Две поисковые системы, которыми суммарно пользуется более 95% аудитории Рунета, решают одинаковую задачу — ранжируют сайты так, чтобы предоставить максимально качественную и релевантную выдачу по конкретному запросу. Имея общие цели, Google и «Яндексе» по-разному подходят к их достижению. В этой статье мы подробно поговорим о механизмах ранжирования и приоритетах каждой из систем.
Эффект песочницы
Возраст веб-проекта имеет большое значение для обеих систем. И Google, и «Яндекс» ограничивают видимость молодого сайта в выдаче, отправляя его в так называемую песочницу. В среде оптимизаторов до сих пор идут споры касательно этого явления, кто-то считает sandbox классическим фильтром, кто-то псевдофильтром, а некоторые воспринимают песочницу как стартовую пессимизацию сайта. Как бы там ни было, все согласны с тем, что первые месяцы после запуска проект не способен полноценно генерировать органический трафик.
Период ограничения видимости для молодого сайта в Google и «Яндексе» разный. Свои отличия имеют и механизмы выхода из песочницы. Говорить о конкретных цифрах сложно, т.к. многое зависит от особенностей каждого проекта и той SEO-поддержки, которую он получал с момента запуска. Наш опыт, равно как и наблюдения коллег, позволяют утверждать, что в «Яндексе» период песочницы заканчивается быстрее — в среднем это происходит через 3-6 месяцев. В Google органический трафик отсутствует ощутимо дольше, и период стартового простоя может занимать до 9-12 месяцев.
Механика выхода из песочницы также разнится. В «Яндексе» ее можно ускорить, проведя над сайтом комплексную работу по ряду направлений, о которых мы подробно рассказывали здесь. В Google эффект от этих мероприятий не столь заметен. Выход из песочницы в «Яндекс» происходит плавно: сайт начинает последовательно наращивать трафик сначала по низкочастотным, а затем по высокочастотным запросам. В Google все менее предсказуемо. Здесь часто наблюдается картина, когда после многомесячного простоя сайт буквально взрывается, генерируя трафик как по высокочастотной, так и по низкочастотной семантике. Важно понимать, что вне зависимости от особенностей поисковых алгоритмов грамотная SEO-поддержка молодого сайта однозначно принесет пользу в будущем.
Возрастной фактор
Поисковые системы больше доверяют проектам со старыми доменами, которые хорошо отстоялись и накопили траст. Этот факт всегда являлся камнем преткновения среди оптимизаторов, но цифры говорят сами за себя: средний возраст домена из топ-30 Яндекса — 9,76 лет, из топ-30 Google — 11,3. Это вовсе не значит, что поисковики эйджисты и дискриминируют проекты по возрастному признаку. Но при прочих равных, приоритет ранжирования будет отдан взрослым доменам.
Особенности аудитории
Несмотря на то, что «Яндекс» долгое время удерживал доминирующие позиции в Рунете, в последние годы популярность обеих систем фактически сравнялась. Согласно метрикам российского поисковика он по-прежнему остается лидером поиска в России с долей в 56% (против 40% пользователей Google). Ряд независимых исследований предлагает другую картину охвата поискового рынка в РФ, согласно которой Google незначительно опережает отечественную систему.
Как бы там ни было, фактическая разница незначительна, и это еще раз доказывает тот факт, что продвижение онлайн-бизнеса под отдельную поисковую систему на сегодняшний день является сомнительной стратегией.
Скорость ранжирования
Механика ранжирования каждой из систем — тайна за семью печатями. Google и «Яндекс» оценивают сайт и расставляют поисковые приоритеты на основе сложных алгоритмов, принимающих во внимание множество факторов. Из-за небывалой секретности в этом вопросе сложно оперировать точными фактами. По косвенным данным и заявлениям, сделанным в разное время представителями обеих компаний, предполагают, что «Яндекс» учитывает порядка 800 параметров ранжирования. В Google их заметно меньше: в свое время один из представителей американской компании упоминал о 205.
