Проект или продукт: чем отличаются обязанности Project Manager и Product Manager. Читайте на Cossa.ru

26 ноября 2020, 13:12

Проект или продукт: чем отличаются обязанности Project Manager и Product Manager

Сергей Мацнев, директор проектного офиса в Sifox, рассказывает о сходствах и различиях двух профессий.

Кто такой Project Manager

Должность руководителя проекта существует довольно давно. Профессия хоть и не древнейшая, но на строительстве пирамид протопроджекты скорее всего уже задействовались. Официально эта роль была стандартизована в 1960-е в США, тогда же появился институт управления проектами PMI.

BOSS BUSINESS LEADER

Источник

Для понимания роли менеджера проектов важно уточнить, что такое проект. Согласно определению PMI,

проект — это временное предприятие, направленное на создание уникального продукта, услуги или результата.

Проект имеет жёсткие временные рамки, а его результат уникален — это и отличает проект от процесса, и очень важно не путать эти понятия. Здесь легко показать разницу на примерах:

IT-конференция МТС True Tech Day 17 мая

Что будет:

  • 5 тематических треков: Main, Development, AI/ML, Cloud, Science;
  • 50 спикеров с докладами про архитектуру, облачные платформы, NLP4Code, вероятностное программирование, безопасность контейнеров и другое;
  • 10 часов нетворкинга;
  • Цифровые зоны и digital-интеграции;
  • А ещё вечеринка со звездой.
Все спикеры и темы уже на сайте. Регистрируйся на True Tech Day. Участие бесплатное.


Реклама. ПАО «МТС». ИНН 7740000076. ОГРН 1027700149124


Проекты Процессы
Запуск новой тарифной линейки мобильного оператора Подключение новых тарифов абонентам
Внедрение CRM в компании Работа сотрудника продаж в CRM-системе
Строительство моста Эксплуатация моста
Создание нового iPhone Производство каждого отдельного iPhone на заводе

Круг задач и обязанностей проджекта с одной стороны понятен, а с другой может быть весьма размыт. Если говорить в общем, проджект-менеджер руководит командой проекта и отвечает за то, чтобы результат проекта:

  • соответствовал заявленным изначально требованиям;
  • был получен в заявленные сроки;
  • был получен в рамках заявленных затрат.

В рамках решения этой задачи руководитель проектов может иметь дело с различными юридическими вопросами, закупками, работой с подрядчиками. Ему приходится улаживать конфликты, решать споры как внутри коллектива, так и вне его, выставлять приоритеты, договариваться с заказчиками, реагировать на всевозможные изменения требований, сроков, стоимостей — в общем, постоянно решать самые разные проблемы, из-за которых всё может пойти не по плану, который сам ПМ и составляет перед началом работ.

Кто такой Product Manager

«Управление продуктами» как отдельная специальность появилась относительно недавно, в конце XX века. В последнее время частота упоминаний этой роли заметно выросла в связи с повышенным интересом к стартапам и популярностью ряда методологий и подходов к разработке ПО, где продакт-менеджеры занимают очень заметную позицию.

Источник

Термин «продукт» трактуется уже не так однозначно, как проект, но можно ориентироваться на следующее определение:

«Продукт — это товар или услуга, которую можно предложить для рынка, и которая будет удовлетворять потребности потребителей».

Выглядит довольно однозначно.


Проекты Процессы Продукты
Запуск новой тарифной линейки мобильного оператора Подключение новых тарифов абонентам Тарифы
Внедрение CRM в компании Работа сотрудника продаж в CRM cистеме CRM
Строительство моста Эксплуатация моста Мост
Создание нового iPhone Производство каждого отдельного iPhone на заводе iPhone

Несмотря на точность определения продукта, понимание задач менеджера по продукту в разных странах и разных компаниях может серьёзно отличаться. Такие задачи как исследования рынка (клиенты, конкуренты), проведение пользовательских интервью, обучение сотрудников продаж, управление командой разработки могут восприниматься в разных комбинациях в зависимости от компании. Продакт-менеджер отвечает за все аспекты продукта, которым управляет: бюджет, формирование стратегии, ценообразование, монетизация, документация, продвижение и так далее.

