webit
19 сентября 2017, 16:30
11328
5

Как использовать блокчейн внутри компании — опыт «Фотосклада»

Алексей Банников об эксперименте по внедрению блокчейна в жизнь компании, а также о настоящем и будущем технологии.

Как использовать блокчейн внутри компании — опыт «Фотосклада»

Чтобы сразу было понятно, уточню: биткоин — это криптовалюта, свободная и нерегулируемая. Блокчейн же — это непрерывная цепочка блоков, по которым можно отследить информацию. Этой информацией чаще всего становятся транзакции криптовалют (биткоина, эфира и других). Но это вовсе не единственное применение технологии.

Блокчейн, разумеется, открывает возможности для создания новых криптовалют, у которых по аналогии с физическими деньгами будут собственные курс и сфера применения. Но и сама возможность последовательной цепи хранения информации представляет большой интерес.

Просто представьте, что каждый шаг и каждый процесс записан и зафиксирован. Его легко отследить и практически невозможно взломать. Вся информация при этом децентрализована. Именно поэтому блокчейн и вызывает большое количество разговоров и споров.

Потенциально эта система может изменить не только банковскую систему, но и каждый бизнес в отдельности. Всё зависит только от того, как скоро мы начнём применять её на практике.

Научись управлять digital-проектами всего за 16 недель!

Андрей Терехов, CEO RUWARD/COSSA:
«Сибирикс и лично Владимир Завертайлов сделали огромный вклад в развитие нашего профессионального сообщества — выступлениями, контентом, а теперь и прекрасным курсом для проджектов.

Я рекомендую онлайн-курс «Управление digital-проектами» всем, кто хочет прокачать свои PM-скиллы — из него действительно можно получить много полезного».

Записывайтесь на курс! Старт ближайшего потока — уже 28 февраля.

Реклама

Что такое Ethereum и почему о нём говорят

Чтобы понять, как именно блокчейн может войти в ваш бизнес, придётся обратиться к проекту Ethereum. И тут же появится ещё одно понятие, о котором стоит упомянут — «умный контракт». Смарт-контракт — это приложение, которое работает по собственной программе без неполадок, цензуры или возможности какого-либо мошенничества. Иными словами, он способен обеспечить и отследить выполнение условий любого контракта. При этом смарт-контракты гарантируют полную прозрачность и безопасность.

Соответственно, контракты становятся дешевле, а выполнение условий перед транзакцией будет обязательным.

В свою очередь Ethereum — это платформа или протокол блокчейн, на базе которого может работать любое приложение. Что обеспечивает доступ к смарт-контрактам каждому.

Блокчейн внутри офиса

Мы давно хотели испробовать на собственном опыте пользу таких технологий. Или её отсутствие. Мы искали нечто, соответствующие ряду требований:

  • Подобие акций для сотрудников компании.
  • Способ поощрения за заслуги.
  • Транзакции и финансовые операции между сотрудниками.

Ответом стали токены, которые можно создать на базе Ethereum. Токены — это не совсем валюта, так как за пределами компании они ценности не имеют. Тем не менее с помощью систем управления Ethereum мы можем выставлять курс. Токен базируется на реальной денежной основе, и руководству легко контролировать его распространение между сотрудниками.

Как раз и получается нечто среднее между деньгами и акциями, поскольку курс напрямую зависит от успехов компании.

Сотрудник, который получает такой токен уже иначе относится к выполнению плана — если он добивается успехов, выигрывает и компания, и он сам, так как курс токена растёт. Если же он хочет обменять токен на какие-либо товары или на реальные деньги, это тоже возможно.

Такая система добавляет долю азарта в офисную жизнь: каждый, по сути, получает возможность безопасно и с выгодой для себя поиграть на «бирже». Только если в реальном мире всё зависит от инсайдов и умения предсказать ситуацию на рынке, то в офисе можно собственноручно повлиять на курс.

От идеи к созданию

Как только мы подошли к реализации, оказалось, что блокчейн ещё более многогранен, а токен — это не только деньги. Голос, очки, товар, услуга, членство — привязать к токену можно всё что угодно.

Дальше магия творится непосредственно через сервисы Ethereum. Сначала создаётся dapp — децентрализованное приложение, после чего добавляется токен с характеристиками и функциями. Всё это довольно непростое программирование для разработчиков. Так что если вы хотите подойти к делу ответственно, определённо стоит переложить создание токенов на ИТ-команду.

