Эрик Куалман: «Будущее за сарафанным радио». Читайте на Cossa.ru

26 марта 2014, 10:00
3

Эрик Куалман: «Будущее за сарафанным радио»

Cossa.ru при помощи RichMind побеседовала с Эриком Куалманом (Erik Qualman) — профессором Бостонского университета, автором книг «Социалномика» и «Digital-революция» — о работе и общении в социальных сетях, лидерах нового времени и digital-инструментах будущего.

То количество времени, которое пожирается времяпрепровождением в соцсетях, иногда ужасает. Сколько времени вы сами проводите в социальных сетях? Контролируете ли вы себя?

Социальные СМИ — важнейший канал для выстраивания отношений с клиентами, партнерами и поклонниками. Однако им действительно необходимо управлять должным образом, иначе вы можете утонуть в соцсетях, лишь отвечая на тексты, твиты, посты в YouTube. Как работаю с соцсетями я — тридцать минут утром и тридцать минут ночью. Каждый день. Это мое обязательное самоограничение.

IT-конференция МТС True Tech Day 17 мая

Что будет:

  • 5 тематических треков: Main, Development, AI/ML, Cloud, Science;
  • 50 спикеров с докладами про архитектуру, облачные платформы, NLP4Code, вероятностное программирование, безопасность контейнеров и другое;
  • 10 часов нетворкинга;
  • Цифровые зоны и digital-интеграции;
  • А ещё вечеринка со звездой.
Все спикеры и темы уже на сайте. Регистрируйся на True Tech Day. Участие бесплатное.


Реклама. ПАО «МТС». ИНН 7740000076. ОГРН 1027700149124

Но при этом вы пишете целые книги, посвященные соцсетям. Как удается вам, проводя в них только час в день, делать выводы, наблюдать, откуда черпаете новый материал?

Прекрасный вопрос. Поясню. «Социалномика» — это книга о социальных медиа, а «Цифровое лидерство» и «Что происходит в Вегасе — попадает на Youtube» — это книги о том, как быть лидером в новейших медиа, используя комплекс технологий (социальные, мобильные и цифровые медиа, облачные технологии и технологии работы с большими данными).

Лидер нового времени — это человек (компания), который соблюдает баланс, когда многочисленные новейшие технологии работают на него, а не он на технологии.

Цифровые инструменты не должны заменять личное взаимодействие (оно все еще крайне важно для любого бизнеса), они разработаны, чтобы увеличить возможность личных коммуникаций, при которых время и расстояние не проблема. Однако секрет в том, что лидеры должны сосредоточиться на исходящей коммуникации, а не на обработке входящей — ответах на сообщения, комментарии и отзывы.

Тот, кто хочет быть лидером в цифровом пространстве, должен использовать эти технологии лидерства и соблюдать баланс, поэтому я устанавливаю лимит на количество времени в социальных сетях, которыми я занимаюсь лично. Параллельно я могу использовать инструменты для продвижения и создания контента, а 60 минут я трачу на ответы моим фанам и коммуникации в сети.

Что можно назвать вашей основной работой? Вы писатель, исследователь, социолог?

Мне нравится изучать и упаковывать явления и факты так, чтобы они были понятны и легки для восприятия и помогали радикально изменить подход к ежедневной манере вести личную цифровую жизнь и жизнь компании.

Вам ваши книги помогли изменить жизнь?

Они позволили мне путешествовать по миру, выступать и работать в 42 странах мира. За это время у меня была возможность общаться с премьер-министрами, менеджерами высочайшего уровня, известными во всем мире гуру и учиться у них. Это опыт, который невозможно купить за деньги и трудно переоценить. И я очень хочу посетить Россию.

А ваши исследования влияют на ваше отношение к своей работе, к общению в соцсетях, к общению вообще?

Мне нравится социальная сторона маркетинга, поскольку это больше про отношения, а не про технологии. Чем больше я ее изучаю, тем больше понимаю, как важно для меня не работать в исследовательской изоляции, а заниматься тем, чем я занимаюсь — общаться с аудиторией и с миром вокруг меня, анализировать это и оказывать на происходящее личное воздействие.

В одной из своих статей Виктор Пинейро, директор по стратегии из BigSpaceship, делится такими наблюдениями: подростки не используют такого определения, как «социальные медиа», это выражение звучит для них, как архаизм. Каковы ваши наблюдения? Отделяете ли вы digital от соцсетей?

В моей книге «Социалномика» я как раз определяю социальные медиа не как отдельную категорию медиа, а нечто гораздо большее. Практически любое взаимодействие в Cети в будущем будет сопряжено с социальным компонентом. Границы между офлайном и онлайном становятся все прозрачнее, подробнее об этом явлении можно прочитать в книге о репутации в сети, о вашей цифровой репутации. (Книга Эрика Куалмана «Что происходит в Вегасе — остается на YouTube». — Прим. авт.). Раньше у нас был разный имидж — на работе и в личной жизни. Однако технологии разрушили границы и изменили состояние дел.

Вот о границах. Люди приходят в соцсети, чтобы общаться, и при этом ожидают, что у них есть некое личное пространство. Но границы этого пространства постоянно нарушаются: рекламой, самими соцсетями, другими участниками. Есть два мнения: с одной стороны — камон, это интернет, тут все публично, с другой — это моя страница, я имею право на личное пространство, я пришел сюда общаться, а не продавать информацию о себе. Что вы думаете на эту тему?

