Онлайн-консультации, чатботы, карманные помощники: тренды рынка медтех в России и США 2020–2021
на главную спецпроекта
Twice
Twice
Онлайн-консультации, чатботы, карманные помощники: тренды рынка медтех в России и США 2020–2021

Обзор популярных и перспективных технологий, которые появились в разгар пандемии и уже изменили российский и зарубежный рынок медицины к лучшему.

E-mail
Телефон
Компания
Краткое описание задачи

Пандемия активизировала рост цифровых сервисов на медтех-рынке. Появились голосовые ассистенты, которые распознают разговор врача с пациентом и в режиме реального времени фиксируют данные в систему. Очные приёмы перешли в онлайн, а некоторые устройства позволяют передавать информацию врачу прямо в облако. И это только технологии с ярко выраженным ростом распространения в 2020 году.

Сегодня, когда пандемия поутихла, и люди могут обращаться за медицинской помощью в клиники, мы видим, что онлайн-сервисы не отходят на второй план, а продолжают набирать обороты. Если для зарубежного рынка это норма, то для российского — большой шаг вперёд.

По прогнозам VEB Ventures, дочерней компании ВЭБ.РФ, объём инвестиций в российские телемедицинские компании в 2020–2025 годах увеличится до 96 млрд рублей с 1,5 млрд рублей по итогам 2019 года.

Приток инвестиций стимулирует новые разработки и решения для диагностики, лечения, повышения качества жизни. В том числе поэтому в ближайшие пять лет, по оценкам Фонда Международного медицинского кластера, сегмент медуслуг в России будет расти на 10–15% в год.

Как развивался медтех за рубежом

В 2020 году на мировом рынке появились карманные ультразвуковые устройства, а также системы вроде платформ для обработки рентгеновских снимков и сервисы, которые помогают врачам работать с пациентами удалённо.

В разгар COVID-19 в нескольких странах мира запрос на онлайн-консультации вырос на 350%, а продажи лекарств через интернет-аптеки взлетели до 600%.

По данным аналитического агентства Research and Markets, ожидается, что в 2021 году глобальный рынок цифрового здравоохранения вырастет на 37,1% и к 2027 году достигнет 508,8 млрд $.

Такой всплеск можно объяснить. «Погрузившись» в технологии в 2020 году, врачи осознали, насколько сильно сервисы облегчают работу. С их помощью можно не только избавиться от рутинных операций, но и комфортно взаимодействовать с пациентом, снизив риск заражения вирусом.

По данным опроса в US, благодаря технологиям пациентам во время пандемии не нужно было идти в больницу, чтобы проверить состояние здоровья. И большинство людей радовались тому, что проконсультироваться с врачом можно удалённо. Источник: www2.deloitte.com

Давайте посмотрим на пять IT-решений, которые активно развивались в 2020 году.

«Умная» диагностика заболеваний

Во время вспышки COVID-19 врачи не знали, как заранее обнаружить у пациентов инфекцию, чтобы снизить риск заболеваемости. На помощь пришёл искусственный интеллект, который по звуку кашля и речи человека должен помогать врачам понять, болен ли пациент коронавирусом. Модель ИИ протестировали. Выяснилось, что она верно определила 98,5% людей с COVID-19 и исключила вирус у 94,2% людей, которые на самом деле не болели коронавирусом.

Сейчас в базе, которая распознаёт инфекции по речи, насчитывается более 70 000 записей, из которых 2680 отправили люди с подтверждённым COVID-19. Используя эти данные, ИИ выявляет — инфицирован человек или нет. Источник: AI4Neworks.com

Онлайн-ассистент врача

В 2020 году AI-стартап Saykara запустил голосового помощника. Цифровой ассистент в режиме реального времени распознаёт разговор врача с пациентом, после чего составляет отчёты о посещениях, обновляет электронную медицинскую карту, выписывает рецепты. Использование системы ежедневно помогает врачам экономить около двух-трёх часов рабочего, а иногда и личного времени.

Перед тем как голосовой помощник передаст данные в систему, информацию о пациентах проверяет врач. Это удобно, так как рутинную работу берёт на себя ИИ, но при этом врач контролирует результат. Как итог: больше свободного времени, которое можно направить на общение с пациентами. Источник: saykara.com

Чатботы для пользователей

Например, в 2020 году компания Northwell Health запустила бота, который помогает сократить неявку на колоноскопию. Задача бота — заботливо напоминать пациентам о важности процедуры. «Чаты» информируют пациентов о преимуществах теста. О том, чего ожидать до, во время и после процедуры. Также чатбот подсказывает дату и место приёма.

Чатботы для пользователей в медтехе

Во время вспышки COVID-19 компания запустила чатбота, который рассказывал пользователям об инфекции и её симптомах и предоставлял пациентам информацию о результатах теста, экономя время медсестер. Источник: healthcareitnews.com

Приложения для мониторинга здоровья

Компания Sensyne Health в 2020 году запустила приложение CVm-Health the Good Neighbour. С его помощью пользователи могут самостоятельно контролировать своё здоровье и самочувствие близких людей, а также следить за симптомами, связанными с COVID-19.

Удалённый приём пациентов

До пандемии телемедициной пользовались всего 11% американцев. В 2020 эта цифра выросла до 46%. Благодаря телемедицине доктора могут дистанционно консультировать и осматривать пациентов, контролировать процесс лечения и так далее.

По данным опроса компаний Metova и Innovator Health, 80% пациентов готовы приходить на онлайн-приёмы с врачом, а 79% хотели бы связаться с профессиональным медиком через видеосвязь. Источник: itnonline.com

Несмотря на то, что большинство технологий получили развитие, чтобы улучшить работу врачей и пациентов в разгар пандемии, сервисы до сих пор пользуются популярностью. Компании прислушиваются к потребителям и постоянно улучшают разработки.