А вот последующее управление, когда на dapp уже будет натянут дизайн и всё работает, под силу любому. Разобравшись с программной частью, создаём и распределяем между сотрудниками нужное количество токенов. Если вложить достаточно времени и усилий, можно запустить качественную рабочую систему, которая будет исправно служить компании.

Что планировали и как получилось

На практике введение токенов сразу родило немало вопросов. Основные сомнения были вызваны как курсом внутренней валюты, так и её назначением. Это неудивительно, поскольку премии, которые теперь выдаются в токенах, являются основным способом мотивации сотрудника.

Первое, что пришлось сделать — это ввести понятную каждому программу построения курса. Поскольку мы работаем в торговле, у нас всегда существует план продаж. Его выполнение зависит от коллективного вклада всех работников. У каждого отдела тоже есть определённый план. Выполнение общего месячного плана — отправная точка для расчёта курса токена. При выполнении плана курс остаётся неизменен, а при перевыполнении он растёт, и эта сумма в общем становится заметной.

Растёт чистая прибыль компании — растёт и курс нашего токена. Как только сотрудник видит схему на бумаге и может самостоятельно всё рассчитать, становится понятно, что рост премии — это не пустые обещания.

Поскольку инициатива всегда приветствуется, все предложения, которые мы успешно реализуем, награждаются токенами.

К чему мы пришли

Несмотря на то что опыт внедрения блокчейн в бизнес у компании «Фотосклад» пока ещё короткий, уже появилось несколько выводов, о которых хочется рассказать.

В первую очередь, нам удалось на собственной шкуре убедиться в том, насколько блокчейн выигрывает у банковских систем: непрерывная работа системы гарантирует, что любая транзакция происходит в кратчайшие сроки, без сбоев, обеда и выходных.

Пока зарплата все ещё перечисляется на карточку сотрудника, он уже свободно распоряжается токенами.

Поскольку токен подкреплён реальными деньгами, на сумму премии сотрудник может приобрести товары в магазинах нашей сети. То есть если он хочет купить новый смартфон или камеру, он это может сделать по упрощённой системе. Таким образом, растут «домашние» продажи.

Отдельно отмечу заметный рост KPI. Как минимум пока система совсем новая, каждому хочется протестировать её собственноручно. А чтобы получить заветный токен, нужно положительно себя проявить. Таким образом растёт энтузиазм, количество новых идей и продуктивность на рабочем месте.

Блокчейн за пределами офиса

Сейчас криптовалюты появляются с умопомрачительной скоростью. Некоторые системы удержатся и, вероятно, даже подвинут биткоины с пьедестала. Остальные же исчезнут так же быстро, как и образовались. Пока что эксперты сходятся во мнении, что рынок криптовалют может качнуться в любую сторону в любой момент.

А вот блокчейну пророчат революционное будущее.

Например, для отношений между двумя компаниями смарт-контракт означает возможность упрощённого заключения сделок, где условия будут регулироваться участниками сделки. Если мыслить утопически, отпадает необходимость во встречах, подписании документов и привлечении юристов и банков. Компании этого вымышленного будущего смогут напрямую осуществлять товарно-денежные отношения.

Естественно, банкам такое положение дел не по душе. Но остановить этот процесс уже невозможно — и проще всего к нему присоединиться.

Многие всемирно известные компании уже отметили полезность Ethereum — так образовался Enterprise Ethereum Alliance. Это альянс, в который входят Microsoft, Intel, BP, MasterCard и более 150 других компаний. Все они тестируют возможности платформы, чтобы найти наиболее выгодное применение в своих сферах.

BP рассматривает технологию в трейдинговом направлении, финансовые компании, такие как JPMorgan Chase, фокусируются на возможностях снижения рисков и времени проведения операций.

У нас в стране продвижением технологии занимается Национальная ассоциация блокчейна России.

Конечно, пока ещё — как и любое ПО — блокчейн находится в стадии тестирования. И даже на этой ступени уже выявляются проблемы — как минимум нежелание крупных игроков делиться разработками с конкурентами. Поэтому будущее Ethereum все ещё туманно. Но точно ясно одно — блокчейны пришли, чтобы остаться и в ближайшее время мы будем узнавать о них всё больше.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Ваши статьи присылайте нам на 42@cossa.ru. А наши требования к ним — вот тут.

