Digital-стратегии в тактике. Читайте на Cossa.ru

1

Digital-стратегии в тактике

Сегодня утром Николай Белоусов (Panasonic) высказал свои мысли относительно поверхностного уровня проработки агентствами заказов на рекламные кампании. В комментариях к заметке Николая разгорелась нешуточная дискуссия. Cossa.ru публикуют у себя заметку и самые, на наш взгляд, интересные и показательные комментарии.

На днях меня озадачил вопрос: есть ли в агентствах люди, которые копают дальше выбранных инструментов? И я решил рассказать об этой теме подробнее.

Представьте ситуацию: компания приходит к агентству, заказывает проведение рекламной кампании с конкретной целью — поднять знание о ее новом продукте. Специалисты агентства во главе с digital-стратегом анализируют аудиторию, УТП (уникальное торговое предложение) и основное сообщение о продукте, придумывают идею и раскладывают ее по медиа. Как правило, на этом раскопки и анализ заканчиваются. Затем выбирается пул инструментов вроде: контекст, медийная реклама, спецпроекты и пр. Вся выбранная реклама таргетируется на ЦА по возрасту, полу, географии. Но! Набор инструментов digital-маркетолога и возможности их таргетингов значительно шире. Чему, на мой взгляд, агентства и бренды уделяет мало внимания (во всяком случае, в крупных брендах и агентствах, их обслуживающих). Несколько пунктов.

IT-конференция МТС True Tech Day 17 мая

Что будет:

  • 5 тематических треков: Main, Development, AI/ML, Cloud, Science;
  • 50 спикеров с докладами про архитектуру, облачные платформы, NLP4Code, вероятностное программирование, безопасность контейнеров и другое;
  • 10 часов нетворкинга;
  • Цифровые зоны и digital-интеграции;
  • А ещё вечеринка со звездой.
Все спикеры и темы уже на сайте. Регистрируйся на True Tech Day. Участие бесплатное.


Реклама. ПАО «МТС». ИНН 7740000076. ОГРН 1027700149124

Landing page (страница назначения)

Перед стартом кампании нужно провести мультивариативное тестирование, чтобы на малых объемах трафика понять, какой вариант страницы и расположения элементов на них дает лучшие показатели достижения целей (это касается и креативных решений, да-да, чтобы там не говорили арт-директора). И почему так часто забывают про минимальное SEO? На промо-странице достаточно прописать базовые ключевые слова и мета-теги, чтобы она хоть как-то индексировалась и жила в индексе поиска после окончания рекламной кампании.

Расширенные инструменты таргетинга

Существуют технологии ретаргетинга (когда реклама показывается тому, кто уже искал продукт), у каждого сайта есть свои возможности настройки кампаний, например, у Gismeteo реклама настраивается по погоде. Постоянно появляются новые инструменты. Вот, к примеру, вчера ВКонтакте объявил о таргетинге по браузерам и мобильным устройствам (см. «ВКонтакте ввёл таргетинг по браузерам и устройствам»). Но! При этом я, к сожалению, не знаком с людьми и агентствами, которые бы при подготовке рекламной кампании для клиента глубоко задумывались над тем, какие инструменты таргетинга нужны клиенту, и, главное, — какие будут работать. Обычно все ограничивается таргетингом по запланированной ЦА, без каких-либо исследований на тему того, будет ли эта реклама эффективнее такой же без таргетингов.

Интеграция с социальными медиа

В последнее время многие бренды начали какие-то движения в социальных медиа вроде Twitter и ВКонтакте. Но агентства, которые делают для них промо-кампании и промо-страницы, всегда понимают интеграцию с социальными медиа по-своему. Или вообще забивают на это дело. В агентстве обязательно должен быть человек, назовем его «социальный инженер», который будет отвечать за то, каким образом любой проект агентства может быть интегрирован с социальными медиа, как будет выглядеть и где располагаться блок ссылок на представительства бренда.

Продумывание key visuals. Наши дорогие баннеры и не только

Честно скажу, не знаю, как обстоят дела с подготовкой баннеров других брендах, но на своем опыте постоянно вижу непрофессиональный подход со стороны агентств. Во-первых, нужно признать, что работающие баннеры делать в Рунете почти никто не умеет. Я говорю о тех баннерах, которые четко доносят до пользователя сообщение бренда и несут в себе призыв к действию (call to action): продолжить знакомство с продуктом, возможно, познакомиться в самом баннере. Агентства обязательно должны делать несколько версий баннеров, каждый из которых одинаково хорошо передает сообщение кампании, но выполнен в разных стилях. По итогам тестовой кампании важно определять наиболее хорошо работающие key visuals и использовать их. Меня преследует ощущение, что «баннерная слепота» — сказка, придуманная агентствами, чтобы оправдать свой непрофессионализм в создании баннеров.