Поэтому таких менеджеров иногда называют CEO продукта. Но так работает не везде. В силу некоторых причин разные компании интерпретируют роль менеджера продукта в своих структурах по-своему: где-то он отвечает только за метрики и бэклог, не управляя при этом напрямую командой разработки. Где-то за исследования рынка и customer development отвечает один человек, а за стратегию продукта другой. У нас в компании продакт в меньшей степени погружен в техническую составляющую продукта и почти не участвует в разработке — его задача описать бизнес требования и передать их на реализацию менеджеру проекта. Могут быть и другие варианты, которые наглядно видны из описаний вакансий.

Product manager 3/п не указана МойОфис Пушкинская, • Тверская, • Чеховская. Москва, большой Гнездниковский переулок, Јс2 Откликнуться Показать контакты Требуемый опыт работы: 3-6 лет Полная занятость, полный день Мы разрабатываем МойОфис — платформу для корпоративных коммуникаций и работы с документами. Наш продукт включает д себя полный набор современных офисных приложений для всех популярных операционных систем, веб.браузеров и мобильных платформ, Дирекция по продуктам отвечает за формирование портфеля продуктов компании, бизнес-требований и планов выпуска продуктов; анализирует рынок и тренды в использовании офисного программного обеспечения и средств коммуникации, организует интеграцию с другими прикладными системами и выпускает коммерческие продукты на рынок. На дачный момент мы ищем Менеджера продуктов коммуникационной платформы. Ваши будущие задачи: — создание и реализация стратегии развития коммуникационной платформы МойОфис (Почта, [М, конференции) — формирование Ценностной модели для продуктов коммуникационной платформы — определение бизнес.требозаний и дорожной карты развития продуктов — исследования рынка и продуктов конкурентов работа на постоянной основе с командой Product 0wners подготовка и проведение презентаций по продуктам Пля нас важно:

Возможные обязанности (зависят от Вашего уровня и навыков): — Research: проведение маркетинговых исследований и бенчмаркинг; — CustOev: Проведение глубинных интервью онлайн офлайн; Анализировать текущие продукты, находить проблемные места и улучшать юнит-экономику продукта; Создание дорожной карты создаваемых продуктов и оценка их себестоимости; — Трансляция потребностей клиента разработчикам продукта (первоначальное функциональное проектирование, ИХ, системная аналитика); — Поиск решения проблемы клиента совместно с разработчиками; — Участие в координации рабочей группой по созданию продукта совместно с проектным менеджером; — Тестирование продукта в качестве внутреннего заказчика; Сбор и анализ обратной связи по продукту; Бюджетиродание отдела ИТ и разработки, снижение себестоимости производимых продуктов; — Аналитика бизнес задач клиентов, исследование ЦА, ABOXYZ тестирование.

Задачи: организовать развитие продукта на основе цифр, фактов и product vision исследовать ЦА, выявлять ее проблемы, придумывать и тестировать решения исследовать рынок, конкурентов, следить за трендами формировать беклог и расставлять приоритеты описывать задачи, работать над их реализацией с дизайнерами и разработчиками, проводить приемку постоянно работать над улучшением продукта оценивать влияние внедренных изменений на продуктовые и бизнес-показатели вместе с экспертами и методологами работать над постоянными улучшением алгоритмов оценки рисков и добавлением новых данных вдохновлять продуктом маркетологов и продавцов уметь грамотно презентовать свои идеи и решения на уровне менеджмента компании

Какие должны быть навыки у продакт- и проджект-менеджеров

Проджект-менеджер должен обладать хорошими коммуникативными навыками, лидерскими качествами, критическим мышлением, навыками планирования, пониманием основных методологий, умением работать с основными инструментами: таск-трекерами, таблицами, планировщиками, инструментами для коммуникаций.

Но, пожалуй, основное качество проджектов — стремление к результату, умение понять что конкретно нужно для его достижения и навыки решать все проблемы на пути. Проджект видит перед собой конкретную задачу и делает всё возможное для её решения, проявляя настойчивость, иногда терпение, смекалку, а иногда используя угрозы или подкуп (шутка, это входят в смекалку).

Для продакта также важны коммуникации, навыки работы с инструментами, планирования и приоритизации, но он применяет их в иной плоскости: его задача видеть картину более широко и принимать решения о том, какими будут те цели, которых обычно достигает проджект.