Комментарии:

Отличный пример геймофикации для сотрудников! А сколько календарных дней потребовалось на запуск от начала работы с Ethereum? Вы сделали токены в своей закрытой сети или в mainnet ?
Ответить
Добрый день! Спасибо за комментарий!
Пока проект находится в разработке, поэтому точные сроки реализации мы пока назвать не можем.
Что касается mainnet и собственной сети, здесь возникают некоторые сложности. Mainnet дает более защищенные транзакции, и возможность переводить токены в Ether. Но это уже заходит на территорию криптовалют, а нас интересует исключительно токен. Testnet дает возможности использовать смарт-контракты, но транзакции менее защищены и валюта не подкреплена Ether. Оставшийся вариант - собственная сеть - оказался наиболее выигрышным, поскольку обеспечение токена реальными деньгами мы можем проконтролировать самостоятельно, при этом сохранив различие между нашим  проектом, введением токена, и работой с криптовалютами.
Ответить
- 0 +
Здравствуйте.
Спасибо за статью.
Как совпадение. Искал инструменты для своего проекта, теперь кажется нашел в какую сторону можно двинуться.
В двух словах, на примере социальных сетей:
Как поощирить участников сообщества делиться лайка и и шарами, делать комменты и проявлять активность? Показать им, что за любое их действие им начисляется скидка на покупки.
Например ставя лайк, пользователю начисляется коин. Стоимость коина расчитывается исходя из 1000 показов равны 100р. (Для примера).
За один лайк к записи набравший 1000 просмотров, пользователь получает коинов на сто рублей, и возможность потратить их на сайте для покупки товара.
Соответственно чем больше просмотров тем выше цена коина, чем больше действий, тем больше просмотров, чем больше участников, тем меньше каждый из них получит, но средняя сумма полученной скидки увеличивается.

Мне на данный момент кажется, что такая система может стать неплохим дополнением к другим инструментам привлечения трафика, как в группу, так и на сайт проекта.

И вот прочитав эту статью, мне кажется, технология блокчейн как нельзя лучше подходит, для реализации этой гипотезы. (Жаль что я не программист :) ).

Вопрос к автору: могли бы вы дать комментарий на мою гипотезу? Считаете ли вы осуществимой эту идею на сегодняшний день?
Ответить
- 0 +
Taf Taffus #
26.09.2017 05:51
Не раскрыта схема имплементации описанного блокчейна в бизнес-процессы компании генерирующие основную прибыл. Смотреть на досуге как бегают тугрики между сотрудниками это весело, но и только.
Ответить
- +1 +
AlexMavrov #
04.10.2017 11:20
>Смарт-контракт — это приложение, которое работает по собственной программе без неполадок, цензуры или возможности какого-либо мошенничества.

Вы правильно сказали, что смарт-контракт это приложение. Но это приложение, которое пишете вы сами (прописываете условия работы конкретного смарт-контракта). А значит смарт-контракт подвержен ошибкам и неполадкам. Да о чем говорить, если банковская сфера уже активно ищет специалистов, проверающих смарт-контракты на безопастность. Ваше утверждение "смарт-контракт без неполадок, цензуры" не имеет смысла.

>Выполнение общего месячного плана — отправная точка для расчёта курса токена.
>При выполнении плана курс остаётся неизменен, а при перевыполнении он растёт, и эта сумма в общем становится заметной.

по вашей схеме если колл центр плохо работает и прямым текстом шлет клиентов, то план продаж будет провален и все, включая программистов, кладовщиков, бухгалтерию - не увидят рост курса внутренней валюты, а у вас это равно тому, что данные отделы не получат премии.
Логично ли это, завязывать премии программистам на то, как работает колл-центр или маркетинг? Не логичнее ли завязывать KPI программистов на те вещи, за которые они 100% отвечают - качество работы сайта, внутренней CRM и т.д

>Поскольку токен подкреплён реальными деньгами, на сумму премии сотрудник может приобрести товары в магазинах нашей сети.
>То есть если он хочет купить новый смартфон или камеру, он это может сделать по упрощённой системе. Таким образом, растут «домашние» продажи.

А если сотруднику не нужен смартфон, камера или электросамокат?
Сотруднику нужно молоко, мясо и овощи. Как ему обналичить токены, чтобы пойти в продуктовый и купить еды?
Единственный вариант это купить у вас же камеру и продать её на Авито?

Или вы оставили обычные денежные премии, а токены используете как дополнительный фактор мотивации?
Ответить
Ответить?
Реклама

Самые интересные статьи, обзоры и размышления —
в рассылке!

Email *


Подпишись!


Вход на cossa.ru

Уже есть аккаунт?
Выбирай любой вариант входа:
Facebook Twitter Vkontakte

Используйте свой аккаунт в социальной сети Facebook или Twitter, чтобы пользоваться сайтом

Не забудьте написать email на странице своего профиля для управления рассылкой