Как повысить производительность и улучшить отношения с коллегами и начальством за счёт EQ. Читайте на Cossa.ru

28 марта, 16:22

Как повысить производительность и улучшить отношения с коллегами и начальством за счёт EQ

Говорим о важности эмоционального интеллекта в бизнесе.

Как повысить производительность и улучшить отношения с коллегами и начальством за счёт EQ

Понятие «эмоционального интеллекта» сейчас широко известно — ему придают значение как в обществе, так и в деловой среде. Но нередко в фокусе внимания оказываются лишь его малая часть и возможности, считает Мария Лобанова, генеральный директор встроенного в TenChat рекрутингового сервиса TenHunter.

Не IQ единым

Эмоциональный интеллект активно задействован в практиках управления персоналом и развития лидерства. К примеру, уже на этапе оценки компетенций партнёра многие топ-менеджеры делают ставку на soft skills, а не на опыт, учитывают психотип личности и особенности управления предпринимателя. Так работа обеих сторон становится более комфортной и продуктивной.

МегаФон ПроБизнес

Получите Кешбэк 100% за запуск рекламы с МегаФон Таргетом!

Узнать больше >>

Реклама. ПАО «МегаФон». ИНН 7812014560. ОГРН 1027809169585


Под влиянием тренда управление персоналом через агрессию и страх уходит в прошлое. Чем выше EQ (эмоциональный интеллект) команды и управленцев, тем благоприятнее в ней атмосфера, а значит выше производительность бизнеса.

Также сотрудники с развитым эмоциональным интеллектом эффективнее, продуктивность отношений с коллегами и клиентами у них выше. Следовательно, такие кадры приносят больше пользы компании. Кроме того, они лучше справляются со стрессом и конфликтами, что может снизить расходы работодателя на управление персоналом. В копилку плюсов высокого EQ можно добавить гибкость, целеустремлённость, разностороннее развитие. Словом, подобный кандидат всегда востребован.

Многие рекрутеры и руководители сегодня активно пользуются тестами для определения уровня эмоционального интеллекта уже на этапе подбора и найма сотрудника. Однако нередко они ищут конкретные вещи — эмпатию, стрессоустойчивость. И это в корне неверно.

EQ — это не только эмпатия

Эмоциональный интеллект — это умение одинаково хорошо распознавать как свои эмоции, так и эмоции других людей, понимать первопричину и управлять ими — внутри себя и для воздействия на окружение.

Из-за того, что фокус в определении EQ во многом делается на эмоции, достаточно часто его путают с эмпатией. Но она — всего лишь часть эмоционального интеллекта. Поэтому считать, что используешь его, принимая интуитивные решения, ошибочно.

Как и беспокоиться о том, что именно о вас думают окружающие. Важно понимать, почему они могут сделать тот или иной вывод, как отреагируют на определённую эмоциональную реакцию, и при этом сохранять беспристрастность.

Фокус в эмоциональном интеллекте во многом сделан на самопознании. Именно оно делает человека продуктивнее — он направляет свои силы лишь на то, на что может повлиять.

Как EQ может помочь в карьерном росте и решении рабочих задач

Управление стрессом. Умение работать со своими эмоциями позволяет сотрудникам оставаться сосредоточенными и продуктивными даже в сложных ситуациях. К примеру, при выполнении срочной задачи человек с высоким EQ не будет фокусироваться на трудностях — вместо этого направит потенциал на поиск решения и своим примером вдохновит остальных вовлечься в работу. Руководство это заметит.

Более качественное решение проблем. Способность понимать эмоции других помогает специалисту лучше распознать потребности клиентов и коллег, что даёт ему возможность принимать наиболее эффективные решения. Допустим, при общении с раздражённым заказчиком, требующим сделать заведомо неудачный продукт, он постарается взглянуть на ситуацию глазами другой стороны: увидит, что именно привлекает заказчика в идее — часто это не конкретные детали, а нечто более глубокое. Так выявит ценность, и на основе неё сформулирует концепцию, которая устроит всех и принесёт компании ещё один успешный кейс и довольного клиента. Этот момент, опять же, не пройдёт мимо руководства.

Развитие лидерства. Умение мотивировать других способствует продвижению по карьерной лестнице и сплочению подчинённых. Вдохновение, как и паника, заразительны. Когда один из членов коллектива всегда сохраняет присутствие духа, постоянно находится в контакте с остальными — вокруг него формируется доброжелательная, здоровая рабочая среда. Это положительно влияет на продуктивность отдела. Такие кадры всегда будут отмечены начальством и могут рассчитывать на повышение.

Креативность. Столкнувшись с неудачей, человек с развитым EQ быстрее придёт в себя и переключится на поиск нового решения. Понимая первопричину своих эмоций, он не будет на них фокусироваться — вместо этого использует силы для достижения цели. В современном деловом мире это ценное качество — бизнесу в условиях высококонкурентного рынка нужен быстрый результат, компания будет держаться за такого сотрудника.