Например, продолжает развиваться «умная» диагностика заболеваний. Некоторые компании уже думают над тем, как для этого можно использовать голосовые тесты. Академический центр NYU Langone Health планирует по образцам речи распознавать психические расстройства. А техническая компания Sonde Health хочет с помощью технологий выявлять заболевания, связанные со старением: деменцию и болезнь Паркинсона.

Как выглядит российский медтех-рынок

Медицинские технологии в России развиваются не так стремительно, как за рубежом. Чатботы чаще используют банки. В 2020 году наблюдался всплеск обращений по телемедицине — это дистанционные консультации врачей через мобильные приложения и онлайн-сервисы. По данным компании «Страховка.ру», в России в первом полугодии 2020 года спрос на услуги телемедицины вырос на 177% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года. Самый популярный запрос от пользователей — «доктор онлайн» (305%).

Рост вызван вынужденной изоляцией, но уже сейчас видно, что спрос на онлайн-услуги продолжит расти. Причём не только для людей, но и для домашних животных. Эксперты «Страховка.ру» также отметили, что в последнее время количество запросов на телеветеринарию выросло на 74%.

Давайте пройдёмся по нескольким IT-решениям на российском рынке, которые пользовались спросом в 2020 году.

Приложения для мониторинга здоровья

Одно из таких — Bioniq — в 2020 году запустили компании «Медси» и Bioniq Health-tech. Как работает сервис: с помощью искусственного интеллекта система анализирует результаты биохимического анализа крови по 30–50 параметрам и даёт персональные рекомендации по питанию и физической активности.

С помощью платформы можно следить за состоянием здоровья и вовремя предотвращать заболевания. Источник: bioniq-medsi.ru

Платформы для анализа и обработки медицинских снимков

Например, в прошлом году компания «Интеллоджик», резидент Фонда «Сколково», разработала и запустила сервис Botkin.AI. С помощью искусственного интеллекта технология выявляет патологии на диагностических исследованиях компьютерной томографии и рентгена. На рынке «Botkin.AI» зарекомендовал себя как сервис, который определяет диагноз на ранних стадиях с точностью до 95%.

Так выглядит интерфейс сервиса. С помощью технологии врачи могут на ранних стадиях выявлять злокачественные новообразования, а также контролировать динамику течения пневмонии, в том числе у пациентов с коронавирусом. Источник: botkin.ai

Сервисы для консультирования пациентов

Один из таких — личный ассистент врача iBolit. За время пандемии у нас в четыре раза увеличилось количество клиник-партнёров, число консультаций — в восемь, а сумма оплат пациентов — в 12 раз. В разгар коронавируса сервис стал «мостиком» между врачами и пациентами. Доктора могли консультировать онлайн, а пациентам не нужно было тратить время на дорогу до клиники и рисковать своим здоровьем ради одной консультации.

На примере этих технологий хорошо видно — дистанционные услуги и медтех-решения востребованы как у врачей, так и у пациентов. В 2021 году развитие медтех-рынка продолжится.

Что ждёт медтех-рынок

Сегодня медтех — одна из самых инвестируемых отраслей. Прошлый год показал, насколько медицинским клиникам важно внедрять и развивать технологии. Пандемия заставила многих людей больше думать о своём здоровье, в связи с чем резко выросла потребность в телемедицине и других ИТ-решениях.

По данным VEB Ventures, с 2020 по 2025 года объём инвестиций в российские телемедицинские компании вырастет в 64 раза — с 1,5 млрд рублей до 96 млрд рублей.

Какие изменения ждут медтех в России в 2021 году?

Повысится спрос на ИИ-технологии. Врачи попробовали работать с цифровыми помощниками и поняли, насколько это удобно. Постепенно специалисты будут тратить меньше времени на заполнение медкарт, поиск нужных анализов и тому подобное. Данные будет вносить и систематизировать алгоритм, а врач сможет посвящать приёмное время пациентам.

Пациенты продолжат записываться на онлайн-консультации. Пандемия показала, что дистанционные приёмы — это удобно. Можно в два клика найти нужного, даже узкоспециализированного, врача и не тратить время на дорогу. Кроме того, это выгоднее — удалённые консультации, как правило, дешевле офлайн-приёма в клинике на 30%. Эксперты компании «РЕСО-Гарантия» подчеркнули, что по окончании пандемии падения спроса на телемедицину не предвидится.

Будут активно развиваться технологии интернета вещей (IoT). Большинство людей пользуются различными устройствами, чтобы отслеживать состояние здоровья. Теперь врачи смогут удалённо контролировать показатели пациентов, реагируя на малейшие изменения с помощью датчиков IoT, которыми оснащены умные часы и фитнес-браслеты.

Каждая новая цифровая услуга должна облегчать работу врачам с диагнозами и взаимодействие с пациентами. Как итог — привлекать больше специалистов и клиентов в клинику.

Те, кто успел внедрить и опробовать IT-решения в своей клинике уже увидели первые результаты. Например, по данным страховой компании «Согласие», в разгар второй волны пандемии врачи провели более 2,5 тысяч удалённых консультаций в месяц по страховым полисам пациентов. Это означает, что спрос на технологии есть, и он продолжит расти.

Постепенно всё больше людей будут отдавать предпочтение «цифровым клиникам» — тем, которые активно используют технологии для решения задач пациентов разного уровня сложности с сохранением уровня качества оказываемых услуг.

Не пропускайте активный рост распространения технологий в медицине из-за консерватизма, потому что вы рискуете очень скоро проиграть позиции на рынке более решительным конкурентам.

Источник фото на тизере: bilge tekin on Unsplash