Эта статья завершает цикл материалов по управлению репутацией, в котором мы прошли путь от основ реагирования до построения комплексной системы и даже внедрения
Мониторинг: почему без него вы работаете вслепую
Ранее мы уже писали о том, как отвечать на негатив и работать с репутационными рисками. Но прежде чем
Без мониторинга вы:
-
тушите пожары, а не предотвращаете их — узнаёте о проблемах, когда они уже завирусились;
-
теряете клиентов — 89% пользователей перед покупкой изучают отзывы;
-
упускаете инсайты — каждый негативный комментарий содержит ценную информацию о ваших слабых местах.
Мониторинг превращает разрозненные жалобы в структурированные данные, с которыми можно работать. Как именно — покажем на примере кейса СДЭК за август прошлого года.
Карта проблем: что показал мониторинг за 2 недели
Любой анализ начинается с данных. В основе нашего мониторинга — российская система Медиалогия, которая обеспечивает максимальный охват русскоязычного цифрового пространства. Однако там, где требуется не просто фиксация, а тонкое понимание контекста — в городских пабликах, узкотематических форумах и профессиональных сообществах — мы всегда дополняем автоматику ручным мониторингом. Именно живой экспертный взгляд позволяет уловить нюансы и локальные обсуждения, которые ускользают от алгоритмов.
Для анализа мы использовали массив с 12 по 28 августа. За этот период мы зафиксировали более 3 тысяч упоминаний СДЭК. Но главное не количество, а контекст и связки.
Инсайты: разделяем шум и системный негатив
Для удобства работы с негативом его можно разделить на категории. Мы выделили три основных кластера.
1 Кластер Ценность
Дороговизна и несоответствие ожиданий.
Что говорят: СДЭК — дорого, выгодно брать мешками, проще документы отправлять.
Что это на самом деле: проблема не в самой цене, а в неочевидной ценности. Клиенты не понимают, за что переплачивают. Почта России, при всех её недостатках, имеет чёткий образ «дёшево и сердито». Образ СДЭК — «дорого, но почему?».
Решение от HIGH VOLTAGE BRAINS: Логично усиливать коммуникацию ценности. В общении с аудиторией необходимо делать акцент на том, в чём ваше преимущество неоспоримо: доставка с примеркой, перевозка хрупких товаров (комнатные растения, оборудование для дайвинга).
2 Кластер Надёжность
Потеря отправлений и работа СДЭК Шопинг.
Что говорят: деньги не возвращают, посылка потерялась, поддержка не помогает.
Что это на самом деле: самый опасный кластер. Он бьёт по базовому ожиданию клиента: «сохранность моих вещей и денег». Проблемы Шопинга проецируются на весь бренд СДЭК, вызывая общее недоверие.
Решение от High Voltage Brains: здесь нужна не просто работа службы поддержки, а системная работа на разных уровнях.
3 Кластер Сервис
Локальные проблемы с большим резонансом.
Что говорят: хаотичные ценники, хамство сотрудников, проблемы с логистикой в конкретных пунктах выдачи.
Что это на самом деле: эти проблемы не являются системными для всей сети, но один такой пост с цитатами из законов может нанести больший репутационный ущерб, чем сотня жалоб на цену.
Решение от High Voltage Brains: создание системы быстрого реагирования на локальные инциденты. Мониторинг не только по названию бренда, но и по геолокациям и адресам пунктов выдачи. Это позволяет интегрировать мониторинг в
От данных к действию: как ИИ усиливает мониторинг, но не заменяет эксперта
Собранные данные — это лишь сырьё. Следующий шаг — их осмысление и преобразование в практические решения. И здесь на помощь приходит искусственный интеллект. Но какова его реальная роль в условиях, когда соцсети сопротивляются автоматизации, а данные остаются разрозненными?
Почему ИИ не заменит команду специалистов
Информация разрознена. Данные из разных источников (соцсети, форумы, отзовики) имеют разную структуру и контекст.
Сложности интеграции. Даже если ИИ проанализировал массив данных, технически сложно «сшить» его с внутренними системами компании, например, с CRM. Экспорт и импорт данных между плохо совместимыми платформами остаётся проблемой.
Сопротивление соцсетей. Платформы активно сопротивляются тотальной автоматизации. Будущее соцсетей — в коммуникации живых людей. Как только пользователи перестанут отличать бота от человека, платформы потеряют ценность. Именно поэтому внедряются верификация, капчи и усложняются алгоритмы публикации. Это началось с
Так в чём же сила ИИ? В гибридном подходе
ИИ — это не замена людей, а мощный инструмент в руках подготовленной команды.
Анализ больших данных. ИИ может проанализировать объём комментариев, неподъёмный для человека, и вычленить самые важные и репутационно опасные сообщения.
Детектирование скрытого негатива. Искать вручную все упоминания компании — задача, близкая к невозможной. Чаще всего для поиска упоминаний используются поисковые системы типа Медиалогии или Brand Analytics. В систему загружаются ключевые слова, и она находит все упоминания в заданном периоде. Например, Медиалогия найдёт пост с прямым негативом в адрес СДЭКа: «СДЭК плохо доставляют».
Но негативный комментарий без упоминания компании Медиалогия не подсветит, для этого нужен дополнительный ручной мониторинг — проверка всех комментариев под постами о компании. Но этот процесс можно автоматизировать: мы используем собственный
Подспорье в коммуникации. С помощью ИИ можно генерировать развёрнутые ответы, которые специалист затем корректирует, делая их точными и человечными.
Вывод: ИИ может быть неотъемлемой частью вашей
Что в сухом остатке
Анализ данных — это лишь первый шаг. Ценность в переводе инсайтов в
Также для СДЭКа, как для компании, которая регулярно сталкивается с негативом, был бы полезен инструмент, который автоматизирует поиск негатива, тем самым экономя человекочасы. Сервис с искусственным интеллектом помогает выявить до 30% больше негатива, который в ином случае остался бы скрытым и отрицательно влиял на репутацию. И одновременно это позволяет в два раза сократить бюджет на мониторинг.
Управление репутацией сейчас — это сложная, но структурированная дисциплина. Мы прошли путь от основ реагирования на негатив до построения комплексной системы, которая включает в себя:
-
Системный мониторинг (как автоматический, так и ручной).
-
Глубокий анализ и категоризацию инцидентов.
-
AI-инструменты для поиска скрытых угроз. -
Стратегическое использование агентов влияния.
-
Интеграцию выводов во все
бизнес-процессы компании.
Репутационный менеджмент — это не отдельная функция, а философия ведения бизнеса. И фундаментом его является анализ информационного поля.