Улучшенная командная работа. Способность выстроить продуктивные отношения с коллегами помогает сотрудникам эффективнее решать задачи сообща. Когда человек понимает, как именно его воспринимают окружающие и почему, он не рефлексирует из-за конфликтов, не пытается стать другом всем или, напротив, четко соблюдать субординацию. Напротив, прагматично определяет, где у оппонентов профессиональные границы могут переходить в личные, и не пересекает их. Кроме того, люди с развитым EQ знают как свои сильные стороны, так и слабости, что позволяет им качественно делегировать задачи, правильно распределять обязанности. Так каждый член коллектива будет заниматься тем, что получается у него лучше всего, а совещания не перетекут во взаимный обмен упреками или спор.

Если же учитывать уровень эмоционального интеллекта на этапе подбора персонала, то команда изначально будет более включённой и сплочённой. Меньше свар — больше дела.

Как определить уровень EQ и прокачать его: самые простые методики

Эмоциональный интеллект — навык, который можно и нужно развивать, особенно управленцам и топ-менеджерам. Когда сотрудники чувствуют, что идут на работу, где их ценят. и где царит благоприятная атмосфера, они трудятся с большей отдачей. Каждый новый член коллектива поддаётся общему настроению, что сокращает и улучшает адаптацию. Компания не «буксует» при трансформации или смене реалий рынка — а значит, бизнес стабильно развивается.

Для начала стоит изучить теорию Гоулмана. В ней наиболее полно и понятно описываются суть EQ, основные понятия и возможности, которые он даёт.


Далее рекомендуется пройти тест эмоционального интеллекта Холла. Он общедоступен, и позволяет быстро и точно определить уровень EQ человека. Если по итогам тестирования результат составляет 70 баллов и выше — это признак высокого уровня развития эмоционального интеллекта. В остальных случаях над его развитием нужно работать. Какие методы здесь наиболее эффективны?
Развитие честности. Чтобы проверить, насколько вы честны, начните с оценки своих негативных качеств — выпишите три такие черты. Далее подумайте, почему они у вас есть. Допустим, за «раздражительностью» может скрываться сильная усталость, которую вызывает волнение за доверенный вам проект.

Постижение сути своих эмоций. Обращайте внимание на собственные мысли и чувства в различных ситуациях. Запрещать себе эмоции нельзя, даже вредно — это чревато неврозами. А вот управлять ими — в наших силах. Поймите, почему вы в определённой ситуации испытываете то или иное чувство. Допустим, с приходом нового сотрудника в отдел часто испытываете на рабочем месте недовольство, так как вновь прибывший слишком громко разговаривает. Эмоциональный интеллект подразумевает, что воздействовать нужно на то, на что вы можете повлиять. Если дружеская просьба не дала результата — проблему можно решить «переездом» на другое место или наушниками.

Развитие осознанности. Учитесь разделять себя и свои эмоции, чтобы посмотреть на них со стороны и увидеть первопричину. Далее разработайте стратегии для работы со стрессом, гневом и другими негативными эмоциями. Опять же, не стоит себе запрещать их испытывать — нужно научиться направлять энергию в другое русло и переключать фокус внимания. И работать только с тем, что в ваших силах.

Можно использовать следующее упражнение. Нарисуйте график с 10-балльной шкалой. Отметьте уровень, к примеру, стеснительности, на отметке «8». Далее, представляя различные ситуации и переживая эмоцию, сначала поднимите её уровень до максимального, а затем постепенно опускайте до 2–3.

Когда получится зафиксироваться на минимуме — приступайте к задаче, которую стеснительность блокировала. К примеру, разговору с уже упомянутым шумным коллегой. Согласуйте свои эмоции с нужной жизненной целью и направляйте энергию чувств в правильное русло.

Тренировка самоконтроля. Не стесняйтесь говорить с собой про собственные эмоции. При их описании используйте следующую схему: я чувствую — потому что — я хотел бы. Например: «Я чувствую негодование, потому что сотрудники вновь не могут справиться с текучкой самостоятельно, а я хотел бы сосредоточиться на стратегических задачах». Такой подход особенно полезен управленцам. Регулярная практика позволит значительно изменить отношение ко многим событиям.

Повышение социальной компетенции. По сути, это умение «считать» эмоции другого человека, понять, что им движет, и отреагировать на них так, чтобы взаимодействие завершилось максимально продуктивно. Для начала поймите намерение человека. Допустим, сотрудник замкнут. Далее предпринимается действие — аккуратный разговор о том, насколько качественная коммуникация важна для эффективности команды. Значение — это итог: специалист услышал вас и чаще идёт на контакт, либо не услышал — и с этим нужно продолжать работать. Разбор любых диалогов по трём таким точкам позволит стать гораздо продуктивнее.


Постоянное использование описанных методов по отношению к себе и окружающим на работе людям позволят постепенно прокачать собственный эмоциональный интеллект, а также значительно улучшить взаимоотношения с коллективом и руководством. Раз в полгода стоит перепроходить тест Холла, чтобы увидеть свой прогресс, или убедиться, что показатели вашего эмоционального интеллекта стабильно остаются на высоком уровне.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Ваши статьи присылайте нам на 42@cossa.ru. А наши требования к ним — вот тут.

Телеграм Коссы — здесь самый быстрый диджитал и самые честные обсуждения: @cossaru

📬 Письма Коссы — рассылка о маркетинге и бизнесе в интернете. Раз в неделю, без инфошума: cossa.pulse.is

✉️✨
Письма Коссы — лаконичная рассылка для тех, кто ценит своё время: cossa.pulse.is