Определение KPI

Когда я вижу очередной план кампании, по итогам которой бренд получит n-ое количество контактов с ЦА, меня начинает слегка мутить. Цель кампании — не число контактов аудитории, а повышение знания о продукте или стимулирование к покупке. KPI, предлагаемые агентствами должны четко соотноситься с целями кампании.

Тайм-менеджмент для клиента

Об этом я писал раньше. Агентства любят прийти с десятком идей для клиента, даже не подумав, сколько времени может потребоваться на их проработку и утверждение. За последние пару лет доля спецпроектов и социальных медиа в интернет-медиамиксе значительно выросла. Агентства научились зарабатывать на спецпроектах и теперь несут идеи десятками. Но! При этом, часто совершенно не понимая, каков будет уровень вовлечения представителей бренда. Сколько физического времени может занять утверждение и разработка пятка проектов. Если вы представитель бренда, задумайтесь об этом, видя пару очередных «big ideas» в digital. Есть ли у вас время на реализацию идей? Если времени нет, то «крутого кейса» точно не получится. Как и каких-либо бизнес результатов. А если агентство, подумайте 2 раза — справитесь ли сами и сможете ли сделать это вместе с клиентом.

Аналитика в течение кампании и пост-анализ

То, что мы привыкли видеть в контекстной рекламе, а именно постоянную оптимизацию хода ведения кампаний, почему-то совсем не видно в медийных кампаниях. В них агентства используют излюбленный принцип «shoot and forget», когда кампанию запускают и забывают о ее ведении. Постоянный контроль, несомненно, повысит стоимость ведения кампаний, но при этом позволит держать руку на пульсе. Видимо, пока что такой дотошный контроль никому не нужен. То же самое пока могу сказать и об анализе результатов рекламных кампаний. Panasonic работает с лучшими медийными агентствами, но при этом получает лишь отчет о количестве показов и кликов по результатам кампаний.

В агентствах должны быть сильные аналитики, которые будут настраивать цели кампании до ее старта и предоставлять четкие результаты клиенту. Список можно продолжать. Если коротко суммировать список претензий, суть в том, что в агентствах почти нет людей, которые глубоко копают. Хорошая идея и медиастратегия, придуманные специалистами высокого уровня, не показывают достойных результатов без серьезного подхода к использованию инструментов интернет-маркетинга.

Евгений Вольнов (FutureBit.ru):
Думаю, не все так просто. Есть продукты, которые требует основательной оптимизации бизнес-процессов агентства, и возможно, если бы ты был на стороне агентства и поездил по клиентам, то сам бы забил на все, о чем написал. Потому что, чтобы делать как ты говоришь, надо иметь хороший запас мужества и терпения, не говоря уже о мозгах и опыте.
Ольга Куликова (Articul Media Group):
А как это делать, если: 1. Начать надо через два дня. 2. У нас тендер, выбираем по цене. Если вы не такие, то вам с агентством не повезло.
Макс Жильцов:
Я нахожусь скорее со стороны агентств, чем со стороны клиентов, но согласен с Николаем — агентства ищут оправдания тому, что ленятся вдумчиво выполнять свою работу, вместо того, чтобы сужать свою нишу и делать работу идеально, прорабатывать каждую мельчайшую деталь.
Антон Шапоренко (FCBi Moscow (Media Arts Group)):
Где-то клиент учит агентства, где-то агентства учат клиента. Зачастую, клиенту это пока еще не нужно. Клиент этого боится. Я, естественно, про массы говорю, а не про тех, кто сейчас начнет это отрицать. Лично я за последний год встретил троих. С такой детальной проработкой на тендеры выходить сейчас опасно. Цены будут раскритикованы.
Елена Сонина (Universal McCann):
Зачастую, даже установить Google Analytics на сайт Клиента становится весьма сложной задачей. А менять Landing page, а тем более, создавать несколько ее вариантов, вообще практически невозможно, особенно для крупных Клиентов, где всё это нужно согласовывать с главным офисом в Европе/США/Японии и т. д., и для регионального менеджера проще отказаться менять что-то, чем согласовывать.
Евгений Гинзбург (Lebrand Creative Russia):
Я бы предложил считать digital-агентством только компании, у которых есть свой собственный успешный интернет-магазин (хоть ночных горшков) с полным трекингом всех KPI для экспериментов со всеми возможными каналами вовлечения. По-моему, только после тренировок «на кошках» можно подпускать людей к масштабным задачам.
Дмитрий Воскресенский (Euro RSCG):
А почему клиенты приходят за неделю до сдачи проекта?

Телеграм Коссы — здесь самый быстрый диджитал и самые честные обсуждения: @cossaru

📬 Письма Коссы — рассылка о маркетинге и бизнесе в интернете. Раз в неделю, без инфошума: cossa.pulse.is