Для этого продакту понадобятся навыки проведения самых разных исследований: от поиска и изучения отчётов с цифрами до общения с большим количеством конечных пользователей. Пригодится умение абстрагироваться от собственных ощущений и ориентироваться на данные. Способность убедить всех вокруг в правильности своего решения, даже если оно кажется всем абсурдным, а также страсть к экспериментам и постоянное стремление к улучшениям. Принцип «работает — не трогай» совсем не про продактов.

Сходства и различия

Задачи перед этими ролями стоят совершенно разные: проджект вместе с командой в течение ограниченного промежутка времени делает проект по заранее заданным требованиям (автором которых, кстати, может быть продакт, как это делается у нас), а продакт бессрочно занимается всеми аспектами развития продукта. Откуда тогда берётся путаница? Попробуем разобраться.

Роль менеджера продукта включает в себя довольно большое количество разных задач. В некоторых компаниях объём задач такой, что один человек не может с ним справиться. Поэтому кто-то занимается общением с клиентами, другой разбирается в технической составляющей продукта, третий работает с метриками. При этом людей с разным функционалом называть одинаково язык не поворачивается, поэтому кого-то из них назовут всё-таки продактом, кого-то проджектом, а кого-то и аналитиком.

В отдельных компаниях может быть и наоборот: есть фронт работ, который закрывает один и тот же менеджер. Времени ему на это хватает, задачи подпадают и под одну роль, и под другую, поэтому называют его как придётся.

У продактов и проджектов действительно может пересекаться функционал в зависимости от особенностей конкретного продукта. Это лучше продемонстрировать в таблице ниже:


Продакт Проджект
Управление командой Управление командой
Приоритизация задач Приоритизация задач
Планирование Планирование
Управление бюджетом Управление бюджетом
Работа с подрядчиками Работа с подрядчиками
Исследование рынка Работа с внутренним заказчиком
Документация продукта Проектная документация
Описание функционала для разработки Ограниченный перечень работ в рамках проекта
Работа с метриками Ограничение по бюджету
Ценообразование Ограничение по срокам
Продвижение продукта

Что интересно, некоторые пункты, которые здесь называются одинаково, могут на самом деле означать разные задачи. Например, под работой с подрядчиками у продакта может подразумеваться выбор этих подрядчиков, а у проджекта — плотное взаимодействие с ними по реализации какого-то конкретного заказа. При всём при этом продакт- и проджект-менеджеры зачастую могут сосуществовать внутри одной компании.

У нас я наблюдаю эволюцию этих ролей в связи с ростом компании. Долгое время был один менеджер (я), отвечающий и за развитие продукта, и за все связанные с ним проекты. С ростом компании и числа продаж задач стало гораздо больше, и появились продакт-менеджеры, которые взяли на себя задачи по исследованию рынка и формированию стратегии развития продуктов, а проджектам осталась собственно проектная часть — они отвечают за задачи по созданию новых продуктов и внедрению существующих.

На рынке есть масса вакансий, где роль продакта и проджекта совмещена. Занятно наблюдать, каким образом при этом выбираются названия для таких позиций:

Даже образовательные курсы иногда с целью сбора широкой аудитории довольно странно формулируют свои программы.

Проект или продукт: чем отличаются обязанности Project Manager и Product Manager

Вся эта подмена понятий вполне объяснима с точки зрения потребностей конкретной компании, но очень сильно усложняет процесс подбора персонала с обеих сторон. Поэтому спор, кто такой продакт, а кто проджект, имеет мало практического смысла — главное, чтобы вы понимали зону своей ответственности на конкретной позиции в конкретной организации, она вам подходила и нравилась.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Ваши статьи присылайте нам на 42@cossa.ru. А наши требования к ним — вот тут.

Телеграм Коссы — здесь самый быстрый диджитал и самые честные обсуждения: @cossaru

📬 Письма Коссы — рассылка о маркетинге и бизнесе в интернете. Раз в неделю, без инфошума: cossa.pulse.is

✉️✨
Письма Коссы — лаконичная рассылка для тех, кто ценит своё время: cossa.pulse.is


Вход на cossa.ru

Уже есть аккаунт?
Авторизуйся через VK:
Vkontakte
Не забудьте написать email на странице своего профиля для управления рассылкой