Авторские права в SMM

Как избежать судебных исков за картинки и фотографии в вашем паблике.

Все маркетологи, работающие с соцсетями, обязательно сталкиваются с вопросами авторского права. А бренды, использующие в соцсетях материалы пользователей (например, в пабликах, посвященных фото- и видеотехнике), к авторским правам должны относиться с особым вниманием. Для них пункт VII Гражданского кодекса РФ («Право на результаты интеллектуальной деятельности») и конкретно глава 70 («Авторское право») является основным навигатором и руководством к действию.

9 июня 2015 года Верховный суд РФ расставил все точки над «i» в вопросе работы с фотоконтентом в сети. Права на фото не переходят в публичное пользование, после того как автор опубликовал свой материал. Другими словами:

Даже если кто-то разместил в альбоме вашей группы свои фотографии, это не значит, что они перешли в ваше распоряжение.

Как же правильно работать с авторским контентом? За 8 лет успешной работы с соцсетями в MEDIA STARS Digital Group сложились три ключевых правила, которые помогут в работе любому администратору сообщества.

1. Правила пользования ресурсом

Хорошо проработанные и юридически грамотные правила сообщества в социальной сети могут обезопасить администратора от большей части претензий пользователей и третьих лиц. Закрепите правила в ТОПе тем сообщества, а в описании сообщества укажите, что нужно их прочитывать.

Следует понимать, что если что-либо не учтено в правилах, то в спорном вопросе пользователь всегда будет прав. Поэтому для работы с авторским контентом нам пришлось ввести в команду специального эксперта по авторскому праву, осуществляющего юридический контроль.

Вот один из наглядных примеров детально проработанных правил сообщества.

2. Получение разрешений на использование фотографий

Основная проблема социальных сетей — отсутствие достаточной идентификации пользователей как субъектов правоотношений. Чтобы использовать изображения на законном основании, администрация сообщества должна не просто получить текстовое разрешение у пользователя, но и быть способна доказать, что пользователь, давший согласие — действительно автор фотографии.

Между тем, используемые авторами в соцсети ФИО или никнейм часто далеки от их реальных имен. А аккаунт автора (учитывая, что некоторые люди не считают нужным раскрывать все свои личные данные) может не содержать другой идентифицирующей информации.

Велика вероятность того, что в случае спора действия администратора, который получил разрешение на использование материала у CrazyMaker99 или Авессаломы Александрийской, не будут признаны добросовестными.

Чтобы избежать подобных ситуаций, мы всегда идентифицируем лицо, у которого запрашивается разрешение на использование фотографии. Для этого мы отправляем автору стандартизированную форму разрешения на использование изображения, содержащую минимально необходимые для идентификации автора сведения и гарантии.

Кроме того, в договоренности обязательно согласовываем, что автор дает разрешение использовать его материал бесплатно. Если этот вопрос не урегулировать, впоследствии фотограф может законно потребовать деньги.

Можно отсылать юридическую форму разрешения пользователю тогда, когда это разрешение потребуется. Но мы пошли по более продуктивному пути, рассчитанному на долгосрочную перспективу.

На протяжении нескольких лет мы собирали для клиента NIKON базу фотографов различных жанров — от свадебных фотографов до фуд-стилистов. Каждый из авторов заполнил юридическую форму. В итоге у нас собралась база из 2000 профессиональных фотографов по всей России, работы которых мы используем для создания по-настоящему уникального контента.

А так как разрешение на использование их эксклюзивных работ у нас уже есть, это значительно упрощает работу администрации сообщества и повышает оперативность и частоту обновлений паблика.

3. Использование брендированных фотографий

Если предполагается масштабная рекламная кампания с использованием изображений, желательно заключать двусторонний письменный лицензионный договор, в котором будут согласованы все условия такого использования.

Если такой возможности нет, следует хотя бы испросить у автора письменное одностороннее разрешение, в котором будет содержаться либо общее полномочие на внесение любых изменений в изображение, либо исчерпывающий перечень всех допустимых изменений (добавление логотипа, слогана и т. п.).

Отличие обычного юридического разрешения на использование фотографии от согласия на брендирование лишь в одном пункте. В нем уточняется, что при использовании фотографии в само произведение могут вноситься изменения.

Каждая фотография, по мнению её автора — произведение искусства. Поэтому брендирование без разрешения — это как без официального получения прав разместить логотип на «Подсолнухах» Ван Гога и использовать это изображение в рекламных целях. Последствия брендирования без получения разрешения могут быть катастрофичны для вашего паблика.

В заключение добавим, что даже если следовать основным правилам, не всегда получается урегулировать абсолютно все моменты, касающиеся авторских прав. Механики конкурсов с авторским контентом видоизменяются, альбомы, куда пользователи загружают контент, также претерпевают изменения, да и сами законы по авторскому праву периодически обновляются.

В любом случае мы советуем иметь в штате хорошо подкованных в Гражданском кодексе РФ сотрудников или периодически консультироваться у юристов.

Комментарии:

Сапасибо
Ответить?

Самые интересные статьи, обзоры и размышления —
в рассылке!

Email *


Подпишись!


Вход на cossa.ru

Уже есть аккаунт?
Выбирай любой вариант входа:
Facebook Twitter Vkontakte

Используйте свой аккаунт в социальной сети Facebook или Twitter, чтобы пользоваться сайтом

Не забудьте написать email на странице своего профиля для управления рассылкой