Рынок интернет-ритейла в России: состояние и перспективы
В октябре 2012 года центр стратегических исследований
Рынок e-commerce в России пока может соперничать лишь с развивающимися странами. В 2011 году его объем составил $10,3 млрд. (для сравнения, в Бразилии этот показатель равен $10,2 млрд., в Индии — $10 млрд.) Это существенно меньше, чем в США ($194 млрд.) или Евросоюзе ($260 млрд.).
При этом, темпы роста онлайн-ритейла в России выше, чем в среднем в мире, и составляют 30% в год.
Крупнейшие и наиболее успешные онлайн-ритейлеры в России работают в сегменте «смешанного ассортимента» и бытовой техники и электроники.
Исследователи Enter.ru выделили несколько стратегий развития, которыми может воспользоваться онлайн-ритейлер.
Стратегия слияний и поглощений (интернет-магазин Rakuten, Япония)
Исследователи выделили ряд действий, которые предпринимаются Rakuten для решения задач:
1. Диверсификация направлений e-commerce.
2. Глобальное присутствие.
3. Развитие финансовых онлайн-сервисов.
4. Инвестиции в развивающиеся компании по всему миру.
5. Стратегическое партнерство с социальной сетью Pinterest.
Стратегия вовлечения клиентов (британский интернет-магазин Asos)
Asos сделал фокус на развитие продаж через социальные сети и мобильные приложения, создал ASOS Outlet — подразделение, специализирующееся на продажах товаров со скидкой. Постепенно магазин осуществляет международную экспансию.
Стратегия агрессивного роста (boo.com)
Старт деятельности произошёл одновременно в нескольких странах. Система логистики и сервиса изначально была на высоком уровне — компания предлагала не только бесплатную доставку, но и возврат товара одновременно в 8 странах.
Стратегия M&A (webvan.com)
Ставка компании была сделана на бесплатную доставку в установленные сроки. Высокая конкуренция в лице традиционных супермаркетов в южных штатах США не помешала внедрению нового формата торговли.
На схеме представлены темпы роста российского ритейла в период с 2010 по 2012 год:
Специалистами Enter.ru были отобраны 30 российских ритейлеров:
Широко ли они представлены в регионах России? Как видно на карте, в городах с населением не менее 1 млн. чел. представлена, в лучшем случае, только половина ритейлеров из списка, при этом, чем дальше на восток, тем дела хуже.
В Москве и Петербурге только 33% и 20% компаний соответственно предоставляют возможность оплаты покупки курьеру с помощью пластиковой карты. В других регионах этот процент существенно ниже.
Лучше обстоят дела с оплатой кредитной картой на сайте. Даже в самых отдалённых регионах примерно половина компаний предоставляет эту возможность.
По мнению экспертов Enter.ru, Россия имеет значительный потенциал роста использования безналичных платежей. На пути их развития есть два основных барьера — это низкий уровень обеспечения безопасности личных данных и, часто, отсутствие у клиентов уверенности в надёжности продавца. К этому можно добавить такую сложность, как возврат и обмен товара, приобретенного по безналичной оплате — далеко не во всех магазинах произвести его просто.
Государственное регулирование сферы ритейла в сочетании с саморегулированием, выработка всеобщих стандартов работы может в перспективе убрать барьеры на пути развития рынка. Стимул к развитию дают и социокультурные факторы — молодые люди, проводящие много времени в интернете, считают для себя естественным делать покупки в сети — это хороший способ сэкономить время, а часто и деньги. Развитие технологий мобильного доступа, распространение QR-кодов и разработка новых приложений делают процесс покупки товара ещё проще.
По прогнозам, к 2015 году уровень проникновения интернета в стране повысится с 48,5% до 78,1%, а аудитория соц. сетей увеличится почти на 50%.
Все эти изменения, безусловно, повлияют на развитие интернет-ритейла в России.
Эксперты прогнозируют рост объемов прибыли в 2,2 раза по сравнению с уровнем 2011 года.
Источник: www.enter.ru