад, остальные — уже очень давно работают без отдыха.

Длительность отпуска среднестатистического digital-специалиста практически не превышает трёх недель: только 6% среди опрошенных так долго отдыхали. Остальная часть респондентов поделилась поровну: треть уходит в отпуск максимум на неделю, треть — на две, а оставшаяся треть не отдыхала вообще.

Отпуск digital-специалиста в большинстве случаев неоплачиваемый: только 25% получали отпускные.

Изображение предоставлено сообществом Pro Content

Отдыхать или не отдыхать

В Pro Content мы придерживаемся такой политики: каждый должен отдыхать и восстанавливать ресурс. Если работать постоянно, может пострадать не только сам сотрудник, но и продукт. Вот что говорят участники сообщества о своём опыте ухода в отпуск:

Анастасия Копытова

«Я говорю заранее клиенту о том, что собираюсь в отпуск, готовлю весь необходимый контент и загружаю в планнер. Конечно, перед этим приходится плотно поработать, но зато неделю-две могу спокойно отдыхать».

Нина Фираго

«Я ездила на море, но в отпуск не уходила полноценно. Совмещала, заранее подготовила контент, работодателя предупредила, что оперативно не буду на связи. Вроде как и минимум работала, но в следующий раз решила, что надо идти полностью. Всё равно ночами сидела что-то корректировала, на экскурсиях что-то загружала, это стресс, не отдых».

Анастасия Ратса

«Ставлю перед фактом, но предупреждаю сильно заранее. Так и говорю „я в августе уезжаю на Алтай, там не будет связи в походе. Я все посты и сторис вам написала, реклама крутится, в директе будет отвечать вот эта девочка, я ее проинструктировала, если что — задавайте ей все вопросы. Я приеду и со всем разберусь“».

Те, кто уходит в отпуск, взаимодействуют с клиентами примерно одинаково. Как следствие мы вывели основные правила отдыха для digital-специалистов.

Правила хорошего отдыха

Для того, чтобы качественно отдохнуть, специалисту важно придерживаться следующих правил.

  • Заранее сообщайте клиенту о том, что собираетесь в отпуск. Оптимально — за 4 недели, чтобы успеть уладить рабочие вопросы. Отдельно подчеркните, что не будете на связи в течение отдыха.

  • Заранее подготовьте контент на время своего отпуска. Воспользуйтесь планером отложенного постинга (например, SMMPlanner).

  • Поговорите с клиентом о сохранении заработной платы. Если вы делаете контент заранее, вы имеете право получить за это деньги.

Многие digital-специалисты даже не пытаются узнать о возможности ухода в отпуск: они боятся потерять заработную плату или думают, что им найдут замену. Отстаивайте ваши границы и скажите клиенту о желании отдыхать некоторое количество дней в год.

Как показывает практика, большинство клиентов относятся к отпуску фрилансеров как к понятной необходимости. Если вы работаете inhouse, с отдыхом будет легче: HR-специалисты сразу вам о нём напомнят. Бывают ситуации, когда, например, блогер, на которого вы работаете, сам не уходит в отпуск. Но даже в таком случае лучше обговорить всё сразу: скорее всего, заказчик будет не против вашего недельного отсутствия.

Если сильно переживаете за работу, освойте делегирование и найдите человека, который мог бы вас заменить на время вашего отпуска. Если же боитесь, что этот человек займёт ваше место, подумайте о том, что вы всегда находили клиентов, а значит, найдёте снова. Отпуск может стать проверкой заказчика на адекватность: порядочный клиент понимает, что любому специалисту нужен отдых, и его уход даже в двухнедельный отпуск — не повод искать ему замену.

В начале будет сложно, особенно, если вы не оставляли работу так надолго (целых две недели!), поэтому начните с малого: хотя бы просто запланируйте ближайший отпуск, к примеру, на сентябрь и сразу сообщите об этом заказчику. Скорее всего, всё пройдёт гладко! Хочется верить, что после прочтения этого материала, вы поймёте, что отпуск — это не прихоть, а приятная возможность восстановить ресурсы, чтобы с новыми силами вернуться к любимой работе.



Письма Коссы — лаконичная рассылка о диджитале в рунете


📨

Письма Коссы:
опыт и мнения диджитала ↓