Почему нулевая комиссия может погубить рынок продаж билетов в интернете

О том, на что рассчитывают российские тикетинг-компании, когда предлагают свои услуги бесплатно (или условно бесплатно), и чем это чревато для всей индустрии, рассказывает CEO Radario Сергей Сучков.

У большинства билетных операторов и платформ на российском рынке схожая модель монетизации — организатор платит определённый процент с каждого проданного билета. Ещё недавно размер этой комиссии был примерно одинаковым: 4–8% у билетных платформ и в два раза больше у крупных билетных операторов, которые за эту цену также дают воспользоваться своим брендом и неким набором услуг по продвижению событий.

Однако всё больше компаний (особенно новых игроков рынка), разрабатывающих решения для онлайн-продажи билетов, предлагают клиентам продукт с нулевой комиссией, то есть якобы абсолютно бесплатно. Попробуем разобраться, что скрывает под собой этот 0% и почему такое ценообразование может погубить весь рынок тикетинга.

Прежде всего нужно понимать, что у любого нуля есть своя цена, и бизнес, который не ставит перед собой цели заработать, заведомо вызывает подозрения.

Чаще всего пресловутый 0% скрывает под собой либо повышенную оплату за транзакцию, либо комиссию, которая перекладывается на конечного потребителя, покупателя билета. По сути эта модель ничем не отличается от работы с уже зарекомендовавшими себя игроками рынка и привычной комиссией — просто организатор искусственно увеличивает цену билета для своего потребителя, но ничто не мешало заложить этот процент в стоимость билета и раньше.

Прокачай свои digital-скиллы!

COSSA рекомендует крутые практические онлайн-курсы для прокачки ваших digital-скиллов:

  • UX-Аналитика развернуть программу
    • Введение в специальность. UX-Аналитика в digital
    • UX Аналитика. Data-Driven / Data-Informed
    • Обзор аналитических инструментов
    • Продвинутый разбор Google Analytics
    • Построение и оптимизация воронок
    • Очные исследования
    • Удаленные исследования
    • Петля улучшений. Поиск гипотез и версионность тестов
    • A/B Тесты и другие способы проверки гипотез
    • Юнит-Экономика
    • Почему не обойтись без базовых знаний JS
    • Настройка Google Tag Manager
    • Зачем нужен SQL и как с ним работать?
    • Аналитика 360. Ваши персональные большие данные
    • AIC.Brain. Аналитическая система своими руками
    • Введение в BI. Обзор промышленных систем аналитики
    • Разбор кейсов
    Записывайтесь на курс! Старт ближайшего потока — уже 27 октября.
  • Управление Digital-проектами развернуть программу
    • Экологичный путь менеджера
    • Релиз-менеджмент: готовим проекты к запуску
    • Требовательность digital-продюсера
    • Аналитика. Базовые навыки
    • Как пасти котов: правильное делегирование в IT
    • Переговорные навыки. Часть 1. Цикл продаж
    • Переговорные навыки. Часть 2. Провокации. Работа с возражениями
    • Оценка и декомпозиция digital-проектов
    • Планирование своего времени
    • Управляем дизайнерами. Scrum в дизайне
    • Выравнивание рабочего потока и балансировка нагрузок
    • Навыки ведения конструктивного диалога
    • Работа с кадрами: сложные вопросы
    • Тонкие моменты (рассмотрим по ходу дела)
    • Работаем с типовыми документами
    Записывайтесь на курс! Старт ближайшего потока — уже 27 октября.
  • UX-Дизайн развернуть программу
    • Профессия дизайнера в эпоху цифровых перемен
    • Основные этапы проекта
    • Service design
    • UX-проектирование — качественные исследования
    • UX-проектирование — прототипирование
    • Data-driven design
    • Concept design творчество в дизайне
    • Visual design
    • Техника успешной презентации
    • Отраслевая специфика
    • Разбор кейсов из практики: «госуслуги» — проектирование и дизайн интерфейсов
    • Разбор кейсов из практики: 1C-битрикс и битрикс24 — разработка дизайна сайта, продуктов и единой экосистемы интерфейсов
    • Разбор кейсов из практики: нтв-плюс — разработка и развитие сайта
    • Специализация и карьера
    Записывайтесь на курс! Старт ближайшего потока — уже 27 октября.
  • Скетчинг для дизайнеров развернуть программу
    • Понимание формы
    • Техники и инструменты. Светотень
    • Фактуры и текстуры
    • Перспектива и аксонометрия
    • Перспектива как инструмент
    • Построение теней и отражений
    • Изображение людей. Базовые пропорции и анатомия
    • Человек в движении. Одежда
    • Изображение головы и рук человека. Лицо, мимика, жесты
    • Анатомия животных
    • Рисование без натуры. Методы и возможности
    • Домашние заготовки. Типовые изображения часто встречающихся форм
    • Композиция. Основные принципы. Композиция иллюстрации. Взаимодействие пространства и формы
    • Скетч как инструмент креативности
    • От живого рисования — к цифровому. Обзор
    • Цифровое рисование. Технические приемы
    Записывайтесь на курс! Старт ближайшего потока — уже 27 октября.

