Ланч-тайм 208: краткий перевод свежих статей о digital. Читайте на Cossa.ru

19 января 2019, 15:50

Ланч-тайм 208: краткий перевод свежих статей о digital

В номере: всё о цвете — почему мы видим его по-разному и как при этом утверждать макеты без лишних споров.

Ланч-тайм 208: краткий перевод свежих статей о digital

Содержание

#748. Почему мы видим цвета по-разному — теория цвета в дизайне

How we all see colors differently-Color theory in design

«Видите ли вы этот цвет таким же, каким его вижу я?» Этот вопрос, скорее, так и останется философским. Но всё-таки есть причины, по которым люди могут видеть цвет одного и того же предмета по-разному.

1. Разная чувствительность глаз у разных людей

Колбочки — это клетки на вашей сетчатке, чувствительные к свету в одном из трёх цветовых диапазонов. Эти диапазоны накладываются друг на друга с предельной чувствительностью в красном, зелёном или фиолетовом каналах. Чувствительность каждой длины волны зависит от освещения.

МегаФон ПроБизнес

Получите Кешбэк 100% за запуск рекламы с МегаФон Таргетом!

Узнать больше >>

Реклама. ПАО «МегаФон». ИНН 7812014560. ОГРН 1027809169585

Чувствительность также сильно отличаться от человека к человеку. Пограничные примеры известны как дефицит цветового зрения (или дальтонизм). Но дело не только в нём — неспособность различить определённые оттенки возникает и при плохом освещении.

2. Зрение — непостоянно

Человек может по-разному воспринимать один цвет в зависимости от контекста. Когда выходишь из тёмного погреба на солнечный свет, всё выглядит резко, почти черно-белым? Или когда снимаешь солнцезащитные очки и все цвета искажаются до противоположных оттенков? Это ваш мозг пытается понять сигналы ваших глаз, калибруя их под новые обстоятельства. Цвет окружающей среды тоже может исказить те цвета, что мы видим:

В лабораторных экспериментах исследователи заставляли людей сменить представление о цветах, которые те верно называли ещё несколько минут назад. Сначала испытуемым показали серию фиолетовых оттенков, где синий встречался редко, и те хорошо его идентифицировали. Но с ростом частоты его появления участники вскоре стали называть вообще все цвета подборки синими.

3. Культура определяет то, как мы видим цвета

Во многих цивилизациях синий цвет долго время вообще никак не идентифицировался людьми. Например, в «Греции» Гомера о синем ни слова — вероятно, потому что этот цвет был просто неизвестен грекам. Вместо него Гомер описывает море в винных оттенках.

Дети по мере развития разучивают названия цветов. В России нет просто синего. Есть голубой, который светлее и чуть зеленее, и синий — более насыщенный и тёмный.

Русскоязычным людям проще выявить различные оттенки синего между синим и голубым. Другой пример: людям племени Химба, у которых есть много названий зелёного, очень просто найти среди этой серии цветов оттенок, который отличается от других.

Приглядитесь: второй справа кружок чуть светлее

Но при этом им трудно найти голубой в следующей подборке цветов, хотя для нас он явно выделяется на фоне остальных.

А здесь отличается второй слева

Совсем недавно статистический анализ цветной маркировки на разных языках показал, что русские и люди из племени химба не являются частными случаями. Во всём мире люди более чувствительны к различиям в цветах, если в их языке есть несколько подходящих для них определений.

Вывод: теперь вы знаете корни проблемы перевода «зелёная зелень зеленит зелёную зелень», который в оригинале на английском звучит как green green.
Вы сэкономили 3 минуты.

#749. Как обсуждать цвета — 3 приёма

Why color discussions can be so frustrating and 3 things you can do about it

Если вы хоть раз участвовали в дискуссиях о цветах в дизайне, то знаете, что они очень быстро скатываются во вкусовщину. И кажется, будто бОльшие знания о цвете могут помочь убедительно аргументировать выбор того или иного цвета. Я прочитал несколько книг и статей о цвете, знал немного теории цвета и знал о пространствах, моделях и профилях. Но оказалось, что я не знал, каков цвет на самом деле.

Если кратко: то, что мы видим — это цвет. Аристотель уже доказал нечто подобное. Мы не видим непосредственно форму — мы видим цвета и тени. Наш мозг интерпретирует цветовые сигналы глаз и осмысливает их, формируя объекты вокруг.

В результате дизайн любого видимого объекта означает использование цвета и придание ему формы в трёх измерениях. Для понятного восприятия любой визуал в искусстве или дизайне имитирует объект реального мира. Но почему тогда столь сложно убедить кого-нибудь в идеальности цвета для объекта?

Если отбросить вкусовщину, есть минимум три причины, по которым вы видите цвета по-разному (читайте в материале выше).

Как сделать споры о цвете более продуктивными

1) Не верьте глазам.
А точнее, тому, что подсовывает вам мозг в качестве умозаключения по поводу увиденного. Стоящий дизайнер понимает, что его «правда» не лучше, чем у коллеги, начальника или пользователей.

Я верю, что ежедневная осознанная работа с цветами и нормальные названия вроде лилового, пурпурного и фуксии вместо тупо розового могут улучшить восприятие цветов. Но при создании дизайна под разных людей быть более проницательным не значит быть более правильным.

2) Убедитесь, что все смотрят на одно и то же.
Важно убедиться, что все участники спора смотрят на один объект. В идеале — вы должны находиться в одной комнате и смотреть на одни и те же материалы. Когда люди просматривают на дизайн на своих компьютерах, невозможно знать, видят ли они объекты так, как было задумано. Дополнительно поможет настройка освещения — хотя бы закройте жалюзи, прежде чем смотреть на предложенную цветовую палитру.

3) Помогите другим понять цвета.
Объясните аудитории то, что они видят. Расскажите об оттенке, насыщенности и яркости. Ещё лучше: принесите образцы альтернативных цветов и позвольте им показать, что они имеют в виду.

Если вы создали параметрическую систему цветов, объясните, как она работает. Из объяснения должно быть ясно, что изменить один цвет без изменения остальных — плохая идея. Не стоит, конечно, представлять свой дизайн как нечто непреложное и не поддающееся изменениям, но хотя бы подскажите аудитории, какие параметры вы сможете корректировать.

Ещё лучше: если вы подразумеваете негативные комментарии о цвете (например, фиолетовом), приготовьтесь показать альтернативные цветовые комбинации и почему вы считаете, что они не так хороши (скажем, «все конкуренты используют синий»). Отделите мнения вроде «Этот фиолетовый выглядит неправильным» от субъективных фактов вроде «Мне трудно увидеть разницу между фиолетовым и индиго». Спросите их, им нравятся или не нравятся цвета, и узнайте, с чем они их ассоциируют.

Вывод: чем доказывать, что проекту нужен красный покраснее, сначала определитесь — а все смотрят туда же, куда и вы?
Вы сэкономили 3 минуты (и, возможно, ещё добрых пару часов на спорах о цвете).

Пока мы тут разглагольствовали о тонкостях цвета, фото яйца в Инстаграме стало немыслимо популярным. Пойдите лайкните что ли, чтобы хайп поддержать:)

Читать по теме: Ланч-тайм: краткий перевод свежих статей о Digital (все выпуски)

Телеграм Коссы — здесь самый быстрый диджитал и самые честные обсуждения: @cossaru

📬 Письма Коссы — рассылка о маркетинге и бизнесе в интернете. Раз в неделю, без инфошума: cossa.pulse.is