Какую практическую пользу можно извлечь из этого факта? Сложность алгоритма влияет на скорость индексирования и ранжирования сайта, а также на динамику обновлений. Это важный момент, который необходимо учитывать при разработке стратегии продвижения сайта. Захватить верхние позиции выдачи в Google — легче и быстрее, что неоднократно подтверждалось множеством экспериментов. На то чтобы добиться аналогичных результатов в «Яндексе», уйдет в разы больше времени. В то же время, в российском поисковике не столь сильно штормит выдачу: попав в топ по конкретному запросу, скорее всего, вы продержитесь там дольше.
Поведенческие факторы
Поведение посетителей дает поисковым алгоритмам пласт ценнейшей информации: они оценивают, насколько ресурс полезен для пользователей, на основе чего присваивают ему соответствующий приоритет ранжирования. Чем лучше поведенческие, тем выше сайт поднимается в выдаче — это базовая логика обоих поисковиков. Поведенческих факторов довольно много, но и для «Яндекса», и для Google выделяют тройку параметров, имеющих приоритетное значение — продолжительность пользовательской сессии, глубина просмотров и процент отказов. Контролю этих метрик уделяют первоочередное внимание. При наличии проблем, на сайте реализуют общий или локальный аудит, проводят тестирование и оптимизируют выявленные недочеты.
Что касается индивидуальной специфики каждого из поисковиков, то здесь также прослеживается определенная закономерность. Есть небезосновательное мнение, что для «Яндекса» большее значение имеют поведенческие факторы непосредственно на странице — внутренние переходы, характер скроллинга, время на сайте и пр. Google в большей степени восприимчив к действиям пользователей в выдаче — кликабельности сниппета, повторному возврату на сайт через поиск.
Коммерческие факторы
Для ранжирования eCommerce сайтов поисковые алгоритмы учитывают дополнительный пласт параметров. Качество и надежность бизнеса во многом оценивают на основе коммерческих факторов.
АссортиментТенденции последних лет показывают, что ключевым параметром в этом вопросе является ассортимент. Топ выдачи везде удерживают магазины с широкой товарной сеткой. Корреляция ассортимента с позицией у «Яндекса» более выраженная. На сегодняшний день в арсенале SEO-оптимизаторов еще существуют приемы, которые позволяют небольшим магазинам конкурировать с коммерческими гигантами. О некоторых из них мы рассказывали здесь. Но в целом, без хорошего ассортимента высокие позиции магазина в выдаче — это больше исключение.
ИнтерфейсыИ в «Яндексе», и в Google для eCommerce-сайтов с неоптимизированным интерфейсом и плохими карточками товаров путь в топ закрыт. В выдаче обеих систем практически нет магазинов, которые не указывают цены. Отсутствие кнопки заказа, фотографий и технических характеристик товаров, — все это также критические ошибки, закрывающие путь на первые страницы выдачи. Теме проработки пользовательских интерфейсов в eCommerce мы уделяли довольно много внимания:
Условия продажиЧто мешает карточке товара продавать?
Как оформить страницу «Товар не найден», чтобы пользователь остался на сайте
Фотография товара, которая продает
Для эффективного продвижения магазина и в «Яндексе», и в Google важно предоставлять информацию о доставке, гарантиях возврата и поддерживать как можно больше форматов оплаты — это те факторы, с которыми, по наблюдениям аналитиков, коррелируется попадание в топ-30. Предоставление контактной информации основных представительств и филиалов компании — также важный момент для обеих поисковых систем.
Тексты
С точки зрения SEO тексты продолжают играть первоочередную роль для продвижения в обеих системах. И для «Яндекса», и для Google абсолютный приоритет — это уникальность контента. Правда, отечественный поисковик демонстрирует большую жесткость в этом вопросе. Алгоритмы «Яндекса» строже относятся к удобочитаемости и плотности вхождения ключевых слов. Наличие на сайте переспамленных текстовых портянок чревато наложением фильтра «Баден-Баден». В Google качество контента контролирует не менее строгий алгоритм Panda.
Вам также может быть интересно:
ТОП-10 инструментов для работы с текстом
Google индексирует контент быстрее — продвижение текстами здесь более динамичное. В «Яндексе» рассчитывать на ускоренный прогресс не приходится, но, из-за того, что контент-фактор для российского поисковика имеет большее значение, польза от качественного статейного продвижения здесь значительно ощутимее.