Мы гарантируем качество программ и обучения по всем этим образовательным программам.

Реклама

Но в борьбе за крупных клиентов некоторые билетные компании предлагают и полностью бесплатные решения — многим из них хватает вложений, инвестиций и оборотных средств для текущей работы. Однако по сути такая бизнес-модель ничем не отличается от принципа работы финансовых пирамид, когда старые вкладчики получают прибыль за счет новых. Но такие истории недолговечны — инвесторские деньги имеют склонность заканчиваться, а новые инвестиции на рынке тикетинга сегодня получить крайне сложно. Поэтому, работая с компаниями, не ориентированными на получение прибыли и выход в плюс, организатор в какой-то момент может столкнуться с реальными сложностями. Стоит вспомнить хотя бы историю сервиса Eviterra, авиабилеты клиентов которого были аннулированы из-за того, что компания не смогла покрыть текущие расходы, поскольку была отключена от системы бронирования и не могла продавать билеты новым пользователям.

Идти на такие радикальные шаги с ценообразованием могут позволить себе только крупные и стабильные компании, лидеры рынка, однако они не спешат этого делать. И причина проста — они умеют считать деньги и дорожат своим имиджем. Но, когда ценовая борьба за клиента за счёт десятков новых игроков билетного рынка с 0% в анамнезе достигнет своего пика и заставит включиться в неё совсем уж мастодонтов, скорее всего, они довольно быстро потеснят своими неограниченными ресурсами и распределённой бизнес-стратегией компании, живущие за счёт инвестиций. Развитые зарубежные рынки показывают, что на них выживают только стабильные игроки, которые понимают, что бизнес должен приносить деньги. Поэтому в основе их стратегии не демпинг, а грамотное построение бизнес-модели, которая и должна привлекать клиентов, а не низкая стоимость.

Компании же, предлагающие полный ноль, по сути не создают ничего, кроме дополнительной конкуренции с такими же нулями, попутно инициируя ценовую войну и дестабилизацию отрасли.

Кроме того, в этом читается и некоторое неуважение ко всем участникам рынка, когда их труд оценивается в ноль. Возникает вопрос: если то, что ты делаешь, не является ценностью, то зачем ты это делаешь?

Безусловно, есть вариант, что это действительно долгосрочная стратегия набора клиентов, для того чтобы попутно разработать некую killer feature, которая создаст добавленную стоимость продукта и сохранит тебе жизнь. Однако рынок не находится в вакууме — все новые разработки и технологии так или иначе на виду, и есть большой риск не успеть за крупными компаниями, которые предлагают более выгодные условия и вкладывают намного больше средств в разработку.

Ноль процентов сам по себе не может быть конкурентным преимуществом. Конкурентные преимущества билетной платформы — это широкая функциональность, технологичность, лёгкая интеграция и удобство в использовании. И основанием для выбора решения для автоматизации должны быть именно категории, а не только лишь цена. Должен быть грамотный баланс между технической и финансовой составляющей. Хорошие постоянно поддерживаемые и обновляемые программные решения не могут и не должны быть бесплатными.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Ваши статьи присылайте нам на 42@cossa.ru. А наши требования к ним — вот тут.


Комментарии:

- 0 +
Yaroslav Maxymovych #
03.07.2017 22:20
Очень романтичное и смелое мнение
Ответить
Ответить?

Самые интересные статьи, обзоры и размышления —
в рассылке!

Email *


Подпишись!


Вход на cossa.ru

Уже есть аккаунт?
Выбирай любой вариант входа:
Facebook Twitter Vkontakte

Используйте свой аккаунт в социальной сети Facebook или Twitter, чтобы пользоваться сайтом

Не забудьте написать email на странице своего профиля для управления рассылкой