Приватности больше нет. В Соединенных Штатах уже не осталось регуляторов личного пространства людей и компаний. Законодательство других государств пока может с большим или меньшим успехом модерировать эту часть жизни общества и пытаться защищать частную жизнь граждан. Но я уверен, что мир движется по пути максимальной прозрачности, открытости и отсутствия границ. Для всех нас важно понять и принять новые правила жизни и успеха в информационной среде, поэтому я исследовал новые реалии и опубликовал 36 законов защиты репутации и имиджа в книге «Что происходит в Вегасе — остается на YouTube».

Что вы думаете о таком явлении, как «эфемернет» — инструментах, позволяющих публиковать «временный» контент в Сети. О чем говорит особое внимание к таким сервисам? Могут ли зарабатывать подобные сервисы и должны ли они это делать?

У таких приложений как SnapChat, пожалуй, будет свое место на рынке. Однако в долгосрочной перспективе у подобных разработок будет очень небольшая часть рынка: люди поймут, что мы живем в полностью прозрачном мире и даже если вы будете использовать эти устройства, то это не гарантирует безопасности вашей частной жизни.

Все, что мы говорим или делаем, в конечном счете может быть обнародовано.

Если можно взломать NSA, Sony и ФБР, ясно, что и каждый из нас уязвим в современной информационной среде.

Вот и пользователи WhatsApp возражали недавно против того, чтобы их данные оказались в распоряжении Facebook.

Тут, думаю, так: как только общество созреет и будет готово платить за добавленный сервис, появится возможность за дополнительную плату купить премиум-доступ к сервису и оградить свои данные от рекламы и передачи третьим лицам и т. п. А пока мы говорим про бесплатный и крайне популярный сервис, думаю, вряд ли WhatsApp потеряет существенную долю юзеров — большинство не станет отказываться от крайне удобного и, подчеркну, бесплатного сервиса. По крайней мере подавляющая часть юзеров. Революционеров, прогнозирую, немного.

В сделке Facebook и WhatsApp что, на ваш взгляд, получает каждая сторона?

Думаю, Facebook, конечно, переплатил WhatsApp [$19 млрд], а вот покупка Instagram за $1 млрд — это умная сделка. Что касается WhatsApp, по статистике 25% подростков покидают Facebook. Приобретение WhatsApp позволит социальной сети сохранить и приумножить эту аудиторию, плюс — существенно увеличить ее общий объем (перед сделкой было заявлено 450 млн новых юзеров, однако не стоит забывать, что они пересекаются с действующими пользователями Facebook). Также это приобретение продолжает курс Facebook в сторону завоевания рынка мобильных гаджетов, плюс поможет завоевать ряд новых рынков — к примеру, упрочить свое положение в Южной Америке, где это приложение очень популярно.

Инструментов мониторинга соцсетей сейчас множество, и каждый замеряет какие-то свои показатели. Как вы считаете, нужно ли ввести некий условный кодекс «замерщика»? Какие показатели должны быть в нем?

Большинство компаний совершают ошибку, четко не определяя, какого успеха они ждут, поэтому не могут внедрить корректную систему измерений. Я считаю, что у каждой компании свой образ успеха, поэтому и инструменты измерения должны быть свои, пока не вижу предпосылок внедрения универсальных показателей. Что касается замеров в социальной среде, есть огромное количество показателей, которые вы можете измерять и измерять, и тратить на это массу сил и времени. Однако есть более высокий уровень «здоровья» компании — если общие показатели успеха и здоровья компании в норме, значит, развитие идет в нужном русле. Есть вещи, которые неотделимы от общего состояния здоровья компании или вашей семьи. Люди и компании должны принять эффективность вложений в социальный маркетинг как необходимую данность. У эсемемщиков есть расхожая шутка на эту тему — вы же не измеряете эффективность вложений в собственную мать или в ваш мобильный телефон.

Кстати, что у вас за телефон? Какие приложения вы используете каждый день?

У меня iPhone 5, но, возможно, скоро я переключусь на Samsung S6. Приложения, которые я использую ежедневно: Google Maps, SmartBriefs, Hootsuite, Yelp, Google, DuoLingo (для изучения языков), SportsCenter, Weather, MeAgain (мобильное приложение в том числе для измерения уровня отношений с клиентами).

Есть ли у вас какие-то мечты или ожидания от мобильных технологий, которые разработчики еще не воплотили в жизнь?

Следующее «большое дело» — это мобильное голосование. Я не могу дождаться, когда эту технологию внедрят.

За каким digital-инструментом будущее?

Сарафанное радио станет одним из основных инструментов продвижения, думаю, к 2020 году традиционные рекламные инструменты по большей части уйдут в прошлое. Основные вложения будут делаться не в рекламу, а в совершенствование продукта и обслуживания покупателя. Многие великие компании уже внедрили подобные изменения в свою политику продвижения и скоро будут пожинать плоды.


26 мая 2014 года в рамках проекта Top Thinkers состоится мастер-класс Эрика Куалмана, где он расскажет, почему социальные медиа не причуда, а социальная революция, расскажет о лучших инструментах онлайн-маркетинга, о трендах и будущем социальных сетей, мобильных и цифровых медиа.


Ссылка по теме: Правила цифровой репутации

Телеграм Коссы — здесь самый быстрый диджитал и самые честные обсуждения: @cossaru

📬 Письма Коссы — рассылка о маркетинге и бизнесе в интернете. Раз в неделю, без инфошума: cossa.pulse.is

✉️✨
Письма Коссы — лаконичная рассылка для тех, кто ценит своё время: cossa.pulse.is