Размер текстов на посадочных страницах — еще один момент, в котором прослеживается принципиальная разница. Google лоялен к большому количеству знаков на главной странице, в разделах и подразделах: средний объем текстов по топу — 3-4 тысячи знаков. Чтобы понравиться «Яндексу», большинство оптимизаторов старается делать на посадочных страницах сжатые и информативные описания на 1-1,5 тысячи символов с минимальным количеством ключей. Не в последнюю очередь это объясняется рисками уже упомянутого фильтра «Баден-Баден».
Роль ссылок в продвижении
Борьба со ссылочным спамом — приоритетное направление для обоих поисковиков. Алгоритмы Penguin и «Минусинск» заставили многих оптимизаторов кардинальным образом пересмотреть свои стратегии продвижения. Сегодня массовая закупка и размещение ссылок на сайтах с сомнительной репутацией — самый короткий путь под фильтры Google и «Яндекса». В то же время, в обоих поисковиках продвигаться без хорошего ссылочного профиля очень сложно, а в некоторых случаях и вовсе невозможно, например, если речь идет о нише с большой конкуренцией.
Вам также может быть интересно:
Линкбилдинг без рисков. Как обезопаситься от ссылочного взрыва?
Ссылочное продвижение не списывают со счетов, но в эпоху гугловского Penguin и яндексовского «Минусинска» подходят к нему максимально аккуратно и точечно. Чтобы бэклинки приносили пользу, особо тщательно проверяют каждый сайт-донор, используют грамотное соотношение анкорных и безанкорных линков, размещают ссылки в качественном и полезном контенте, сглаживают эффект коммерческой спамности крауд-ссылками и сигналами из социальных сетей. Сегодня только такая схема линкбилдинга имеет право на жизнь как в Google, так и в «Яндексе».
Поисковые запросы и структура выдачи
Обе поисковые системы по-своему оценивают приоритеты пользователей. «Яндекс» более корректно воспринимает русскоязычные запросы. Эта особенность хорошо прослеживается на неточных конструкциях, когда запрос неоднозначный, но поисковик понимает о чем речь, и предлагает релевантные сайты.
«Яндекс» старается формировать выдачу, в которой остается значительно больше места не только коммерческим, но и информационным результатам. Но даже при всех имеющихся различиях семантическое ядро, сделанное под «Яндекс» будет эффективно работать и в Google, равно как и наоборот.
Фактор региональности
«Яндекс» уделяет ощутимо больше внимания фактору региональности. С ориентацией на геозависимость здесь анализируют рыночные ниши и выстраивают базовые стратегии продвижения. Регион обязательно прописывают в Вебмастере, используют при заполнении метатегов и в основном контенте. Даже номера телефонов через 8-800 дают здесь определенные преференции в ранжировании.
Google уделяет меньше внимания этому вопросу. С его глобальным характером более важными факторами являются доменная зона и месторасположение сервера. Один и тот же сайт может ранжироваться одинаково даже в такой большой стране как Россия.
Адаптация под mobile
Удобству пользования сайтами со смартфонов и планшетов в Google всегда уделяли приоритетное внимание. С 2018 года наличие у ресурса адаптивной версии является одним из ключевых факторов ранжирования. После внедрения новой модели индексации Mobile First Index, вне зависимости от устройства с которого вы производите поиск, выдача формируется на основе мобильного индекса. Соответственно на место в топе могут претендовать только сайты, имеющие хорошую mobile-адаптацию.
Вам также может быть интересно:
Мобильный трафик в российском eCommerce: тенденции, цифры, рекомендации
«Яндекс» более либерален в этом вопросе. Здесь не заявляли о прямом влиянии мобильной адаптации на ранжирование, но с учетом постоянного роста доли mobile-трафика становится очевидным, что это вопрос времени.
Подводя итог
Обе поисковые системы ранжируют сайты со своими нюансами. В некоторых случаях эти отличия весьма существенны: речь идет о региональности, семантике запросов, требованиям к текстам, эффекте песочницы и других аспектах, подробно рассмотренных в статье. Но даже эти моменты не вызывают глобальных противоречий. Выполнив стандартный пул работ по поисковой оптимизации, позиции сайта улучшатся в обеих системах, ведь конечная цель алгоритмов Google и «Яндекса» — сделать так, чтобы пользователь получал в своей выдаче качественный и релевантный контент.